Формирование функциональной грамотности 5-9-класс

Пояснительная записка
При составлении данной программы были использованы следующие нормативноправовые и методические документы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 г.№189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….» р. «Санитарноэпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
• Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
• Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
• Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»;
• Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в ФГОС
НОО»;
• Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС
ООО»;
• Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных образовательных программ»;
• Письмо МОиН Самарской области от 17.02.2016 №МО-16-09-01/173-ТУ «О внеурочной деятельности»;
Актуальность
Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой
человеческой деятельностью.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и
умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов
мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные
максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально
успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности
обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их
функциональная грамотность.
Целью курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» является
развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и
эффективности образования, равенства доступа образованию.
Программа нацелена на развитие:
-способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в
мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математические способности);
-способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
-способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
-понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
-демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества;
-проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием (естественнонаучная грамотность);
-способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана
на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы) и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Количество часов на один год обучения в одном классе – 34 ч, т.е по 1 часу в неделю.
Рекомендуется в каждой параллели начинать реализацию курса с модуля по формированию читательской грамотности.

1 – модуль «читательская грамотность».
Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти в любом порядке, например:
2 – модуль «математическая грамотность»,
3 – модуль «естественнонаучная грамотность»,
4 – модуль «финансовая грамотность».
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие
программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру.
По окончании каждого модуля проводится рубежная аттестация.
Содержание программы
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных
как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед
учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые
ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь
как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны
овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и
строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в
отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко
актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные и предметные
Грамотность
Читательская

Математическая

Естественнонаучная
находит и извлекает
информацию о естественнонаучных явлениях в различном
контексте

Финансовая

5 класс
Уровень
узнавания и
понимания

находит и извлекает
информацию из
различных текстов

находит и извлекает
математическую
информацию в различном контексте

6 класс
Уровень
понимания и
применения

применяет извлеченную из текста
информацию для
решения разного
рода проблем

Применяет математические знания для
решения разного
рода проблем

объясняет и описывает естественнонаучные явления на
основе имеющихся
научных знаний

Применяет финансовые знания для
решения разного
рода проблем

7 класс
Уровень
анализа и
синтеза

анализирует и интегрирует информацию, полученную из
текста

Формулирует математическую проблему на основе
анализа ситуации

распознает и исследует личные, местные, национальные,
глобальные естественнонаучные
проблемы в различном контексте

анализирует
информацию в
финансовом
контексте

8 класс
Уровень
оценки
(рефлексии)
в рамках
предметного
содержания

Оценивает форму и
Содержание текста
в рамках предметного содержания

интерпретирует и
оценивает математические данные в
контексте лично
значимой ситуации

интерпретирует и
оценивает личные,
местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в
различном контек-

Оценивает финансовые проблемы в
различном контексте

находит и извлекает
финансовую информацию в различном контексте

Глобальные
компетенции
рассматривает вопросы и ситуации
местного, глобального и межкультурного значения
овладевает навыками, необходимыми
для жизни во взаимосвязанном мире;
использует знания о
мире и критически
мыслит при рассуждении о глобальных событиях
способен задавать
вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную
позицию
способен понимать
и ценить различные
точки зрения и мировоззрения;

Креативное
мышление
генерирует новые
идеи на основе существующей информации, например, текста или
изображения;
практикуется в
творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой
сказки
умеет использовать
свое воображение
для выработки и совершенствования
идей, формирования
нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше
развивает воображение и фантазию,
творческую активность детей.

9 класс
Уровень
оценки
(рефлексии) в
рамках
метапредметного
содержания

оценивает
форму и
содержание
текста в рамках
метапредметного
содержания

интерпретирует и
оценивает математические результаты в контексте
национальной или
глобальной ситуации

сте в рамках предметного содержания
интерпретирует и
оценивает, делает
выводы и строит
прогнозы о личных,
местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в
различном контексте в рамках метапредметного содержания

Оценивает финансовые проблемы,
делает выводы,
строит прогнозы,
предлагает пути
решения

способен наладить
позитивное взаимодействие с людьми
разного национального, этнического,
религиозного, социального или культурного происхождения или пола.

