Юный математик 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В

сегодняшнем

мире

высоких

технологий

и

многообразия

поступающей

информации, которая является обязательной для усвоения и запоминания учащимися в
рамках изучения различных учебных дисциплин, особое место отводится внеурочной
предметной деятельности, которая способна помочь учащимся в познании мира,
расширению кругозор и применению своих творческих навыков в других ситуациях.
Одной из ведущих концепций развития математического образования в Российской
Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506-,является «популяризация математических знаний и математического образования».
Особое место в Федеральном государственном стандарте о среднем (полном) общем
образовании отводится «сформированности представлений о математике как части
мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах
описания на математическом языке явлений реального мира».
Данная

программа

«Юный

математик»

для

7

класса

относится

к

общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках
ФГОС. Она составлена на основе:
 Федерального

государственного образовательного стандарта основного общего

образования и Письме Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года
№09-3564

«О

внеурочной

деятельности

реализации

дополнительных

и

общеобразовательных программ»;
 Приказами

Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373,

от 17 декабря 2010 года №1897, от 17 мая 2012 года №413 об утверждении ФГОС
начального общего, основного общего и среднего общего образования.
 Письмо

Министерства образования и науки Российской Федерации РФ №03-296

от 12.05.2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Чтобы обеспечить качественное математическое образование, построить единую
систему восприятия школьных программ по предметам и внеурочную деятельность, и
позволить школьникам проявить способности самостоятельно мыслить и рассуждать,
показать организаторские способности и навыки проектной деятельности и была
предназначена данная программа «Юный математик», реализация которой проводится
для учащихся 7 классов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.
Цели программы – сформировать компетентность в сфере познавательной
деятельности, создание условий для интеллектуального развития школьников,
способствовать развитию положительной мотивации к активной учебной и проектной
деятельности; сформировать навыки воображение, расширить кругозор.
Задачи программы:
 стимулирование
 развивать

интереса к изучению дисциплины «Математика»;

математическую грамотность, навыки устного счета, расширять

кругозор;
 развивать

мышление и формировать навыки интеллектуальной деятельности
(анализ, синтез, сравнение, умозаключении);
 формировать

учебно-информационные умения;

 способствовать

формированию умений и навыков проектной деятельности;
самостоятельного решения проблемы;
Достигаться это будет с помощью:
 экскурсов

с историю математики;

 использования
 приведения

математических игр, фокусов, головоломок;

примеров применения математики при решении проблем и задач

в других науках.
Принципы программы:
1. Актуальность: Создание условий для повышения мотивации к обучению
математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2. Научность: Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически
мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы,
обобщения.
3. Системность: Программа строится от частных примеров (особенности решения
отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность: Содержание занятий кружка направлено на
освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на
решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать
участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и
конкурсах.
5. Обеспечение мотивации.

Предметное содержание программы целиком взаимодействует с программой
основной школы, что позволяет решать совместные задачи и действия, которые улучшат
понимать основных тем на уроках математики.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «Юный
математик» состоит в привлечении школьников к познавательной активности в области
математики, расширении кругозора и более глубокого изучения исторического
понимания математических открытий и их роли в изучении предмета.
Для реализации целей программы «Юный математик» для учащихся 7 класса
организованы формы учебных занятий – эврестическая беседа, дидактическая ролевые
игры, парная и групповая работа, коллективное творческое дело, проектная деятельность,
КВН - игра.
Обучение организовано - на добровольных началах для учащихся 7 класса;
Режим работы - еженедельный по одному занятию по 40 минут, всего 34 часа.
Педагогическая технология, применяемая при реализации программы - технология
проблемного обучения и проектная технология.
Дидактические принципы: доступности, последовательности и проблемного
обучения.
Отличительной
особенностью данной
программы
является
то,
что
программа «Юный
математик» предусматривает
поддержание
и
развитие
познавательного интереса к математике, подготавливает школьников к дальнейшему
углубленному изучению предмета на уроках спецкурсов и кружков по математике;
обуславливает выбор родителями более профессионального изучения их детьми
дисциплины.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Название темы

часов

Формирование УУД
познавательные

1.

2.

