Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Зареченская основная общеобразовательная школа Октябрьского муниципального округа» ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на 2024 – 2025 учебный год 2024 Недельный план внеурочной деятельности 2024-2025 учебный год Направление развития личности Название курса Количество часов 1 класс неделя 2 класс всего 3 класс неделя неделя 4 класс неделя год неделя Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационнопросветительск ие занятия патриотической направленности Разговоры о важном 1 1 1 1 4 135 Занятия по формированию функциональной грамотности Функциональ ная грамотность 1 Занятия, направленные на удовлетворение профориентацио нных интересов и потребностей Мир профессий 1 1 34 34 1 Вариативная часть Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии Занимательны й окружающий мир 1 1 34 Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальн ых и социокультурны х потребностей Ментальная арифметика 1 1 34 Итого 5 5 5 5 Направление развития личности Названи е кружка Количество часов 5 класс 6 класс неделя неделя 7 класс неделя всего 8 класс 9 класс неделя неделя год неделя Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Разговор ыо важном 1 1 1 1 1 5 170 Занятия, направленные на удовлетворение профориентационн ых интересов и потребностей Россиямои горизонт ы - 1 1 1 1 4 136 1 1 2 68 1 34 2 68 1 34 2 68 1 34 Занятия по формированию функциональной грамотности - Введение в аграрные професси и Формиро вание функцион альной грамотно сти 1 Вариативная часть Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей Практику м по математи ке 1 Практику м по общество знанию 1 34 Практику м по русскому языку Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии Итого 1 1 Практику м по основам безопасн ости и защиты Родины 1 1 4 6 4 4 5 Пояснительная записка Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными документами и методическими рекомендациями: - Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационнометодическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); - Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ ; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СП 2.4.3648-20); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее – СанПиН 1.2.3685-21). План внеурочной деятельности является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. В целях реализации плана внеурочной деятельности МОБУ Зареченская ООШ может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО и ООО МОБУ Зареченская ООШ обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности. Содержательное наполнение внеурочной деятельности Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания МОБУ Зареченская ООШ. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию модели плана с преобладанием учебнопознавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности: Модель плана внеурочной деятельности Преобладание деятельности Содержательное наполнение учебно-познавательной занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных учебных предметов; занятия обучающихся по формированию функциональной грамотности; занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проектноисследовательскую деятельность; профориентационные занятия обучающихся Планирование внеурочной деятельности С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности в МОБУ Зареченская ООШ предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся: 1 час в неделю - на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" (понедельник, первый урок); 1 час в неделю - на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); 1 час в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства). Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: 3 часа в неделю - на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектноисследовательской деятельности, исторического просвещения); 2 часа в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах); Основное содержание рекомендуемых занятий внеурочной деятельности отражено в таблице: Направление внеурочной деятельности Рекомен Основное содержание занятий дуемое количест во часов в неделю Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" 1 Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы: занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся 1 Занятия, направленные на 1 удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. Вариативная часть Занятия, связанные с 3 реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации. Занятия направленные на 2 удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований) Занятия, направленные на 2 удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений - заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро- и микрокоммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни. Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности Российского движения школьников и Юнармейских отрядов; волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы; выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией; Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов); творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе и т.п. Цель и идеи внеурочной деятельности Цель внеурочной деятельности: создание условия, обеспечивающих достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у обучающихся принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося во внеурочное время, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной на социально значимую практическую деятельность. Ведущими идеями плана внеурочной деятельности МОБУ Зареченская ООШ являются: - создание условий для достижения обучающимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу; - ориентация на достижение учениками социальной зрелости; - удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей. При этом решаются следующие основные педагогические задачи: - включение учащихся в разностороннюю деятельность; - формирование навыков позитивного коммуникативного общения; - развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; - воспитание трудолюбия, способности к преодолению целеустремленности и настойчивости в достижении результата; трудностей, - развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отчество, природа, мир, знания, труд, культура); - формирование стремления к здоровому образу жизни; - подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современном мире. Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования, за его соответствие федеральному государственному стандарту начального общего образования, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. Ожидаемые результаты Личностные: - готовность и способность к саморазвитию; - сформированность мотивации к познанию, ценностно – смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств; - сформированность основ гражданской идентичности. Предметные: - получение нового знания и опыта его применения. Метапредметные: - освоение универсальных учебных действий; - овладение ключевыми компетенциями. Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение обучающегося благодаря его участию ы том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося. Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты. Внеурочная деятельность способствует тому, что обучающийся самостоятельно действует в общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью Промежуточная аттестация обучающихся, внеурочной деятельности не проводится. осваивающих программы Результаты могут быть учтены в форме защиты проектной работы, выполнения норматива, выполнения индивидуальной или коллективной работы, отчета о выполненной работе и т.п., в соответствии с рабочей программой учителя и с учетом особенностей реализуемой программы. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности в школе и учет занятости обучающихся осуществляется классным руководителем и преподавателем, ведущим курс. Учет занятости обучающихся в организациях дополнительного образования детей (спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) осуществляется классным руководителем. Формы внеурочной деятельности Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах: - экскурсии, посещение музеев, театров, кинотеатров; - деятельность ученических сообществ; - клубы по интересам; - встречи; - профессиональные пробы, ролевые игры; - реализация проектов; - кружки; - походы и т.п. Режим внеурочной деятельности В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами организован перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет для 1 класса 35 минут (1-2 четверть), 40 минут (3-4 четверть), для 2-4 классов 40 минут. Перерыв между занятиями внеурочной деятельности 10 минут. Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков. Занятия внеурочной деятельности реализуется за счет бюджетного финансирования. В 2024-2025 учебном году внеурочная деятельность реализуется в 1-9 классах.