Демонстрирует готовность к саморазвитию, самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию.

Личностные
Грамотность
Читательская
5-9
классы

Оценивает содержание прочитанного с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному

Математическая

Естественнонаучная
Объясняет гражОбъясняет гражданданскую позицию скую позицию в
в конкретных
конкретных ситуаситуациях общециях общественной
ственной жизни на жизни на основе
основе математиестественнонаучных
ческих знаний с
знаний с позиции
позиции норм мо- норм морали и обрали и общечелощечеловеческих
веческих ценноценностей
стей

Финансовая
Оценивает финансовые действия в
конкретных ситуациях с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей, прав и
обязанностей
гражданина страны

Глобальные
компетенции
изучает местные, глобальные
проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимает и оценивает различные
точки зрения и мировоззрения,
успешно и уважительно взаимодействует с другими, а также
действует ответственно для
обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Креативное
мышление
Умеет использовать
свое воображение для
выработки и совершенствования идей,
формирования нового
знания, решения задач, с которыми он не
сталкивался раньше.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль «Основы читательской грамотности» (7 ч) + «Креативное мышление» (2 ч)
5 класс
№
1

3

Тема занятия
Основная тема в фольклорном произведении.
Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля
Работа с текстом

4
5
6
7
1
2

Типы текстов
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения
Работа со сплошным текстом
Газетная утка
Солнечные дети

2

Содержание занятия
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.
Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его
частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
Работа со сплошным текстом.
Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru
Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru

Формы деятельности
Беседа, конкурс.
Работа в парах. Ролевая игра.
Беседа, дискуссия в формате
свободного обмена мнениями.
Круглый стол.
Квест, конкурс.
Квест, игра «Что? Где? Когда?».
Ролевая игра.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.

Модуль «Основы читательской грамотности» (7 ч) + «Креативное мышление» (2 ч)
6 класс
№
1

4

Тема занятия
Основная тема и идея в эпическом произведении
Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени
Сопоставление содержания художественных текстов
Работа с текстом

5
6
7

Типы текстов
Типы задач на грамотность
Работа с несплошным текстом

Древнерусская летопись как источник информации о реалиях
времени.
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в
тексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1
2

Вещества и материалы
Социальная реклама

Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru)
Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru

2
3

Содержание занятия
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении

Формы деятельности
Беседа, конкурс.
Круглый стол. Ролевая игра.
Работа в парах,
игра в формате КВН.
Квест, круглый стол.
Круглый стол, дискуссия.
Квест, игра «Что? Где? Когда?».
Беседа, дискуссия в формате
свободного обмена мнениями.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.

Модуль «Основы читательской грамотности» (6 ч) + «Креативное мышление» (2 ч)
7 класс
№
1

3

Тема занятия
Основная тема и идея в лирическом произведении
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля.
Работа с текстом

4

Типы текстов

5

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста
Типы задач на грамотность
Регенеративная медицина
Такой разный звук

2

6
1
2

Содержание занятия
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.
Поэтический текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля.
Общественная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с
учётом цели дальнейшего использования?
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста,
предложенного для анализа.
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
Задание 3, (https://media.prosv.ru/content/situation/28/)
Задание 1, (https://media.prosv.ru/content/situation/73/)

Формы деятельности
Беседа, конкурс.
Работа в парах.
Беседа, круглый стол, ролевая
игра
Квест, дискуссия, круглый стол.
Деловая игра
Квест, круглый стол.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.

Модуль «Основы читательской грамотности» (7 ч) + «Креативное мышление» (2 ч)
8 класс
№
1

3

Тема занятия
Основная тема и идея в драматическом
произведении
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля
Работа с текстом

4

Типы текстов

5
6
7

Поиск ошибок в тексте
Типы задач на грамотность
Работа с несплошным текстом

1
2

Видеть глазами души
Практическая работа

2

Содержание занятия
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля.
Деловые ситуации в текстах.
Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?
Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы)
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация)
Видеть глазами души (https://media.prosv.ru )
Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа
рэш.фг).