За страницами
учебника
алгебры

Решение
нестандартных
задач

11

6

регулятивные

сравнивать разные приёмы действий,
анализировать
выбирать удобные способы для выполнения правила
игры,
конкретного задания;
действовать
в
соответствии
с
ориентироваться в своей системе
заданными правилами;
знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения той или
— включаться в
иной задачи . делать выводы на основе групповую
работу,
обобщения знаний.
участвовать
в
обсуждении проблемных
вопросов,
развивать
навыки
оценки
и
самоанализа

коммуникативные
аргументировать
свою
позицию
,
учитывать
разные
мнения,
использовать
критерии
для
обоснования
своего
суждения;
контролировать
свою
деятельность:
обнаруживать
и
исправлять ошибки.

анализировать
текст
задачи:
конструировать
участвовать
в
ориентироваться в тексте, выделять условие последовательность
учебном
диалоге,
и вопрос, данные и искомые числа шагов
(алгоритм) оценивать
процесс
(величины);
решения задачи;
поиска
и
результат
решения задачи;
искать и выбирать необходимую
объяснять
информацию, содержащуюся в тексте задачи, выполняемые
и
на рисунке или в таблице, для ответа на выполненные действия;
заданные вопросы;
воспроизводить
способ решения задачи;
оценивать

предъявленное готовое
решение задачи

3

4.

Геометрическая
мозаика

Окно в
историческое
прошлое

7

5

выделять фигуру заданной формы на
выявлять
сложном чертеже;
закономерности
в
расположении деталей;
анализировать расположение деталей
составлять детали в
исходной конструкции;
соответствии с заданным
составлять
фигуры
из
частей, контуром конструкции;
сравнивать и группировать факты и явления;
сопоставлять
определять причины событий.
полученный
(промежуточный,
итоговый) результат с
заданным условием

осуществлять
развёрнутые
действия
контроля
и
самоконтроля:

-строить речевые высказывания
устной и письменной форме;

-воспринимать
информацию на слух,
отвечать на вопросы
учителя.
строить
эффективное
взаимодействие
с
одноклассниками
при
выполнении совместной
работы.

-уметь
работать
с
источниками информации

в

определять
цель
работы;
планировать
этапы её выполнения,
различными
оценивать полученный
результат;
выбирать
наиболее эффективные
способы
решения
поставленных
задач,
делать выводы на основе
полученной
информации, проводить
сравнение объектов.

сравнивать
построенную
конструкцию
образцом.

с

5

Конкурсы, игры

6

-строить речевые высказывания;

оценивать
- уметь работать в
режиме диалога;
правильность
- владеть общим приемом решения
выполнения действий;
задач;
уметь
-находить
и сопоставлять
- уметь действовать в соответствии с
исправлять
ошибки, полученные
предложенным алгоритмом;
объяснять их причины;
математические знания
- осуществлять поиск необходимой
со своим жизненным
выстраивать
информации для выполнения учебных
опытом;
аргументацию
при
заданий
доказательстве
и
-учитывать разные
диалоге;
мнения и стремиться к
координации различных
выбирать
позиций
в
рациональный
способ
сотрудничестве
вычислений и поиска
решений

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать:
- математический язык;
- свойства степени с натуральным показателем;
- определение одночлена и многочлена, операции над одночленами и многочленами;
формулы сокращенного умножения; способы разложения на множители;
- линейную функцию, ее свойства и график;
- квадратичную функцию и ее график;
- способы решения системы линейных уравнений с двумя переменными;
должны уметь:
- составлять математическую модель при решении задач;
- выполнять действия над степенями с натуральными показателями, показателем не
равным нулю, используя свойства степеней;
- выполнять арифметические операции над одночленами и многочленами, раскладывать
многочлены на множители, используя метод вынесения общего множителя за скобки,
метод группировки, формулы сокращенного умножения;
- строить графики линейной и квадратичной функций;
- решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и
рефлексивной;
решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
- работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать
других;
- извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
- пользоваться предметным указателем, энциклопедией и справочником для нахождения
информации;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для
них проблем.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Юный математик»
для 7 класса.
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий
программы:
 быстро

считать, применять на практике свои знания;

