Практикум по русскому языку 7 класс

Пояснительная записка
Рабочая
программа курса
внеурочной
деятельности
общеинтеллектуального
направления «Практикум по русскому языку» предназначена для обучающихся 7
класса и рассчитана на 34 часа. Рабочая программа составлена на основании следующих
нормативно-правовых и учебно-методических документов:
•
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273-ФЗ;
•
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
17.12.10 №1897
УМК: Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором»
Русский язык.7 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2018.
Актуальность выбранного направления:
В системе школьного образования русский язык представляет приоритетную
область знаний, являясь одновременно средством обучения и объектом изучения. Как
один из важнейших предметов изучения русский язык реализует коммуникативные,
образовательные, развивающие и воспитывающие цели обучения.
Характерной особенностью процесса обучения русскому языку является его
речевая направленность. Для формирования учебно-речевых навыков применяется
учебный курс «Практикум по русскому языку».
Актуальность введения в школе этого курса по русскому языку определяется, с
одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с
другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга.
Известно, то курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у
школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих
признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к
устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных),
наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц
(так как правильность их написания во многом определяется умением учеников
приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не
отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у
причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление
причастных и деепричастных оборотов. Кроме того, необходимо учитывать, что темы
курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются
неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7-го класса школьники
знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах.
Цель программы:
• повышение качества знаний по предмету
• активное стимулирование самоценной образовательной деятельности
учащихся
• поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ.
Задачи:
• научить учащихся свободному владению терминологией;

•
•
•
•

развивать умение применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных
ситуациях, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
развивать навык самостоятельного приобретения знаний;
прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные сведения по
предмету, выходящие за рамки школьного курса;
внедрение ИКТ в обучение.

➢ закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексикосинтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия
написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
➢ продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
➢ развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей
(орфографическими,
орфоэпическими,
словообразовательными,
этимологическими).
В программе представлены все принципы современной русской орфографии
(морфологический,
фонетический,
традиционный,
лексико-синтаксический,
словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими
принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Формы организации внеурочной деятельности
Основные организационные формы:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,
работа с текстами разных типов;
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Программа включает в себя:
• теоретический материал;
• вопросы и задания практического характера;
• вопросы и задания творческого характера;
Вся практическая часть представлена упражнениями и заданиями, а именно: лекция,
практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием.
Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании
по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании
индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении
правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения
школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы,
семинары, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и
составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных
высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы
учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения.
Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и
усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности
используемых текстов.

Содержание программы курса
орфографии и пунктуации»

внеурочной

деятельности

«Практикум

по

Раздел I. Введение. (1 ч)
Введение. Проверка грамотности.
Раздел II. Повторение курса орфографии (13 ч)
Однокоренные слова. Безударная гласная в корне слова. Непроверяемые гласные и
согласные в корне слова.
Непроизносимые и плохо слышимые согласные. Двойные согласные
Чередование гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова.
Приставки на з и с, приставки пре- и при-. Гласные Ы и И после приставок.
Окончания имен существительных, прилагательных, числительных.
Окончания глаголов (спряжение). Суффиксы глаголов.
Суффиксы существительных и прилагательных.
Гласные и, а, у после шипящих и ц. О и Ё после шипящих.
Употребление Ъ и Ь знаков
Одна и две Н в существительных и прилагательных
НЕ с разными частями речи
НЕ и НИ для передачи отрицания. НЕ и НИ для усиления утверждения.
Дефис в сложных словах и в словах с корнем пол. Соединительные гласные в сложных
словах.
Раздел IIIПунктуация (4 ч)
Запятая перед союзами при однородных членах и в сложных предложениях.
Тире между подлежащим и сказуемым. Простые предложения в составе сложного.
Знаки препинания при однородных членах предложения, обобщающих словах
Знаки препинания при обращении, прямой речи, диалоге.
Раздел IVПричастие(5 ч)
Причастие. Окончания причастий. Причастный оборот.
Действительные и страдательные причастия.
Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях
НЕ с полными и краткими причастиями.
Обособление причастных оборотов
Раздел V Деепричастие (2 ч)
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот.
Обособление деепричастий и деепричастных оборотов.
Раздел VI Наречие (3 ч)
О и Е на конце наречий после шипящих. Отличие наречий от кратких прилагательных.
Дефис в наречиях. Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
Слитное и раздельное написание наречий.
Раздел VII Служебные слова (4 ч)
Дефис в предлогах. Производные предлоги.
Отличие производных предлогов от существительных с предлогами.
Союзы сочинительные и подчинительные.
Частицы. Дефис в частицах. Междометие. Утвердительные и отрицательные слова ДА,
НЕТ
Раздел VIII Повторение (2 ч)