Формы деятельности
Беседа, конкурс.
Работа в парах.
Беседа, круглый стол.
Квест, дискуссия.
Квест, круглый стол.
Квест, круглый стол.
Деловая игра
Беседы, диалоги, дискуссии.
Тестирование.

Модуль «Основы читательской грамотности» (7 ч) + «Креативное мышление» (2 ч)
9 класс
№
1

3

Тема занятия
Электронный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Работа с текстом

4

Типы текстов

5
6

Составление плана на основе исходного
текста
Типы задач на грамотность

7

Работа со смешанным текстом.

1

Кир Булычев «Новости будущего века»

2

Практическая работа

2

Содержание занятия
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах.
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации?
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста.
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие)
задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация).
Кир Булычев «Новости будущего века»
(отрывок) (https://media.prosv.ru/content/situation/145/)
Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа
рэш.фг).

Формы деятельности
Беседа, конкурс.
Работа в парах, дискуссия
Квест, круглый стол.
Деловая игра, круглый стол
Работа в группах, соревнование
в формате КВН.
Квест, круглый стол.
Деловая игра
Беседы, диалоги, дискуссии.
Тестирование.

Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч)
5 класс
№
1

Тема занятия
Счет и десятичная система счисления

2

Сюжетные задачи, решаемые с конца

3
4

Задачи на переливание и взвешивание
Логические задачи

5

Первые шаги в геометрии

6

Размеры объектов окружающего мира

Содержание занятия
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто
всегда говорит правду.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.
Разбиение объекта на части и составление модели.
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц

Формы деятельности
Беседа, обсуждение, практикум.
Обсуждение, практикум,
брейн-ринг.
Урок-исследование.
Беседа, обсуждение практикум.
Игра, урок-исследование,
брейн-ринг, конструирование.
Обсуждение, урок-практикум,

7

Комбинаторные задачи

8

Проведение рубежной аттестации.

до Вселенной), длительность процессов окружающего мира
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
Проведение рубежной аттестации.

моделирование.
Урок-практикум.
Тестирование.

Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч)
6 класс
№
1
2

Тема занятия
Числа и единицы измерения
Вычисление величины

3

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом
Инварианты: задачи на четность
Решение логических задач
Графы и их применение в решении задач
Геометрические задачи на построение и
на изучение свойств фигур
Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики
Проведение рубежной аттестации.

4
5
6
7
8
9.

Содержание занятия
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура.
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение, работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары)
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Графы и их применение в решении задач.
Геометрические задачи на построение фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы,
диаграммы, вычисление вероятности
Проведение рубежной аттестации

Формы деятельности
Игра, обсуждение, практикум.
Исследовательская работа, урок
практикум.
Обсуждение, урок-практикум,
соревнование.
Урок-игра, урок-исследование.
Урок-игра
Обсуждение, урок-практикум.
Беседа, урок-исследование,
моделирование.
Обсуждение, урок-практикум,
проект, игра.
Тестирование.

Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч)
7 класс
№
1
2
3
4

5

Тема занятия
Арифметические и алгебраические выражения
Моделирование изменений окружающего
мира с помощью линейной функции
Задачи практико-ориентированного
содержания
Геометрические задачи на построения и на
изучение свойств фигур
Решение задач на вероятность событий

Содержание занятия
Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений.
Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.
Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на
совместную работу.
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.

Формы деятельности
Обсуждение, практикум.
Исследовательская работа, урок
практикум.
Обсуждение, урок-практикум.
Обсуждение, урок-практикум,
урок-исследование.
Урок-игра, урок-исследование.

6
7
8
9

Элементы теории множеств

Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики.
Статистические явления, представленные в Статистические явления, представленные в различной форме:
различной форме
текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы
Решение задач исследовательского характера Решение геометрических задач исследовательского характера.
Проведение рубежной аттестации.
Проведение рубежной аттестации.

