Мlтлиципачьное обшеобразовательное бюджетное )п{реждение <Зареченская оснOвl-{аяобтltg6ýра*ова I]ельная шкоJ,Iа Октябрьского х,fуницилаJтьного округа) IIринято УТВЕРЩДАЮ МОБУ Зареченская ООШ На заселанрtи ледагогического совета протокол М б от 3 1.08,2020 9] r J{.А.Сидоренкова }lЪ 112-С) от З1.08.2020 ih * s ПРОГРАММА по духовно-нравственному воспитанию обучаюIцихся ýЛЯ обl"rающихся 1_9 классов Срок реаJIизации: 2020-2025 rг. 2а20 t. Шаспорт программы Наименование rrрограммы Программа д}ховно-нравственIIого воспитания детей на основе российскттх традиционных ценностей лля обуrающихся 1-9 к-цассов ()снование для разработки Щель шрограJltмы Задашл програпdfoIы Закон об образованрrи РФ Ns273-ФЗ Itlсуларственная программа кПатриотическое восгIитание граждан Российской Федерации на 201б-2020гг (утв. Постановлением Правительства РФ от З0 декабря 2015г Лс149З) Концепция .Щуховно-нравственного воспитания Совершенствование системы духовно-Еравственного воспитания, формирован}rе у учащихL]я Iра}кданственност}1 и {IаIр}lотиз^.{а, воспитание любви к Отечеству, д}с{овrrости. нравственности на основе обшече,цовеllеских ценностей; сOздание ус-ловий для форпtирования личttости гражданина и ilагриота Poccиl,i с присуп{ими ему ценностями, взглядами. установками. мотивами liеятельности и iIоведеt{ия - воспитание гражданственности. патриотизма, \ъа}кения к правам" свободал,t и обязанностям человека; - восIIитание нравственных чувств и этического созЕания; - воспитанl{е труиолюбия. творческого от}лошения к чr{ению, трjдr жизi{ll; - воспитание ценностного отношения к природе, окружаюrцей - воспитанLlе ценностного формирование представлений отношеЕия к прекрасному, и об эстетических идеалах ценностях. Сроки и этаIIы реализациLt программы Направления программы 1этап t01.09.2020 - З1.08.2021г) 2 этап (01 .09.2021 - З 1,08.202Зг.) З этап (01,09.2023 - 3i.08.2024г.) 4 этап (0i.09.2024 - 31.08-2025r} - д}ховно-нравственЕое вOспитание - 1ражданско-патриOтическое воспит&.}Iие - тр}цовое воспитание - эко-цогическое Еоспитание * эстетLtческое восп}IтаЕие Ожидаемые речдьтаты - начальные представления о ý{орацьных нореlах и правилак нравственного пOвелен}lя, в том чрiсJlе об этических flормах взаимоотЕошений в семье, между поколениями. носителями разных 1беiкдениli. представителями раз_тrичньтх социатьньж групп, Еравственно-этический оlrыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взроспыми в соответствии с общеflринятьп\,{и нравственньlми норь,lами: - начаJIьные представления о правах и обязанностях человека, гражданина. семьянина, товарища; - цеЕýостное отноIление к труду и творчеству_. чеrовеку труда, трудовыМ достижениям России и человечества, трудолюбие; - ценностное с)тношен,tе к прирс)де' - гIервоначаJтьный оtlыт эстетических fiерея(иванвй,, наблюдений эстетических объектов в природе и социр{е, эстетического отношснрlя к окр.vх{аюrl\еь,{у iч{ИРУ- и caýioм:v себе; - становление системной и комплексной работы по духовнонравственномч патриотическому воспитанию и просвеtцению обl,чаюцихся и родителей. rrояснительная записка. Актуальность программьi. В СОВРеМеВНОМ ОбrЦеСТВе НабЛЮдается рост агрессивнос:ти, жес,lокостLl, l{инизм?r. кризис семьи и отношений между родителями и детьми. Забываются многовековые традиции народов, молодежЬ теряет'инт,ерес к историческому лрошJIOму России и сgоей мацой Роцине. Только людииýlеющие }iравственные фундаментальные ориентиры, стlособны самостоятельно принимать правильные решения в трудньш жизненньIх ситуациях, делать выбор в полъзY честньж fiос..rч---пков и лринос}rть fiOльзч ОбlтIgij7в11 Вопрос духовно-нравствен}iоr.о воспитания детей явл,{ется одной из ключевых проблем, стоящих перед каждыlч{ родитеJlем, обществом и государством в целOм. в aоuр.r.rrых условиях большая ответственностъ за воспt{таI]ие детей ложится I{a семьЮ ,1 систеl\{\' школьного обучения и воспrIтаЕ{ия, где закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих гlоколений. {1ховно-нравственное и гра}кданско-патриотIlческое воспLlтание Iрilкдан Россrти яtsляется ключевой задачей coBpeМeнHoii госlдарственной образовательноii поJ{итики и предс1авляет собой законодательно закрепленный социатrьный заказ для образовательной системы. Законоь-t PocclTttcKcii Федерацитl (об образованви>> ycTa*oBxeIto, чт0 содержаЕ!lе образования должно содействовать взаимопониманию и сотр}дничеству между людьми, народаfuIи IIезависиМо от расоВой, национацьной. этнической. и социаlrьной принадлежности. религиозной учитыватъ разнообразие мировоззренческих лод;{одов. спосrэбствоватъ реацизаl{ии rlpaBa обучаюrцИхся на свободный выбор мнений и убеждений. НовыЙ Федеральный государстВеннътй стандарт образования ставит одной из задач ((духовно-НравственнOе развI.Iтие и воспитаýие обу.rаюrч}{хся, станов,IIения