ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный курс «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» предназначен для обучающихся 8 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Задачи курса: • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе; • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста; • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста; • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку. Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой. Механизм формирования лингворечевой компетенции: • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде; • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики; • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями; • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности; • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка; • создание сочинения-рассуждения по данному тексту; • редактирование собственного текста; • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; • соблюдение в практике письма основных норм языка; • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста. В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Построение сжатого изложения Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Обучающиеся должны знать: • основные правила работы с текстом. Обучающиеся должны уметь: • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; • адекватно воспринимать авторский замысел; • вычленять главное в информации; • сокращать текст различными способами; • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Контроль знаний: построение сжатого изложения. Тема 2. Средства выразительности речи Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности. Обучающиеся должны знать: • основные средства выразительности. Обучающиеся должны уметь: • различать средства выразительности; • находить в тексте средства выразительности; • анализировать текст с точки зрения средств выразительности. Контроль знаний: тренировочные упражнения. Тема 3. Стилистика русского языка Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоциональноэкспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Обучающиеся должны знать: • основные сведения по стилистике русского языка. Обучающиеся должны уметь: • определять стилистическую принадлежность слов и выражений; • работать со стилистическими синонимами. Контроль знаний: тренировочные упражнения. Тема 4. Нормы русской орфографии Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм. Обучающиеся должны знать: • орфографические правила. Обучающиеся должны уметь: • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста. Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа Тема 5. Морфемика и словообразование. Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов. Обучающиеся должны знать: • виды морфем; • морфемный и словообразовательный анализы слова. Обучающиеся должны уметь: • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста. Контроль знаний: тренировочные урпажнения. Тема 6. Морфология. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи. Обучающиеся должны знать: • систему частей речи в русском языке. Обучающиеся должны уметь: • использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста. Контроль знаний: тренировочные упражнения. Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. Обучающиеся должны знать: • синтаксические и пунктуационные нормы. Обучающиеся должны уметь: • использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста. Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа. Тема 8. Построение сочинения-рассуждения Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста. Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении. Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы. Тематическое планирование курса № 1 Тема занятия Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. 2-3 Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста. 4-5 Сжатое изложение. Редактирование изложения. Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы). 7-8 Средства выразительности речи. 9- Стилистика русского языка. 10 11- Нормы русской орфографии. 12 Орфограммы в корне. 13 Орфограммы в приставках и суффиксах. 14 Н – нн в различный частях речи. Виды работ Лекция учителя Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов. 6 15 Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. 16 Морфология, морфологические признаки частей речи. 17 Синтаксические и пунктуационные нормы. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Виды односоставных предложений. Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. 18 19 Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование. Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование. Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом. Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные Характеристика предложений, синтаксический разбор. 21 Вводные слова и обращения. 22 Обособленные определение и приложения. 23 Обособленные обстоятельства. 24- Сложные предложения. Знаки препинания в 25 сложных предложениях. 26 Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. 27 Классификация грамматических и речевых ошибок. 28 Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием. 29 Редактирование сочинения С2 30 Редактирование сочинения С2 31- Построение сочинения-рассуждения. 32 33- Итоговое тестирование. 34 20 упражнения, тестирование. Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ. Литература: Для учителя: 1. Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ – 2024 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год. 2. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2022 год 3. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2023 год. 4. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация 2023: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство Национальное образование. 5. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен» 6. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен» 7. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2022: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо». 8. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен» 9. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/ 10.Работы учащихся 11.Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2024 год. 12.Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме» 13.Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе» 14.Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (13.1. ). Для учащихся: 1. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006. 2. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. М.: Дрофа, 2022. 3. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2023. 4. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2023 год. 5. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год. 6. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2023 год 7. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2022 год. 8. ФИПИ: http://www.fipi.ru/ 9. Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А. : http://www.saharina.ru/gia/test.php?name=gia35.xml