Мlтлиципачьное обшеобразовательное бюджетное )п{реждение
<Зареченская оснOвl-{аяобтltg6ýра*ова I]ельная шкоJ,Iа
Октябрьского
х,fуницилаJтьного
округа)
IIринято
УТВЕРЩДАЮ
МОБУ Зареченская ООШ
На заселанрtи ледагогического совета
протокол М б от 3 1.08,2020
9]
r
J{.А.Сидоренкова
}lЪ 112-С) от З1.08.2020
ih
*
s
ПРОГРАММА
по духовно-нравственному
воспитанию обучаюIцихся
ýЛЯ обl"rающихся 1_9 классов
Срок реаJIизации: 2020-2025 rг.
2а20 t.
Шаспорт программы
Наименование rrрограммы
Программа д}ховно-нравственIIого воспитания детей на основе
российскттх традиционных ценностей лля обуrающихся 1-9
к-цассов
()снование для разработки
Щель шрограJltмы
Задашл програпdfoIы
Закон об образованрrи РФ Ns273-ФЗ
Itlсуларственная программа кПатриотическое восгIитание граждан
Российской Федерации на 201б-2020гг (утв. Постановлением
Правительства РФ от З0 декабря 2015г Лс149З)
Концепция .Щуховно-нравственного воспитания
Совершенствование системы духовно-Еравственного воспитания,
формирован}rе у учащихL]я Iра}кданственност}1 и {IаIр}lотиз^.{а,
воспитание любви к Отечеству, д}с{овrrости. нравственности на
основе обшече,цовеllеских ценностей; сOздание ус-ловий для
форпtирования личttости гражданина и ilагриота Poccиl,i с
присуп{ими ему ценностями, взглядами. установками. мотивами
liеятельности и iIоведеt{ия
-
воспитание гражданственности. патриотизма, \ъа}кения к
правам" свободал,t и обязанностям человека;
- восIIитание нравственных чувств и этического созЕания;
- воспитанl{е труиолюбия. творческого от}лошения к чr{ению,
трjдr жизi{ll;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружаюrцей
-
воспитанLlе
ценностного
формирование представлений
отношеЕия
к
прекрасному,
и
об эстетических идеалах
ценностях.
Сроки и этаIIы реализациLt
программы
Направления программы
1этап t01.09.2020 - З1.08.2021г)
2 этап (01 .09.2021 - З 1,08.202Зг.)
З этап (01,09.2023 - 3i.08.2024г.)
4 этап (0i.09.2024 - 31.08-2025r}
- д}ховно-нравственЕое
вOспитание
- 1ражданско-патриOтическое воспит&.}Iие
- тр}цовое воспитание
- эко-цогическое Еоспитание
* эстетLtческое восп}IтаЕие
Ожидаемые речдьтаты
- начальные представления о ý{орацьных нореlах и правилак
нравственного пOвелен}lя, в том чрiсJlе об этических flормах
взаимоотЕошений в семье, между поколениями. носителями
разных 1беiкдениli. представителями раз_тrичньтх социатьньж
групп, Еравственно-этический оlrыт взаимодействия со
сверстниками, старшими и младшими детьми, взроспыми в
соответствии с общеflринятьп\,{и нравственньlми норь,lами:
- начаJIьные представления о правах и обязанностях человека,
гражданина. семьянина, товарища;
- цеЕýостное отноIление к труду и творчеству_. чеrовеку труда,
трудовыМ достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное с)тношен,tе к прирс)де'
- гIервоначаJтьный оtlыт эстетических fiерея(иванвй,, наблюдений
эстетических объектов в природе и социр{е, эстетического
отношснрlя к окр.vх{аюrl\еь,{у iч{ИРУ- и caýioм:v себе;
-
становление системной и комплексной работы по духовнонравственномч патриотическому воспитанию и просвеtцению
обl,чаюцихся и родителей.
rrояснительная записка.
