Практикум по русскому языку 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»
предназначен для обучающихся 8 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической
компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы
основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной
школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых
знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться
различными лингвистическими словарями.
Задачи курса:
•
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
•
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
•
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде
текста;
•
применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального
компонента государственного стандарта основного образования по русскому
языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе
формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической
(языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
•
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего,
ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
•
извлечение необходимой информации из различных источников, в том
числе представленных в электронном виде;
•
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
•
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его
частями;
•
анализ особенностей использования лексических средств и средств
выразительности;
•
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми
нормами русского языка;
•
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
•
редактирование собственного текста;
•
применение в практике речевого общения основных норм современного
русского языка, использование в собственной речевой практике
синонимических ресурсов русского языка;

•
соблюдение в практике письма основных норм языка;
•
использование в практике основных приёмов информационной
переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и
когнитивно-коммуникативного
(сознательно-коммуникативного)
обучения
русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации
деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное
развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую
русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в
процессе изучения русского языка
совершенствуются и развиваются
следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные,
информационные, организационные.
Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам
изучения основных разделов в виде практических работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста.
Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
•
основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
•
точно определять круг предметов и явлений действительности,
отражаемой в тексте;
•
адекватно воспринимать авторский замысел;
•
вычленять главное в информации;
•
сокращать текст различными способами;
•
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
•
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной
передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические
(синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы,
стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.);
словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки);
морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические
(неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов,
сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные
изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы,
средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения

использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
•
основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
•
различать средства выразительности;
•
находить в тексте средства выразительности;
•
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой,
публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды
стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоциональноэкспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой,
целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
•
основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
•
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
•
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации
орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
•
орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
•
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и
словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс
как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный
анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
•
виды морфем;
•
морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь:
•
использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе
предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные урпажнения.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее
грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать:
•
систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь:
•
использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное
предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки
препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в
сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и
пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
•
синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
•
использовать знания по синтаксису и пунктуации
при анализе
предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания.
Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для
обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание
смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие
правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения.
Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на
лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования
лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие
правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в
композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

Тематическое планирование курса
№
1

Тема занятия
Структура экзаменационной работы по
русскому языку в новой форме и критерии ее
оценивания.
2-3 Построение сжатого изложения.
Этапы работы над изложением.
Содержательные и языковые способы
сокращения текста.
4-5 Сжатое изложение. Редактирование
изложения.

Диагностическое тестирование (тестовые
задания второй части экзаменационной
работы).
7-8 Средства выразительности речи.
9- Стилистика русского языка.
10
11- Нормы русской орфографии.
12 Орфограммы в корне.
13 Орфограммы в приставках и суффиксах.
14 Н – нн в различный частях речи.

Виды работ
Лекция учителя
Лекция учителя с
использованием
электронной
презентации,
практические задания
Слово учителя,
написание сжатого
изложения, работа с
текстами изложений,
взаимопроверка работ,
редактирование текстов.

6

15

Морфемика и словообразование. Морфемный
и словообразовательный разбор.

16

Морфология, морфологические признаки
частей речи.

17

Синтаксические и пунктуационные нормы.
Словосочетание. Виды подчинительной связи
(согласование, управление, примыкание).
Виды односоставных предложений.
Грамматическая основа и способы выражения
подлежащего и сказуемого.

18
19

Работа с обобщающими
таблицами, выборочный
и объяснительный
диктанты, проверочная
работа, тестирование.
Беседа, работа с
обобщающими
таблицами, практикум
морфемного и
словообразовательного
разбора, тестирование.
Письменный опрос,
морфологический
разбор частей речи,
работа с текстом.
Слово учителя,
практическая работа,
работа с текстом, с
таблицами, анализ
предложений,
тренировочные

Характеристика предложений,
синтаксический разбор.
21 Вводные слова и обращения.
22 Обособленные определение и приложения.
23 Обособленные обстоятельства.
24- Сложные предложения. Знаки препинания в
25 сложных предложениях.
26 Виды сочинений. Этапы работы над
сочинением.
27 Классификация грамматических и речевых
ошибок.
28 Анализ текстов различных функциональных
стилей с грамматическим заданием.
29 Редактирование сочинения С2
30 Редактирование сочинения С2
31- Построение сочинения-рассуждения.
32
33- Итоговое тестирование.
34
20

упражнения,
тестирование.

Слово учителя, работа с
текстами, построение
сочинения-рассуждения,
редактирование работ.

Литература:
Для учителя:
1. Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ – 2024 9 класс. Москва, «Экзамен»,
2012 год.
2. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к
государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2022
год
3. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой
аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2023 год.
4. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация 2023: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные
варианты экзаменационных работ для проведения государственной
итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт
педагогических измерений. Издательство Национальное образование.
5. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс:
Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые
тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9
класс. Издательство «Экзамен»

6. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая
аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых
тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
7. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2022: Русский язык: Тренировочные
задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация.
Издательство «Эксмо».
8. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания:
Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство
«Экзамен»
9. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
10.Работы учащихся
11.Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2024 год.
12.Презентация «Подготовка учащихся 9 класса
к итоговой аттестации
по русскому языку в новой форме»
13.Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и
сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»
14.Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на
лингвистическую тему» (13.1. ).
Для учащихся:
1. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9
класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
2. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. М.: Дрофа, 2022.
3. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие
алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2023.
4. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А.
Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2023 год.
5. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен»,
2012 год.
6. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к
государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2023
год
7. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой
аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2022 год.
8. ФИПИ: http://www.fipi.ru/
9. Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А. :
http://www.saharina.ru/gia/test.php?name=gia35.xml


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».