Урок-исследование.
Обсуждение, урок-практикум,
проект, игра.
Исследовательская работа.
Тестирование.

Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч)
8 класс
№
1

Тема занятия
Работа с информацией

2

Вычисление расстояний на местности

3
4

Квадратные уравнения
Алгебраические связи между элементами
фигур

5

Математическое описание зависимости
между переменными
Интерпретация трёхмерных изображений
Определение ошибки измерения

6
7
8
9.

Решение типичных математических задач
.
Проведение рубежной аттестации

Содержание занятия
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях
и применение формул в повседневной жизни.
Квадратные уравнения, неаналитические методы решения
Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство.
Математическое описание зависимости между переменными в
различных процессах.
Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события.
Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования.
Проведение рубежной аттестации

Формы деятельности
Практикум
Беседа. Исследование.
Практикум
Проектная работа
Обсуждение. Урок-практикум
Моделирование
Урок-исследование.
Урок-практикум.
Тестирование.

Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч)
9 класс
№
1

Тема занятия
Представление данных в виде таблиц

2
3
4
5

Представление данных в виде диаграмм
Построение мультипликативной модели
Задачи с лишними данными
Решение типичных задач через систему
линейных уравнений

Содержание занятия
Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы
Простые и сложные вопросы.
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими
Задачи с лишними данными.
Решение типичных задач через систему линейных уравнений.

Формы деятельности
Беседа. Обсуждение. Практикум.
Обсуждение. Исследование.
Моделирование. Практикум.
Обсуждение. Исследование.
Исследование. Выбор способа
решения. Практикум.

6

Количественные рассуждения

7
8

Решение стереометрических задач
Вероятностные, статистические явления и
зависимости

Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа,
различными представлениями чисел, изяществом вычислений,
вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.
Решение стереометрических задач.
Вероятностные, статистические явления и зависимости.

Обсуждение. Практикум.
Обсуждение. Практикум.
Исследование. Интерпретация
результатов в разных контекстах.

Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6 ч) + «Глобальные компетенции» (3 ч)
5 класс
№
1
2
3
4
5
6
1

Тема занятия
Как появились деньги? Что могут деньги?
Деньги в разных странах
Деньги настоящие и ненастоящие
Как разумно делать покупки?
Кто такие мошенники?
Личные деньги
Человек и природа

2
3

Здоровье как ценность
Традиции и обычаи

Содержание занятия
Формы деятельности
Как появились деньги? Что могут деньги?
Беседы, диалоги, дискуссии.
Деньги в разных странах
Круглый стол, игра.
Деньги настоящие и ненастоящие
Игра, экскурсия.
Как разумно делать покупки?
Игра, круглый стол.
Кто такие мошенники?
Круглый стол, игра, квест.
Личные деньги
Беседы, диалоги, дискуссии.
Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отно- Беседы, диалоги, дискуссии.
шение к живой природе)
Здоровье как ценность
Круглый стол, игра.
Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентифика- Игра, экскурсия.
ции с определённой культурой)

Модуль: «Основы финансовой грамотности» (5 ч) + «Глобальные компетенции» (3 ч)
6 класс
№
1

Тема занятия
Удивительные факты и истории о деньгах

2

Откуда берутся деньги?

3

Собственность и доходы от нее

4
5
1
2
3

Социальные выплаты: пенсии, пособия
Как заработать деньги?
Права человека как ценность
Семья
Глобальные проблемы

Содержание занятия
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность.
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у
всех она разная? От чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.
Социальные выплаты: пенсии, пособия
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?
Права человека как ценность
Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребёнка)
Основные причины возникновения глобальных проблем

Формы деятельности
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Круглый стол, игра, квест.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Викторина, квест, квиз
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Игра, экскурсия.

Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6 ч) + «Глобальные компетенции» (3 ч)
7 класс
№
1
2

Тема занятия
Что такое налоги ь?
Виды налогов

3

Что такое государственный бюджет?