Актуальность программьi.
В СОВРеМеВНОМ ОбrЦеСТВе НабЛЮдается рост агрессивнос:ти, жес,lокостLl, l{инизм?r.
кризис
семьи и отношений между родителями и детьми. Забываются многовековые
традиции
народов,
молодежЬ теряет'инт,ерес к историческому лрошJIOму России и сgоей
мацой Роцине.
Только
людииýlеющие
}iравственные
фундаментальные
ориентиры,
стlособны
самостоятельно принимать правильные
решения в трудньш жизненньIх ситуациях, делать выбор в
полъзY честньж fiос..rч---пков и лринос}rть fiOльзч ОбlтIgij7в11 Вопрос
духовно-нравствен}iоr.о
воспитания детей явл,{ется одной из ключевых проблем, стоящих
перед каждыlч{ родитеJlем,
обществом и государством в целOм. в aоuр.r.rrых
условиях большая ответственностъ за
воспt{таI]ие детей ложится I{a семьЮ ,1 систеl\{\' школьного
обучения и воспrIтаЕ{ия, где
закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма
будущих гlоколений.
{1ховно-нравственное и гра}кданско-патриотIlческое воспLlтание Iрilкдан Россrти яtsляется
ключевой задачей coBpeМeнHoii госlдарственной образовательноii поJ{итики
и предс1авляет собой
законодательно закрепленный социатrьный заказ для образовательной
системы.
Законоь-t PocclTttcKcii Федерацитl (об образованви>> ycTa*oBxeIto,
чт0 содержаЕ!lе
образования должно содействовать взаимопониманию и сотр}дничеству
между людьми, народаfuIи
IIезависиМо от расоВой, национацьной. этнической.
и
социаlrьной
принадлежности.
религиозной
учитыватъ разнообразие мировоззренческих лод;{одов. спосrэбствоватъ реацизаl{ии rlpaBa
обучаюrцИхся на свободный выбор мнений и
убеждений.
НовыЙ Федеральный государстВеннътй стандарт образования ставит одной
из задач
((духовно-НравственнOе
развI.Iтие и воспитаýие обу.rаюrч}{хся, станов,IIения их rражданской
идентичности, как основы развития гражданского общества)) и, как
результац кформирование
целостного, социально ориентtrрованного взгляда на мир в его оргаI{ичном единстве
и
разнообразии шрироды, народов) культур и религий.
нормативно-правовой
и документальной
основой программы
лухOвно-нравственного
гражuланско-патрrrФтическогФ воспитания обучаюlчихся являются:
и
- ФеДеРаЛЬНый закон от 29.12.2012 N 27З-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "об образовании
в россиiлской
Федера_tlии";
- Государственна,I программа "патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на
20|6 - 2020 ГОДЬТ" ПОСтаноВление правительства РФ от 30
декабЪя 2015 г. Ns 149з;
- КонцепЦ}{я духовЕО-нравствеНного
развИ тия ивосПитаниЯ личности грахцанина России;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации
до 2025г;
- Контdепtdи я модерЕиз аLIрtИ Ро сси iiскОго образо вания
;
-
Федеральный закон от 26.09.i997 N9i25- ФЗ (ред. от 01.09.201iг) ко
свободе совести и
религиозНьiх объединениях)) (изменения к ФЗ);
- Федера-пьнъiй закоЕ от 29.12-2010г J,{Ъ 4зб-ФЗ <<О зашите детей от информа]7ии.
причиняющей
вред их здоровью и развитию));
- Констиryция Российской Федерации;
- Закоrт об с;сtтовных гарантиях прав
ребенка;
- СанПиН 2,4,2,2821,10 <Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации
обучеяия в общеобразовательных организациях>.
