Читательская грамотность 1 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа по читательской грамотности составлена в соответствии с:
1.
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденного Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от
31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования».
2.
Авторская программа под редакцией Виноградовой Н.Ф. (Виноградова Н.Ф.,
Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга
для учителя / под ред. Н.Ф.Виноградовой М.: Российский учебник: Вентана-Граф. 2018. 288 с.)
3.
Основной образовательной программой начального общего образования
МОБУ Зареченская ООШ
Цель занятий по развитию основ читательской грамотности – формированиечитательской
компетенции младшего школьника.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной
школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности
самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания,
умения и навыки для решения жизненных задач в различныхсферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и
слушанию.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного
участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а
понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных
целей.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе,
науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
В 1 классе программа знакомит детей с читательской грамотностью и формирует технику
чтения.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющихоснову
функциональной грамотности.
Программа рассчитана на 1 год1- - 33 часа

Планируемые результаты освоения программы
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Функциональная грамотность (читательская)» у обучающегося
будут
сформированы
следующие
личностные
результаты,
представленные
по
основным
направлениям
воспитательной
деятельности:
•

гражданско-патриотического воспитания:

— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том
числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основепримеров из
художественных произведений и фольклора;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных
произведениях;
• духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственныйжизненный и
читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление

эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического иморального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
— сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;
• эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова;
• физического воспитания,
эмоционального

формирования культуры
благополучия:

здоровья и

— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
• трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение
к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных
произведений;
• экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
• ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в
процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
— познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных
произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Функциональная грамотность (читательская)» у обучающегося
будут сформированы следующие познавательные универсальные учебныедействия.
• Базовые логические действия:
— сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;

— объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
— определять существенный
поговорок,фразеологизмов;

признак для классификации пословиц,

— находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем
алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно
выделять учебные операции при анализе текстов;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачина основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
• Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного
высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
— сравнивать
подходящий

несколько вариантов выполнения задания, выбирать
(на
основе
предложенных критериев);

наиболее

— проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в
процессе анализа предложенного текстового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия ваналогичных
или сходных ситуациях.
• Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник дляполучения
запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном видеинформацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
— анализировать
и создавать текстовую, графическую,
видео,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельносоздавать
схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия.
• Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии сцелями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведениядиалоги и
дискуссии;

— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать
устные
и
письменные
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

тексты (описание, рассуждение,

— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
• Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; —
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться,
самостоятельно
разрешать
конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу
обучения
в начальной
формируются
регулятивные универсальные учебные действия.

школе

у

обучающегося

Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получениярезультата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок иошибок,
связанных с анализом текстов;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализутекстов;
— находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Содержание учебного предмета «Читательская грамотность»1 класс (33 часа).
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА.
Я и книги.
Не красна книга письмом, красна умом
Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например: С. А. Баруздин. «Самое простое
дело». Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). Н. Н. Носов. «Тайна надне колодца»
(фрагмент главы «Волшебные сказки»).
Я взрослею.
Без друга в жизни туго

Пословицы о дружбе.
Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности,
значимой для национального русского сознания. Например: Н. К. Абрамцева.
«Цветы и зеркало». И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). С.Л.
Прокофьева. «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном
ориентире. Например: В. А. Осеева. «Почему?». Л. Н. Толстой. «Лгун».
Я фантазирую и мечтаю
Необычное в обычном
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например:
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). В. В. Лунин. «Я виделачудо». М. М.
Пришвин. «Осинкам холодно». А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ.
Что мы Родиной зовём.
С чего начинается Родина?
Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например: Ф. П. Савинов.
«Родное» (фрагмент). П. А. Синявский. «Рисунок». К. Д. Ушинский. «НашеОтечество».
О родной природе.
Сколько же в небе всего происходит
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках; отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках. И. А. Бунин. «Серп луны подтучкой
длинной…». С. В. Востоков. «Два яблока». В. М. Катанов. «Жар-птица». А. Н. Толстой
«Петушки».
Воспитательный потенциал курса реализуется через:
- приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском
обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
- историческое просвещение,
идентичности обучающихся

формирование

российской

культурной

и

гражданской

- развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
- усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,которые
выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта
поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии
с новым ФГОС НОО (осознание российской гражданской идентичности; сформированность
ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию,

самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной
социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.)
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического,
антропологического,
культурно-исторического,
системно-деятельностного,
личностноориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической
направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования
нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по
основным направлениям воспитания в соответствии с новым ФГОС НОО и отражаетготовность
обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности
на их основе, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,к народу России как
источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданинаРоссии, правовой
и политической культуры.
2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование
российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.
3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов
России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских
семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия
и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства.
5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной
среде, чрезвычайных ситуациях.
6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, достижение выдающихся результатов впрофессиональной деятельности.
7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя
и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом
личностных интересов и общественных потребностей.