4
5

Виды социальных пособий
История возникновения банков

6

Вклады: как сохранить и приумножить?

1

Права человека

2
3

Семья
Образование как ценность и право

Содержание занятия
Что такое налоги и почему мы их должны платить?
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в
вашей семье? Пеня и налоговые льготы.
Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё
про кредит.
Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой
безопасный Банк в кармане.
Права человека (аспекты: равноправие, противостояние политическому, расовому, гендерному, религиозному и другим видам неравенства)
Семья (аспект: роль семьи в жизни общества)
Образование как ценность и право

Формы деятельности
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Круглый стол, игра, дискуссии
Круглый стол, игра, квест.
Беседы, диалоги, дискуссии
Проект, игра.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Игра, экскурсия.

Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6 ч) + «Глобальные компетенции» (3 ч)
8 класс
№
1
2
3

Тема занятия
Потребление или инвестиции?
Как сберечь личный капитал?
Бизнес и его формы

Содержание занятия
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.
Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.

4
5
6

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план.
Бизнес подростков и идеи
Кредит и депозит

1

Комплексное задание «Говорим на одном
языке»

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.
Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели.
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски, связанные
с ними.
Содержательный контекст комплексного задания представляет
межкультурное взаимодействие и имеет многоаспектный характер,
отражая позиции «традиции и обычаи» (аспект: многообразие культур и идентификация с определенной культурой) и «семья и шко-

Формы деятельности
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Викторина, круглый стол,
дискуссии
Круглый стол, игра, квест.
Беседы, диалоги, дискуссии
Проект, игра.
Беседы, диалоги, дискуссии.

2

Комплексные задания «Футбол и дружба»

3

Комплексное задание «Самоуправление в
школе»

ла» (аспект: роль семьи и школы в воспитании и образовании ребенка).
Содержательный контекст комплексного задания представляет
межкультурное взаимодействие; отражает тему «традиции и обычаи (аспект: понимание необходимости межкультурного диалога).
Содержательный контекст комплексного задания представляет
межкультурное взаимодействие; отражает тему «передача социального опыта, воспитание и самовоспитание»

Круглый стол, игра.
Игра, экскурсия.

Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6 ч) + «Глобальные компетенции» (3 ч)
9 класс
№
1
2

Тема занятия
Ценные бумаги
Риски акций и управление ими

3
4

Паевые инвестиционные фонды
Инвестиционное профилирование.

5
6

Участники страхового рынка
Государственное и негосударственное
пенсионное страхование
Комплексное задание «Этичная одежда»

1

2

Комплексное задание «Олимпийская команда беженцев»

3

Комплексное задание «Экологичная
обувь»

Содержание занятия
Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика.
Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и
брокеры. Фондовые индексы.
Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.
Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного
портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.
Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц.
Государственное и негосударственное пенсионное страхование.

Формы деятельности
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.

Содержательный контекст комплексного задания представляет глобальные проблемы, отражая аспект взаимосвязи глобальных проблем и проявления глобальных проблем в локальных ситуациях.
Содержательный контекст комплексного задания представляет
межкультурное взаимодействие и имеет многоаспектный характер,
отражая позиции «традиции и обычаи».
Содержательный контекст комплексного задания представляет глобальные проблемы, отражая аспект взаимосвязи глобальных проблем и проявления глобальных проблем в локальных ситуациях.

Беседы, диалоги, дискуссии.

Круглый стол, дебаты
Круглый стол, игра, квест.
Беседы, викторина, квест, квиз
Дебаты, беседы.

Круглый стол, игра.
Игра, экскурсия.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)
5 класс
№
1
2

Тема занятия
Звуковые явления
Устройство динамика

Содержание занятия
Формы деятельности
Звуковые явления
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы.
Демонстрация записей звуков
Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и Наблюдение физических яв-

3
4
5

Движение и взаимодействие частиц
Вода. Уникальность воды
Углекислый газ в природе

6
7

Земля, внутреннее строение Земли
Атмосфера Земли

8

Уникальность планеты Земля

его воздействие на человека.
Строение вещества
Признаки химических реакций. Природные индикаторы.
Вода. Уникальность воды
Углекислый газ в природе и его значение.
Земля и земная кора. Минералы
Знакомство с минералами, горной породой и рудой.
Атмосфера Земли.
Живая природа
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни
на Земле. Свойства живых организмов.