их rражданской идентичности, как основы развития гражданского общества)) и, как результац кформирование целостного, социально ориентtrрованного взгляда на мир в его оргаI{ичном единстве и разнообразии шрироды, народов) культур и религий. нормативно-правовой и документальной основой программы лухOвно-нравственного гражuланско-патрrrФтическогФ воспитания обучаюlчихся являются: и - ФеДеРаЛЬНый закон от 29.12.2012 N 27З-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "об образовании в россиiлской Федера_tlии"; - Государственна,I программа "патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20|6 - 2020 ГОДЬТ" ПОСтаноВление правительства РФ от 30 декабЪя 2015 г. Ns 149з; - КонцепЦ}{я духовЕО-нравствеНного развИ тия ивосПитаниЯ личности грахцанина России; - Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025г; - Контdепtdи я модерЕиз аLIрtИ Ро сси iiскОго образо вания ; - Федеральный закон от 26.09.i997 N9i25- ФЗ (ред. от 01.09.201iг) ко свободе совести и религиозНьiх объединениях)) (изменения к ФЗ); - Федера-пьнъiй закоЕ от 29.12-2010г J,{Ъ 4зб-ФЗ <<О зашите детей от информа]7ии. причиняющей вред их здоровью и развитию)); - Констиryция Российской Федерации; - Закоrт об с;сtтовных гарантиях прав ребенка; - СанПиН 2,4,2,2821,10 <Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучеяия в общеобразовательных организациях>. - СанПиii 2,4,2,з286 -i*ý <Саяитарно-эпидемиологические требования к условиял,l и органrlзации обуrения и воспитания В организациях! осуществляющих образовательную деятельность по адаfiтироВанJ{ыNt основныN{ обrцеобразоватеJIьньш{ програý,{ý{аN{ Jlля обччаюtrlихся с оrраниченными возможностял,{и здоровья} - Приказ Министерства образования и науки РФ от |g.12.2}l4 г. Ns i599 кОб рверждеЕии федерального государственного образовательного стандарта образования обулающихся с уý{стве E{Iloli отста,чо стьrо (и н теллектуаJlь I] ыý{и н аруш ениями) > fulинистерства образования и науки РФ от 08. 2016г. ],lb Вк * l78s/ 07 ( Об органIIзации образованrтя обучающихся с улtственной отстаrIостьЮ (интеллектуа-цьными - Письмо li. нарушеF{ияь{иJ>. цель программы - создание условий длrя формирования личности гражданина и патриота Россиrl с присуiци]\fи eп{y ценностями. взIтIядамII, устаноВкаL{и. мо.l,нваfuIи 1,1еяте-цьности и поведения; совершенствование системы духовно-нравственного воспитания, формирование у учащихсЯ граждансТвеЕностИ р{ патриотизма' воспитанИе любвИ К ОтечествУ, Л/ХОВНОСТI4, нравственI{ости на основе обrrце.rеловеческик ценяостеii. - Задачи программы: восIlитание гражДанственности. патряот]лaзý,Iа, уважеl{ия человека; к l1paBaft{, свсrбодал* rr обязанностям - воспитание нравственных чувств и этического сознания; - восIтатание трулOл}обия, творческOго отношешr{я li \,че}lяю. тр,,-ду. }кизýи,: - восгIитание ценностного отношения к природе, окружаюrцей среде (экологическое воспитание); -воспитание ценностного отношения Эстет}l tlecк}.lx идеалах и к прекрасному. формирование представлений об ценностях (эстетическое восilI41яштлс\ Принципы построения программы: - согJtасованность; * лолнота; - целевое единство; _ Еау{ность: - системность; - лост)il]ность; - толерантность; - возрастной принцип. Структура и организация данцой программы строL{тся с r{етом различных возрастных категорий обуlаюшихся] в связи со спеuифическими особенностями развития учаrцихся разFIоIо школьног(} возраста и Yl{t{тьlвается стеfiень подготовленностr{ об}rчаIощлtхся к жизни ,t деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно. Lr<атегория: учащиеся 1-4 классов. Прошесс формирования и восшитания любви и Yважения к малой родине у l,{ладшgх школьников строится с учетом пока ещё ограниченного у них жизненного опыта, характера и объема поjlученных знаний, обrцих задач обуrения и воспитания. эффектlтвность его в этот период обчславливается, прех{де всего, тесной связью с вьlполt{ениее{ учебных задач. Воспитательный эффект всех форrчr граждil{ско-патриотического и д}ховно- нравственного воспитания будет зависеть от того, насколько системно буzут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их ЕравственЕое, эмоциона_ilьно-вtiлевое отношение к деятельности по защите близких. 8 классов. Наиболее значимым в формировании у подростков ц категооия: ценliостных ориентиров является pix }частрrе в различньaх врIдах грa)кдаflско-шатррiотr{ческой деятельности, конкурсах, соревнованиях, организуемых в школе. III категоРия: rлащИеся 9 классов. НlrкнО подготовИТЬ Обуrlзlоrl{ихся к сознательномy выбору професслrи. уrебно-воспитательном процессе след),ет простс передавать обуrающимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них с}тветстRеIIЕIоýть за её бlzдущее, ГIрограмма представJIяеТ собой олределенн}ю системУ содерх(ания, фор*, методов и учаш В не