Пояснительная записка
Рабочая
программа курса
внеурочной
деятельности
общеинтеллектуального
направления «Практикум по русскому языку» предназначена для обучающихся 7
класса и рассчитана на 34 часа. Рабочая программа составлена на основании следующих
нормативно-правовых и учебно-методических документов:
•
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273-ФЗ;
•
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
17.12.10 №1897
УМК: Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором»
Русский язык.7 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2018.
Актуальность выбранного направления:
В системе школьного образования русский язык представляет приоритетную
область знаний, являясь одновременно средством обучения и объектом изучения. Как
один из важнейших предметов изучения русский язык реализует коммуникативные,
образовательные, развивающие и воспитывающие цели обучения.
Характерной особенностью процесса обучения русскому языку является его
речевая направленность. Для формирования учебно-речевых навыков применяется
учебный курс «Практикум по русскому языку».
Актуальность введения в школе этого курса по русскому языку определяется, с
одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с
другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга.
Известно, то курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у
школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих
признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к
устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных),
наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц
(так как правильность их написания во многом определяется умением учеников
приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не
отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у
причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление
причастных и деепричастных оборотов. Кроме того, необходимо учитывать, что темы
курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются
неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7-го класса школьники
знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах.
Цель программы:
• повышение качества знаний по предмету
• активное стимулирование самоценной образовательной деятельности
учащихся
• поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ.
Задачи:
• научить учащихся свободному владению терминологией;
•
•
•
•
развивать умение применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных
ситуациях, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
развивать навык самостоятельного приобретения знаний;
прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные сведения по
предмету, выходящие за рамки школьного курса;
внедрение ИКТ в обучение.
➢ закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексикосинтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия
написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
➢ продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
➢ развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей
(орфографическими,
орфоэпическими,
словообразовательными,
этимологическими).
В программе представлены все принципы современной русской орфографии
(морфологический,
фонетический,
традиционный,
лексико-синтаксический,
словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими
принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Формы организации внеурочной деятельности
Основные организационные формы:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,
работа с текстами разных типов;
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Программа включает в себя:
• теоретический материал;
• вопросы и задания практического характера;
• вопросы и задания творческого характера;
Вся практическая часть представлена упражнениями и заданиями, а именно: лекция,
практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием.
Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании
по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании
индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении
правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения
школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы,
семинары, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и
составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных
высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы
учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения.
Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и
усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности
используемых текстов.
Содержание программы курса
орфографии и пунктуации»
внеурочной
деятельности
«Практикум
по
Раздел I. Введение. (1 ч)
Введение. Проверка грамотности.
Раздел II. Повторение курса орфографии (13 ч)
Однокоренные слова. Безударная гласная в корне слова. Непроверяемые гласные и
согласные в корне слова.
Непроизносимые и плохо слышимые согласные. Двойные согласные
Чередование гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова.
Приставки на з и с, приставки пре- и при-. Гласные Ы и И после приставок.
Окончания имен существительных, прилагательных, числительных.
Окончания глаголов (спряжение). Суффиксы глаголов.
Суффиксы существительных и прилагательных.
Гласные и, а, у после шипящих и ц. О и Ё после шипящих.
Употребление Ъ и Ь знаков
Одна и две Н в существительных и прилагательных
НЕ с разными частями речи
НЕ и НИ для передачи отрицания. НЕ и НИ для усиления утверждения.
Дефис в сложных словах и в словах с корнем пол. Соединительные гласные в сложных
словах.
Раздел IIIПунктуация (4 ч)
Запятая перед союзами при однородных членах и в сложных предложениях.
Тире между подлежащим и сказуемым. Простые предложения в составе сложного.
Знаки препинания при однородных членах предложения, обобщающих словах
Знаки препинания при обращении, прямой речи, диалоге.
Раздел IVПричастие(5 ч)
Причастие. Окончания причастий. Причастный оборот.
Действительные и страдательные причастия.
Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях
НЕ с полными и краткими причастиями.
Обособление причастных оборотов
Раздел V Деепричастие (2 ч)
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот.
Обособление деепричастий и деепричастных оборотов.
Раздел VI Наречие (3 ч)
О и Е на конце наречий после шипящих. Отличие наречий от кратких прилагательных.
Дефис в наречиях. Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
Слитное и раздельное написание наречий.
Раздел VII Служебные слова (4 ч)
Дефис в предлогах. Производные предлоги.
Отличие производных предлогов от существительных с предлогами.
Союзы сочинительные и подчинительные.