 приобретать

навыки креативного мышления, нестандартных подходов при

решении задач;
 научаться

мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;

 применять

полученные на уроках математики знания, умения, навыки в
различных ситуациях;
 участвовать

в проектной деятельности;

 умения

ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию,
приводить примеры;
 формировать

коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение
работать в группах и парах;
 находить

информацию в различных источниках и использовать ее в своей

работе.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников
(ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении,
деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса в 7-м классе является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения
коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов
программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение
учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных
познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,

принимая во внимание особенности их развития.
Проверка результатов работы организована в виде:
 игровые

занятия;

 подготовка

домашнего задания и его защита в группе;

 подготовка

сообщения по тематике занятия;

 участие

в КВН;

 подготовка

проекта в группе.

Реализуемая программа предусматривает подведение итогов в конце года и
награждение победителей по результатам проведения мероприятия:
 активное

участие
математических ребусов;
 подготовка

при

решении

домашнего задания;

 участие

в конкурсах и играх;

 участие

в КВН;

 подготовка

проекта в группе.

логических

задач

и

составления

Календарно-тематическое планирование
дата
1

Тема занятия

Краткое содержание

1.Математика в жизни человека

Рассказ учителя.

2. Фокус с разгадыванием чисел
Игра:
отгадывание
рождения
2

Системы счисления.
Почему нашу запись называют
десятичной?

3

и

просмотр

1.Проценты простые. Решение Беседа. Практикум решения
задач
2. Развитие нумерации на Руси

4

Рассказ учителя
презентации.

даты

Решение олимпиадных задач
прошлых лет.

5

Решение олимпиадных задач

6

Решение олимпиадных задач

7

Задачи
на
разрезание
складывание фигур

Сообщение учеников
Решение нестандартных задач
для подготовки к школьному
этапу олимпиады
Задачи
из
конкурсов.

международных

и Познакомить
учащихся
с
разнообразием
задач
на
разрезание и складывание фигур.
Изготовление
моделей
практических упражнений

8

Как появилась алгебра?

9

Решение текстовых задач

для

Элементарная алгебра — раздел
алгебры, который изучает самые
базовые
понятия.
Обычно
изучается
после
изучения
основных понятий арифметики. В
арифметике изучаются числа и
простейшие (+,−,×,÷) действия с
ними.
В
алгебре
числа
заменяются на переменные (a, b,
c, x, y и так далее).

10

Игры
головоломки
геометрические задачи.

11

Весёлый час. Задачи в стихах

12

1 Решение типовых текстовых . Решение задач на составление
задач. Разбор, анализ, методы уравнения.
решения задач.
Практикум-исследование
решения задач на составление
уравнений

13

1 Решение типовых текстовых . Решение задач на составление
задач
уравнения.
2.Выпуск
бюллетеня

14

О занимательных и смешных
фактах математики. Проектная
работа «Задачи в стихах»

математического Практикум-исследование
решения задач на составление
уравнений

1.Геометрические иллюзии «Не
верь
глазам
своим»
Геометрическая задача – фоку«
Продень монетку».
2.шуточные
геометрии

15

и Предварительный подбор задач и
их решение

1.Задачи
уравнений

вопросы
на

Оптико-геометрические иллюзии
- зрительные иллюзии, за счет
которых происходит искажение
пространственных соотношений
признаков
воспринимаемых
по
объектов.

составление Разгадывание
кроссвордов

и

составление

2.Математический кроссворд
16

.Выпуск
математического Решение задач в командах.
бюллетеня
«Геометрические
Подготовка газеты по группам
иллюзии «Не верь глазам
своим»»

17

Модуль числа. Уравнения со Повторить понятие модуль числа.
знаком модуля
Изучить правило снятия модуля.

18

Решение уравнений со знаком Решение уравнений, содержащих
модуля
модуль. Поиск корней

19

Киоск
развлечений

20

График линейных функций с Разработка плана построения
модулем
графика линейной функции при

математических Решение занимательных задач.

21

22

График линейных функций с наличии знака модуля,
модулем
показать
простоту
решения
уравнения с модулем с помощью
Линейные неравенства с двумя графика , составление кусочнопеременными
линейной функции.

