Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Практикум по русскому языку» предназначена для обучающихся 7 класса и рассчитана на 34 часа. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых и учебно-методических документов: • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 №1897 УМК: Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором» Русский язык.7 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2018. Актуальность выбранного направления: В системе школьного образования русский язык представляет приоритетную область знаний, являясь одновременно средством обучения и объектом изучения. Как один из важнейших предметов изучения русский язык реализует коммуникативные, образовательные, развивающие и воспитывающие цели обучения. Характерной особенностью процесса обучения русскому языку является его речевая направленность. Для формирования учебно-речевых навыков применяется учебный курс «Практикум по русскому языку». Актуальность введения в школе этого курса по русскому языку определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Известно, то курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных оборотов. Кроме того, необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7-го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах. Цель программы: • повышение качества знаний по предмету • активное стимулирование самоценной образовательной деятельности учащихся • поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ. Задачи: • научить учащихся свободному владению терминологией; • • • • развивать умение применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. развивать навык самостоятельного приобретения знаний; прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса; внедрение ИКТ в обучение. ➢ закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексикосинтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний); ➢ продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности; ➢ развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими). В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала. Формы организации внеурочной деятельности Основные организационные формы: - работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, работа с текстами разных типов; - самостоятельная работа; - работа в группах, парах; - индивидуальная работа. Программа включает в себя: • теоретический материал; • вопросы и задания практического характера; • вопросы и задания творческого характера; Вся практическая часть представлена упражнениями и заданиями, а именно: лекция, практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование. Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов. Содержание программы курса орфографии и пунктуации» внеурочной деятельности «Практикум по Раздел I. Введение. (1 ч) Введение. Проверка грамотности. Раздел II. Повторение курса орфографии (13 ч) Однокоренные слова. Безударная гласная в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Непроизносимые и плохо слышимые согласные. Двойные согласные Чередование гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова. Приставки на з и с, приставки пре- и при-. Гласные Ы и И после приставок. Окончания имен существительных, прилагательных, числительных. Окончания глаголов (спряжение). Суффиксы глаголов. Суффиксы существительных и прилагательных. Гласные и, а, у после шипящих и ц. О и Ё после шипящих. Употребление Ъ и Ь знаков Одна и две Н в существительных и прилагательных НЕ с разными частями речи НЕ и НИ для передачи отрицания. НЕ и НИ для усиления утверждения. Дефис в сложных словах и в словах с корнем пол. Соединительные гласные в сложных словах. Раздел IIIПунктуация (4 ч) Запятая перед союзами при однородных членах и в сложных предложениях. Тире между подлежащим и сказуемым. Простые предложения в составе сложного. Знаки препинания при однородных членах предложения, обобщающих словах Знаки препинания при обращении, прямой речи, диалоге. Раздел IVПричастие(5 ч) Причастие. Окончания причастий. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия. Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях НЕ с полными и краткими причастиями. Обособление причастных оборотов Раздел V Деепричастие (2 ч) Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов. Раздел VI Наречие (3 ч) О и Е на конце наречий после шипящих. Отличие наречий от кратких прилагательных. Дефис в наречиях. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий. Раздел VII Служебные слова (4 ч) Дефис в предлогах. Производные предлоги. Отличие производных предлогов от существительных с предлогами. Союзы сочинительные и подчинительные. Частицы. Дефис в частицах. Междометие. Утвердительные и отрицательные слова ДА, НЕТ Раздел VIII Повторение (2 ч) Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного курса «Практикум по русскому языку» Личностные результаты: • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. • способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования и самообразования; Метапредметные результаты: 1. владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой; • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.); 3. коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты: • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Познавательные УУД • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. • Умение правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания; Умение правильно расставлять знаки препинания Личностные УУД • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре; • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; • осознание ответственности за общее благополучие; • развитие этических чувств; • установка на здоровый образ жизни; • самооценка. Регулятивные УУД • волевая саморегуляция; • оценка; • коррекция. • Коммуникативные УУД • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми; • умение выражать свои мысли; • управление действиями партнера (оценка, коррекция); • использовать речь для регуляции своего действия. Система контроля и оценки достижения планируемых результатов Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний. При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся». На заключительном занятии подводятся итоги изучения курса. Формы и средства контроля: Диагностика знаний учащихся (стартовая, текущая, тематическая и итоговая) проводится в форме комплексных работ и самостоятельных работ с дифференцированным оцениванием. Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио. Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Уставом школы, ООП ООО. Результаты промежуточной (итоговой) аттестации выявляют уровень освоения программы (высокий, средний, низкий). За промежуточную аттестацию выставляется зачет/незачет. Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Учебно-тематический план № Раздел, тема Кол ичес тво часо в 1 Раздел I. Введение. 1 2 13 4 Раздел II. Орфография Раздел III. Пунктуация Раздел IV Причастие 5 Раздел V Деепричастие 2 6 Раздел VI Наречие. 3 7 Раздел VII. Служебные 4 слова Раздел VIII. Повторение 2 3 8 ИТОГО Виды обучающегося Из них теор деятельности пр ак. 1 Практическая работа по проверке грамотности 2 Самостоятельная работа Зачет 4 5 34 Программно-методическое обеспечение. Список литературы для учителя: 1. Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5-9 классах (основы культуры речи, развитие связной речи). - Волгоград: Учитель, 2003. 2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 кл.: Книга для учителя. – 3-е изд. / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2000. 3. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005. 4. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2012. 5. Костяева Т.А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 класс / Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004. 6. Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». - М.: Экзамен,2008 Список литературы для учащихся: 1.Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором.» Русский язык.7 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2018. 2. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Русский язык, 2005. 3. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2019. 4. Тесты по русскому языку: 7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык 7 класс»/И.В. Текучева. 5. Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: учебное пособие. – Самара: ООО «Офорт», 2006. 6И.П. Цыбулько. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов. Выполнение задания части С. Основной государственный экзамен по русскому языку: учебно-методическое пособие для подготовки учащихся к основному государственному экзамену по русскому языку. 7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2006. 8. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб.пособ. - М.: Дрофа, 1997. 9. Сенина Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 8 класс. – Ростов-наДону, 2012. 10. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ГИА. – М.: Интеллект-Центр, 2007. 11. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс. 12. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. 13. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс Русский язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова Материально-техническое обеспечение. 1. Мультимедийные пособия 1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов 2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов 3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка» 2. Интернет-ресурсы 1. Электронные пособия по русскому языку для школьников 1. http://learning-russian.gramota.ru 2. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 3. http://www.uchportal.ru/load/35-1-0-10865 6. https://rus-oge.sdamgia.ru/ 7.https://resh.edu.ru/ 8. https://neznaika.info/ 9.https://rus7-vpr.sdamgia.ru/ III. Технические средства обучения 1. Компьютер 2. Мультимедийный проектор 3. Интерактивная доска 4. Ноутбуки.