Планируемые результаты освоения обучающимися
программы учебного курса «Практикум по русскому языку»
Личностные результаты:
• понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его
значения в процессе получения школьного образования;
• осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как
явления
национальной
культуры;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;
• достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
• способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому
самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе
получения школьного образования и самообразования;
Метапредметные результаты:
1.
владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
• способность
определять
цели
предстоящей
учебной
деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свёрнутости;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного
языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами;
2.
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых
явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

3.
коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в
спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметные результаты:
• представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о
роли родного языка в жизни человека и общества;
• понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
• усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней
и единиц;
• освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка,
их признаки и особенности употребления в речи;
• овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
• опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
• проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
• понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической
и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
• осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Познавательные УУД
• умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
• умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы.
• Умение
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными
морфологическим и традиционным принципами написания;

Умение правильно расставлять знаки препинания
Личностные УУД
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• осознание себя членом общества и государства самоопределение своей
российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и
целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий
России;
• осознание ответственности за общее благополучие;
• развитие этических чувств;
• установка на здоровый образ жизни;
• самооценка.
Регулятивные УУД
• волевая саморегуляция;
• оценка;
• коррекция.
•

Коммуникативные УУД
• умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
• умение выражать свои мысли;
• управление действиями партнера (оценка, коррекция);
• использовать речь для регуляции своего действия.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ,
устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка
знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы
оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения курса.
Формы и средства контроля:
Диагностика знаний учащихся (стартовая, текущая, тематическая и итоговая) проводится
в форме комплексных работ и самостоятельных работ с дифференцированным
оцениванием.
Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося
на основании экспертной оценки личного портфолио.
Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Уставом школы, ООП
ООО. Результаты промежуточной (итоговой) аттестации выявляют уровень освоения
программы (высокий, средний, низкий). За промежуточную аттестацию выставляется
зачет/незачет.
Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим
подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов.

Учебно-тематический план
№

Раздел, тема

Кол
ичес
тво
часо
в

1

Раздел I. Введение.

1

2

13

4

Раздел II.
Орфография
Раздел III.
Пунктуация
Раздел IV Причастие

5

Раздел V Деепричастие

2

6

Раздел VI Наречие.

3

7

Раздел VII. Служебные 4
слова
Раздел VIII. Повторение
2

3

8

ИТОГО

Виды
обучающегося

Из них
теор

деятельности

пр
ак.
1

Практическая работа
по проверке грамотности

2

Самостоятельная работа
Зачет

4
5

34

Программно-методическое обеспечение.
Список литературы для учителя:
1. Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных
занятий в 5-9 классах (основы культуры речи, развитие связной речи). - Волгоград:
Учитель, 2003.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 кл.: Книга для учителя. – 3-е изд. / Г.А.
Богданова. – М.: Просвещение, 2000.
3. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г.А. Богданова. –
М.: Просвещение, 2005.
4. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2012.
5. Костяева Т.А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 класс
/ Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.
6. Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: к учебнику М.Т.
Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». - М.: Экзамен,2008
Список литературы для учащихся:
1.Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором.» Русский
язык.7 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2018.

2. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева,
А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Русский язык, 2005.
3. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов, Т.А.
Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2019.
4. Тесты по русскому языку: 7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык 7
класс»/И.В. Текучева.
5. Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку:
учебное пособие. – Самара: ООО «Офорт», 2006.
6И.П. Цыбулько. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов.
Выполнение задания части С. Основной государственный экзамен по русскому языку:
учебно-методическое пособие для подготовки учащихся к основному государственному
экзамену по русскому языку.
7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь;
под ред. И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2006.
8. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в
вузы: Учеб.пособ. - М.: Дрофа, 1997.
9. Сенина Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 8 класс. – Ростов-наДону, 2012.
10. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ГИА. – М.: Интеллект-Центр,
2007.
11. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс.
12. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. - СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2006.
13. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс Русский
язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова
Материально-техническое обеспечение.
1. Мультимедийные пособия
1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников
и абитуриентов
2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших
классов и абитуриентов
3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
2. Интернет-ресурсы
1. Электронные пособия по русскому языку для школьников
1. http://learning-russian.gramota.ru
2. http://rusolimp.kopeisk.ru/
3. http://www.uchportal.ru/load/35-1-0-10865
6. https://rus-oge.sdamgia.ru/
7.https://resh.edu.ru/
8. https://neznaika.info/
9.https://rus7-vpr.sdamgia.ru/
III. Технические средства обучения
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Интерактивная доска
4. Ноутбуки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».