23

1.Задание функции несколькими
формулами

24

Преобразование алгебраических Показать
,
что
используя
выражений.
Формулы формулы
сокращенного
сокращенного умножения
умножения можно раскладывать
многочлены на множители, что, в
свою
очередь,
нужно
для
решения уравнений, сокращения
сложных выражений и решения
ряда других задач.

25

Интеллектуальный марафон

26

Урок
решения
одной Решение
одной
задачи
геометрической
задачи
на различными способами.
доказательство
Развитие
аналитической
и
исследовательской деятельности.
Выбор наиболее рационального
способа.

27

Выпуск
экспресс-газеты
по Работа по группам:
разделам: приемы быстрого материала, обсуждение.
счета, заметки по истории
(подготовить заранее)
математики;
биографические
миниатюры;
математический
кроссворд

28

1.Что такое - Геометрия на Решение задач на вычисление
клетчатой
бумаге.
Формула площади
многоугольника
с
Пика.
помощью клетчатой бумаги,
способом
перекраивания
и
2 . Математический бюллетень:
способом достройки. Формула
Георг Александр Пик
Пика. Проектная
работа.
Презентация

29

Тайна « золотого сечения»

Командные соревнования

подбор

“Золотое сечение” – это такое
деление целого на две неравные
части, при котором

целое так относится к большей
части, как большая к меньшей.
Деление отрезка на части в
отношении равном “золотому
сечению”.
30

Урок
решения
одной Решение
одной
задачи
геометрической
задачи
на различными способами.
доказательство
Развитие
аналитической
и
исследовательской деятельности

31

Геометрические
головоломки. «Пента» - пять. Игра состоит из
Пентамино. Танграм
плоских фигурок, каждая из
которых
состоит
из
5
квадратов……и 7 «хитроумных
фигур»

32

«Дурацкие» вопросы

33

Системы линейных неравенств с Решение неравенств
двумя переменными
переменными

34

«Математическая карусель»

35

Итоговое занятие

Задачи на сообразительность
с

двумя

Блиц игра с участием 3-х команд

Материально-техническое обеспечение программы
Учебно-методические пособия
1.
Внеклассная работа по математике/[З.Н. Альхова, А.В. Макеева]Саратов: «Лицей», 2002.-288с.-(«Библиотека учителя»)
2.
Сборник задач по математике для учащихся 7 классов/[Е.В.
Смыкалова].-СПб:СМИО Пресс, 2007.-48 с.
Учебное оборудование
1. Компьютер.
2. Выход в интернет.
3. Мультимедиапроектор.
4. 3D ручка
1. Мультимедиапроектор
2. Компьютер.
3. Выход в интернет.
4. Мультимедиапроектор.

ЛИТЕРАТУРА.

1.
Депман И.Я. За страницами учебника математики.: пособие для
учащихся 5-6 кл. сред. шк. / И.Я. Депман, Н.Я Виленкин. – М.: Просвещение,1989.278.с.
2.
Аменицкий Н.И., Сахаров. И.П. Забавная арифметика.- М.: Наука.
Гл ред. Физ-мат.лит., 1991.-128с.
3.
Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по
математике./Э.Н. Балаян .-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-236с.
4.
Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/
Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.-15-е изд.М: Наука, 1994.-167с.
5.
Перельман Я.И. Занимательная арифметика./ Азбука для юных
гениев: Я.И. Перельман, изд. Центрполиграф, М.:-2015.-224с.
6.
Перельман Я.И. Головоломки. Задачи. Фокусы. Развлечения./
занимательная наука в иллюстрациях. М.: Изд. АСТ., Аванта+ . 2015-192с.
7.
Спивак..А.В. Математический
стереотип.- М.: МЦНМО, 2015.-128с.

кружок.6-7

классы.-6-е

изд.,

Электронные ресурсы.

1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный
ресурс].- Режим доступа :http:school-collection.edu.ru/
2. Математический портал. «Математика.ру» [Электронный ресурс].- Режим
доступа: http://matematika.ru
3.Фильмы
по
истории
доступа: http://math4school.ru

математики.[Электронный

ресурс].-

режим


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».