17.01.2019
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 286-ФЗ)
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
(п. 11 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 313-ФЗ)
2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 286-ФЗ)
3. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 313-ФЗ)
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 313-ФЗ)
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
6. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
11.09.2019
Из-за переутомления
Уже с самых первых дней учебы у малышей может быть не четыре, а пять или
шесть уроков. На выполнение домашних заданий в младшей и основной школе уходит
не менее 1,5 часов, а иногда и весь вечер. Особенно тяжело ученикам лицеев и
гимназий, где «рабочий день» может быть дольше, чем у многих взрослых.
Фактически школа отнимает все свободное время: дети учатся по 12-14 часов,
потом идут заниматься музыкой или в спортивную секцию, делают дома уроки и
ложатся спать совершенно без сил. У школьников нет возможности нормально
отдыхать, гулять, общаться с друзьями, что приводит к синдрому хронической
усталости. Очевидно, что чрезмерные интеллектуальные нагрузки вредны для
здоровья детей.
Из-за гиподинамии
По подсчетам физиологов и педиатров, в младшей и основной школе дефицит
активности у детей достигает 30-40 %, а у старшеклассников – уже 80 %. В
среднем общее время занятий, включая продолжительность уроков, факультативов и
выполнения домашней работы, составляет более 9 часов. Приходя домой, многие дети
около двух часов проводят за компьютером или перед телевизором. Таким образом,
тело школьника находится без движения почти половину суток – как минимум 11
часов. В результате у ребенка появляются такие проблемы со здоровьем, как
лишний вес, патологическое изменение осанки, снижение иммунитета и т. д.
Из-за стрессов
Ухудшение здоровья детей в школе связано с перегрузкой нервной системы
из-за нехватки времени. Ребенок постоянно торопится: ждет окончания урока,
выходных, каникул и т. д. Все это приводит к хроническому эмоциональному
перенапряжению. Кроме того, школа – это особая социальная среда, в которой
впечатлительному, импульсивному или неуверенному в себе малышу или подростку не
всегда бывает просто находиться. К стрессу чаще всего приводят конфликты с
педагогами и одноклассниками. Эмоциональные перегрузки подрывают как
психическое, так и физическое здоровье детей.
11.09.2019
Нарушения
зрения
·
Методы профилактики. Чтобы сохранить здоровье детских глаз, регулярно делайте с ребенком
зрительную гимнастику. Поставьте на столе хорошую настольную лампу таким
образом, чтобы свет падал слева. С первого класса приучайте малыша к тому, что
расстояние между глазами и книгой или тетрадью должно быть не меньше 40 см.
Если ребенку в школе задают сделать домашнюю работу на компьютере, учитывайте,
что офтальмологи не рекомендуют детям проводить у монитора более получаса в
день.
Нарушения в
желудочно-кишечном тракте - гастрит
·
Методы профилактики. Приучите ребенка нормально питаться не только дома, но и в школе. Основу
детского рациона должна составлять домашняя еда, поэтому не стоит давать
ребенку с собой газировку и фаст-фуд.Не забывайте, что для здоровья малыша
совсем не полезны копченые, жирные, жареные и перченые блюда.
Болезни
опорно-двигательного аппарата
·
Методы профилактики. Родителям нужно следить, чтобы
ребенок не горбился при ходьбе, не опускал голову и не выпячивал вперед живот.
При сидении на стуле ступни должны полностью стоять на полу, а спина – иметь
опору. Письменный стол, за которым ребенок делает уроки, должен быть на 20-30
см выше локтя опущенной руки. Не разрешайте школьнику делать уроки на диване
или в кресле, так как это формирует неправильную осанку.
Респираторные
заболевания
·
Методы профилактики. Для сохранения здоровья ребенка
необходимо научить его регулярно мыть руки с мылом, а при отсутствии такой
возможности – пользоваться антибактериальными салфетками или гелями. В холодное
время года давайте школьнику больше свежих овощей и фруктов или детские
витаминные комплексы. Не заставляйте ребенка идти в школу, если его беспокоит
насморк, боль в горле или другие симптомы респираторных заболеваний.
11.09.2019
Динамические паузы. Необходимы,
чтобы укрепить и сохранить здоровье детского организма. Проводятся во время
уроков, занимают от 2 до 5 минут. Физкультурные паузы используются по мере
утомляемости малышей. Занятия включают в себя упражнения для глаз и элементы
дыхательной гимнастики.
Подвижные игры. Необходимы для
профилактики гиподинамии, снятия стресса. Подвижные игры обычно проводятся в
спортивном зале или во дворе школы на уроке физкультуры. Они подбираются в
соответствии с возрастом и состоянием здоровья школьников.
Релаксация. Занятия
необходимы, чтобы укрепить и сохранить психическое здоровье малышей.
Релаксационные упражнения обычно проводятся в кабинете школьного психолога. Для
расслабления используется классическая музыка, звуки природы.