Частицы. Дефис в частицах. Междометие. Утвердительные и отрицательные слова ДА,
НЕТ
Раздел VIII Повторение (2 ч)
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы учебного курса «Практикум по русскому языку»
Личностные результаты:
• понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его
значения в процессе получения школьного образования;
• осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как
явления
национальной
культуры;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;
• достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
• способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому
самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе
получения школьного образования и самообразования;
Метапредметные результаты:
1.
владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
• способность
определять
цели
предстоящей
учебной
деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свёрнутости;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного
языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами;
2.
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых
явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
3.
коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в
спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметные результаты:
• представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о
роли родного языка в жизни человека и общества;
• понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
• усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней
и единиц;
• освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка,
их признаки и особенности употребления в речи;
• овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
• опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
• проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
• понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической
и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
• осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Познавательные УУД
• умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
• умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы.
• Умение
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными
морфологическим и традиционным принципами написания;
Умение правильно расставлять знаки препинания
Личностные УУД
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• осознание себя членом общества и государства самоопределение своей
российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и
целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий
России;
• осознание ответственности за общее благополучие;
• развитие этических чувств;
• установка на здоровый образ жизни;
• самооценка.
Регулятивные УУД
• волевая саморегуляция;
• оценка;
• коррекция.
•
Коммуникативные УУД
• умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
• умение выражать свои мысли;
• управление действиями партнера (оценка, коррекция);
• использовать речь для регуляции своего действия.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ,
устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка
знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы
оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения курса.
Формы и средства контроля:
Диагностика знаний учащихся (стартовая, текущая, тематическая и итоговая) проводится
в форме комплексных работ и самостоятельных работ с дифференцированным
оцениванием.
Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося
на основании экспертной оценки личного портфолио.
Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Уставом школы, ООП
ООО. Результаты промежуточной (итоговой) аттестации выявляют уровень освоения
программы (высокий, средний, низкий). За промежуточную аттестацию выставляется
зачет/незачет.
Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим
подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов.
Учебно-тематический план
№
Раздел, тема
Кол
ичес
тво
часо
в
1
Раздел I. Введение.
1
2
13
4
Раздел II.
Орфография
Раздел III.
Пунктуация
Раздел IV Причастие
5
Раздел V Деепричастие
2
6
Раздел VI Наречие.
3
7
Раздел VII. Служебные 4
слова
Раздел VIII. Повторение
2
3
8
ИТОГО
Виды
обучающегося
Из них
теор
деятельности
пр
ак.
1
Практическая работа
по проверке грамотности
2
Самостоятельная работа
Зачет
4
5
34
Программно-методическое обеспечение.
Список литературы для учителя:
1. Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных
занятий в 5-9 классах (основы культуры речи, развитие связной речи). - Волгоград:
Учитель, 2003.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 кл.: Книга для учителя. – 3-е изд. / Г.А.
Богданова. – М.: Просвещение, 2000.
3. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г.А. Богданова. –
М.: Просвещение, 2005.
4. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2012.
5. Костяева Т.А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 класс
/ Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.
6. Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: к учебнику М.Т.
Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». - М.: Экзамен,2008
Список литературы для учащихся:
1.Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором.» Русский
язык.7 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2018.
2. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева,
А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Русский язык, 2005.
3. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов, Т.А.
Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2019.
4. Тесты по русскому языку: 7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык 7
класс»/И.В. Текучева.
5. Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку:
учебное пособие. – Самара: ООО «Офорт», 2006.
6И.П. Цыбулько. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов.
Выполнение задания части С. Основной государственный экзамен по русскому языку:
учебно-методическое пособие для подготовки учащихся к основному государственному
экзамену по русскому языку.
7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь;
под ред. И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2006.
8. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в
вузы: Учеб.пособ. - М.: Дрофа, 1997.
9. Сенина Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 8 класс. – Ростов-наДону, 2012.
10. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ГИА. – М.: Интеллект-Центр,
2007.
11. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс.
12. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. - СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2006.
13. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс Русский
язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова
Материально-техническое обеспечение.
1. Мультимедийные пособия
1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников
и абитуриентов
2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших
классов и абитуриентов
3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
2. Интернет-ресурсы
1. Электронные пособия по русскому языку для школьников
1. http://learning-russian.gramota.ru
2. http://rusolimp.kopeisk.ru/
3. http://www.uchportal.ru/load/35-1-0-10865
6. https://rus-oge.sdamgia.ru/
7.https://resh.edu.ru/
8. https://neznaika.info/
9.https://rus7-vpr.sdamgia.ru/
III. Технические средства обучения
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Интерактивная доска
4. Ноутбуки.