Тематическое планирование
1 класс
№

1.1

Тема

Я и книги

Содержание
Не красна книга
письмом, красна умом
Произведения,
отражающие первые
шаги в чтении.
Например: С. А.
Баруздин. «Самое
простое дело».
Л. В. Куклин. «Как я
научился читать»
(фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на
дне колодца» (фрагмент
главы «Волшебные
сказки»).

ЭОР

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
10de8

Виды
деятельности
Слушание текста:
восприятие на
слух
художественных
произведений, в
которых
рассказывается о
том, как дети
учатся читать;
Понимание
воспринятого на
слух текста:
ответы на вопросы
по содержанию
текста, который
читает учитель;
Учебный
диалог:
сопоставление
собственного
опыта по
освоению
способа чтения
с описанным в
произведении;

1.2

Я взрослею

Я
фантазирую
и мечтаю

1.3

Без друга в жизни туго
Пословицы о дружбе.
Произведения,
отражающие
представление о дружбе
как нравственноэтической ценности,
значимой для
национального
русского сознания.
Например:
Н. К. Абрамцева.
«Цветы и зеркало».
И. А. Мазнин. «Давайте
будем дружить друг с
другом» (фрагмент).
С. Л. Прокофьева.
«Самый большой друг».
Не тот прав, кто
сильный, а тот, кто
честный
Пословицы о правде и
честности.
Произведения,
отражающие
традиционные
представления о
честности как
нравственном
ориентире.
Например:
В. А. Осеева.
«Почему?».
Л. Н. Толстой. «Лгун».
Необычное в
обычном
Произведения,
отражающие умение
удивляться при
восприятии
окружающего мира.
Например: С. А.
Иванов. «Снежный
заповедник»
(фрагмент).
В. В. Лунин. «Я

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

Слушание текста: восприятие
на слух художественных
произведений, которые читает
учитель или подготовленный
ученик, понимание содержания
произведения, ответы на
вопросы;
Чтение вслух: чтение
небольших отрывков из
произведений целыми словами
(скорость чтения в
соответствии с
индивидуальным темпом
чтения, позволяющим осознать
текст); выразительное чтение
стихотворения (работа в паре);
Чтение про себя: чтение
небольших отрывков из
произведений, ответы на
вопросы по содержанию;
чтение и обсуждение историкокультурной информации,
имеющей отношение к
прочитанному произведению;

Слушание текста: восприятие
на слух художественных
произведений, которые читает
учитель или подготовленный
ученик, понимание содержания
произведения, ответы на
вопросы;
Чтение вслух: чтение
небольших отрывков из
произведений целыми словами
(скорость чтения в
соответствии с

видела чудо».
М. М. Пришвин.
«Осинкам холодно».
А. С. Пушкин. «Ещё
дуют холодные
ветры».

индивидуальным темпом
чтения, позволяющим осознать
текст).

Что мы
Родиной зовём
С чего начинается
Родина?
Произведения,
отражающие
многогранность
понятия «Родина».
Например: Ф. П.
Савинов. «Родное»
(фрагмент).
П. А. Синявский.
«Рисунок».
К. Д. Ушинский.
«Наше Отечество».

2.1

О родной
природе

2.2

Слушание текста: восприятие
на слух художественных
произведений, которые читает
учитель или подготовленный
ученик, понимание содержания
произведения, ответы на
вопросы;
Чтение вслух: чтение
небольших отрывков из
произведений целыми словами;
Чтение про себя: чтение
небольших отрывков из
произведений, ответы на
вопросы по содержанию;
чтение и обсуждение историкокультурной информации,
имеющей отношение к
прочитанному произведению.

Сколько же в небе
всего происходит
Поэтические
представления
русского народа о
солнце, луне,
звёздах, облаках;
отражение этих
представлений в
фольклоре и их
развитие в русской
поэзии и прозе.
Например:
Русские народные
загадки о солнце,
луне, звёздах,
облаках.
И. А. Бунин. «Серп
луны под тучкой
длинной…»
С. В. Востоков. «Два
яблока». В. М.
Катанов. «Жарптица». А. Н.
Толстой.
«Петушки».

http://www.edu.ru/

Чтение про себя: чтение
небольших отрывков из
произведений, ответы на
вопросы по содержанию;
чтение и обсуждение историкокультурной информации,
имеющей отношение к
прочитанному произведению;
Характеристика текста
художественного произведения:
определение темы и главной
мысли произведения;
Характеристика героев
произведения: понимание
чувств героя, подтверждение
своих выводов примерами из
текста;
Пересказ: подготовка краткого
пересказа текста по плану.

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВОЧ
АСОВ ПО
33 часа
ПРОГРАММЕ

Материально-техническое обеспечение
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П - комплект для работы в группах (один на 5—6 учащихся).
Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения

Количество

Технические средства обучения
1. Персональный компьютер с принтером.

Д

2. Телевизор

Д

3. Документ-камера

Д
Д

Оборудование класса
Ученические столы одноместные с комплектом
стульев.
Стол учительский.
Магнитная(меловая) доска
Шкафы.

К
1
1
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».