лений.
Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений.
Работа с коллекциями минералов и горных пород.
Беседа. Презентация.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9 ч)
6 класс
№

Тема занятия

1
2
3

Тело и вещество
Масса
Строение вещества

4
5

Тепловые явления
Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение.

6
7

Представления о Вселенной
Модель солнечной системы

8
9.

Царства живой природы
Проведение рубежной аттестации.

Содержание занятия
Строение вещества
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества
Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые явления
Тепловое расширение тел.
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.
Земля, Солнечная система и Вселенная
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель солнечной системы.
Живая природа
Царства живой природы
Проведение рубежной аттестации.

Формы деятельности
Наблюдения
Лабораторная работа
Моделирование
Презентация
Проектная работа
Обсуждение. Исследование.
Проектная работа
Квест
Тестирование.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9 ч)
7 класс
№
1

Тема занятия
Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых
телах.

Содержание занятия
Структура и свойства вещества
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение
твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и

Формы деятельности
Беседа. Демонстрация моделей

2
3
4

Механическое движение. Инерция
Закон Паскаля
Деформация тел

5

Атмосферные явления

6

7
8
9

твёрдых телах.
Механические явления. Силы и движение
Механическое движение. Инерция
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.
Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.

Земля, мировой океан
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо.
Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.
Давление воды в морях и океанах
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов.
Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование
подводных дронов.
Биологическое разнообразие
Внешнее строение дождевого червя, мол- Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых.
люсков, насекомых
Внешнее и внутреннее строение рыбы
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы.
Внешнее и внутреннее строение птицы
Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция.

Демонстрация моделей
Лабораторная работа
Посещение производственных
или научных лабораторий
Проектная деятельность

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)
8 класс
№
1
2
3
4
5
6.
7.
8.

Тема занятия

Содержание занятия
Структура и свойства вещества (электрические явления)
Занимательное электричество.
Занимательное электричество
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии
Магнетизм и электромагнетизм.
Магнетизм и электромагнетизм.
Плотины. Гидроэлектростанции
Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски
при строительстве гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды энергетики
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.
Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
Внутренняя среда организма. Кровь.
Внутренняя среда организма. Кровь.
Иммунитет. Наследственность.
Иммунитет. Наследственность.
Системы жизнедеятельности человека.
Системы жизнедеятельности человека.
Рубежная аттестация
Проведение рубежной аттестации.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9 ч)

Формы деятельности
Беседа. Демонстрация моделей
Беседа. Демонстрация моделей. Презентация.
Проектная работа
Обсуждение. Исследование.
Проектная работа
Тестирование.

9 класс
№

Тема занятия

1
2

Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность.

3

Изменения состояния веществ.

4

Физические явления и химические превращения

5

Размножение организмов

6

Вид и популяции

7

Закономерности изменчивости

8

Потоки вещества и энергии в экосистеме

9

Антропогенное воздействие на биосферу

Содержание занятия
Структура и свойства вещества
На сцену выходит уран. Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность.
Химические изменения состояния вещества
Изменения состояния веществ.
Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений.
Наследственность биологических объектов
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.
Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков.
Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов.
Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная
изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и
микроорганизмов.
Экологическая система
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы.
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального
природопользования.

Формы деятельности
Демонстрация моделей. Дебаты
Беседа. Демонстрация моделей.
Презентация. Учебный эксперимент. Исследование.
Беседа. Демонстрация моделей.
Учебный эксперимент.
Наблюдение явлений.

Демонстрация моделей.
Моделирование.

Используемые интернет-ресурсы
1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Диагностические работы
Министерства просвещения РФ
https://fg.resh.edu.ru/
2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/
3. Банк заданий https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
4. Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5. ЯКласс https://www.yaklass.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».