- СанПиii 2,4,2,з286 -i*ý <Саяитарно-эпидемиологические требования к
условиял,l и органrlзации
обуrения и воспитания В организациях! осуществляющих образовательную
деятельность по
адаfiтироВанJ{ыNt основныN{ обrцеобразоватеJIьньш{ програý,{ý{аN{
Jlля обччаюtrlихся с
оrраниченными возможностял,{и здоровья}
- Приказ Министерства образования и науки РФ от |g.12.2}l4 г. Ns i599 кОб
рверждеЕии
федерального государственного образовательного стандарта образования обулающихся с
уý{стве E{Iloli отста,чо стьrо (и
н
теллектуаJlь
I]
ыý{и
н
аруш ениями)
>
fulинистерства образования и науки РФ от
08. 2016г. ],lb Вк * l78s/ 07 ( Об
органIIзации образованrтя обучающихся с улtственной отстаrIостьЮ (интеллектуа-цьными
- Письмо
li.
нарушеF{ияь{иJ>.
цель программы - создание условий длrя формирования личности гражданина и патриота
Россиrl с присуiци]\fи eп{y ценностями. взIтIядамII, устаноВкаL{и. мо.l,нваfuIи 1,1еяте-цьности и
поведения; совершенствование системы духовно-нравственного воспитания,
формирование у
учащихсЯ граждансТвеЕностИ р{ патриотизма' воспитанИе любвИ К ОтечествУ, Л/ХОВНОСТI4,
нравственI{ости на основе обrrце.rеловеческик ценяостеii.
-
Задачи программы:
восIlитание гражДанственности. патряот]лaзý,Iа, уважеl{ия
человека;
к
l1paBaft{, свсrбодал*
rr обязанностям
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- восIтатание трулOл}обия, творческOго отношешr{я li \,че}lяю. тр,,-ду. }кизýи,:
- восгIитание ценностного отношения к природе, окружаюrцей среде (экологическое воспитание);
-воспитание ценностного отношения
Эстет}l tlecк}.lx идеалах и
к
прекрасному. формирование представлений об
ценностях (эстетическое восilI41яштлс\
Принципы построения программы:
- согJtасованность;
* лолнота;
- целевое единство;
_ Еау{ность:
- системность;
- лост)il]ность;
- толерантность;
- возрастной принцип.
Структура и организация данцой программы строL{тся с r{етом
различных возрастных
категорий обуlаюшихся] в связи со спеuифическими особенностями
развития учаrцихся разFIоIо
школьног(} возраста и Yl{t{тьlвается стеfiень подготовленностr{ об}rчаIощлtхся к жизни ,t
деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
Lr<атегория: учащиеся 1-4 классов. Прошесс формирования и восшитания любви и Yважения
к малой родине у l,{ладшgх школьников строится с
учетом пока ещё ограниченного у них
жизненного опыта, характера и объема поjlученных знаний, обrцих задач обуrения и воспитания.
эффектlтвность его в этот период обчславливается, прех{де всего, тесной связью с вьlполt{ениее{
учебных задач. Воспитательный эффект всех форrчr граждil{ско-патриотического и д}ховно-
нравственного воспитания будет зависеть от того, насколько системно буzут
формироваться знания
ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их ЕравственЕое, эмоциона_ilьно-вtiлевое
отношение к деятельности по защите близких.
8 классов. Наиболее значимым в формировании у подростков
ц категооия:
ценliостных ориентиров является pix }частрrе в различньaх врIдах грa)кдаflско-шатррiотr{ческой
деятельности, конкурсах, соревнованиях, организуемых в школе.
III категоРия: rлащИеся 9 классов. НlrкнО подготовИТЬ Обуrlзlоrl{ихся к сознательномy
выбору професслrи.
уrебно-воспитательном процессе след),ет
простс передавать
обуrающимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом
развитии, но и
формировать у них с}тветстRеIIЕIоýть за её бlzдущее,
ГIрограмма представJIяеТ собой олределенн}ю системУ содерх(ания,
фор*, методов и
учаш
В
не