Практикум по информатике 5-6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного курса «Практикум по информатике» в 5–6 классах;
устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по
разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения
с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «Практикум по информатике»
Изучение курса «Практикум по информатике» в 5–6 классах вносит значительный вклад в
достижение главных целей основного общего образования, обеспечивая:
•

формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект»,

«система», «модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия для успешного продолжения
учебнопознавательной деятельности и основы научного мировоззрения;
•

формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого условия

профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном обществе;
•

формирование

необходимых

для

успешной

жизни

в

меняющемся

мире

универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов
информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с
различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и
коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты;
•

формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой

экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с данными, коммуникация в
современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и
избирательного отношения к информации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «Практикум по информатике»
Учебный курс «Практикум по информатике» в основном общем образовании отражает:
•

сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности

протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
•

основные области применения информатики, прежде всего информационные

технологии, управление и социальную сферу;
•

междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование
мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов
функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента

практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные
обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного
процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях,
становятся значимыми для формирования качеств личности, т.е. ориентированы на формирование
метапредметных и личностных результатов обучения.
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании интегрирует в себе:
•

цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в

рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех
без исключения учебных предметов;
•

теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической

информатики и практического программирования, изложение

которых

осуществляется

в

соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется
общее знакомство обучающихся с предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у
них опыта; затем последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки
для научного обобщения в старших классах;
•

информационные технологии как необходимый инструмент практически любой

деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной
цивилизации.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют
структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических
разделов:
1.

цифровая грамотность;

2.

теоретические основы информатики;

3.

алгоритмы и программирование;

4.

информационные технологии.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «Практикум по информатике» в УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Обязательная часть учебного плана основной образовательной программы основного общего
образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5–6 классах. Время
на данный курс образовательная организация выделяет за счёт части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений.
Программа «Практикум по информатике» для 5–6 классов составлена из расчёта общей
учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе.
Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики
происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической линии

курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального
общего образования начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения. Курс
информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся
у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение
информатики в 5–6 классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и
обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики
основной школы в 7–9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и
другими элементами цифрового окружения.
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе.
Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных
устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы
(приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение
работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога).
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице.
Поисковые системы. Поиск информации, по ключевым словам, и по изображению.
Достоверность информации, полученной из Интернета.
Правила

безопасного

поведения

в

Интернете.

Процесс

аутентификации.

Виды

аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая
аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная
аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в
получении человеком информации. Компьютерное зрение.
Действия с информацией. Кодирование информации.
Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана
автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические
алгоритмы.

Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового
программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических
примитивов. Операции с
фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение.
Текстовый редактор. Правила набора текста.
Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка
переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные).
Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал,
выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом.
Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с
несколькими слайдами.
6 класс
Цифровая грамотность
Типы

компьютеров:

персональные

компьютеры,

встроенные

компьютеры,

суперкомпьютеры.
Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу).
Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной
системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок
(каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от
вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем.
Теоретические основы информатики
Информационные процессы.

Получение, хранение, обработка и передача информации

(данных).
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном
алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному.
Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации —
двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Характерные размеры файлов различных

типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный
фильм).

Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем
Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные.
Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур).
Процедуры с параметрами.
Информационные технологии
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового
процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.
Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные,
маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы.
Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение информатики в 5–6 классах направлено на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами предмета
Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному,
историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни
современного общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации
современного общества.
Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности,
в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную
деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов;
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания: наличие представлений об информации, информационных
процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития
науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление

к самообразованию; овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия; наличие базовых навыков самостоятельной
работы

с

учебными

текстами,

справочной

литературой,

разнообразными

средствами

информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья: установка на здоровый образ жизни, в том числе и за
счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий в сферах
профессиональной

деятельности,

связанных

с

информатикой,

программированием

и

информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научнотехнического прогресса.
Экологическое воспитание: наличие представлений о глобальном характере экологических
проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условии ям социальной среды: освоение
обучающимися социального опыта, основных социальных

ролей, соответствующих ведущей

деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах
и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике
отражают

овладение

универсальными

учебными

действиями

—

познавательными,

коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия: умение определять

понятия,

создавать обобщения,

устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения,
делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев);
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать применимость и

достоверность информации, полученной в ходе исследования; прогнозировать возможное
дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления; выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими
объектами и их комбинациями; оценивать достоверность информации по критериям,
предложенным

учителем

или

сформулированным

самостоятельно;

запоминать

и

систематизировать информацию.
Универсальные и коммуникативные действия
Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного
опыта (эксперимента, исследования, проекта); выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании
информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору,
обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами
команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с
исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие
решения; составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной
задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор
варианта решения задачи; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма

решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте
Самоконтроль (рефлексия): владеть

способами

самоконтроля,

самомотивации

и рефлексии; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных

ошибок,

возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого.
Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в
условиях открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 класс
•

соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими

элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в
Интернете;
•

называть

основные

компоненты персональных компьютеров и мобильных

устройств, объяснять их назначение;
•

понимать

содержание понятий «программное обеспечение», «операционная

система», «файл»;
•

искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по

изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности
и общества распространения вредоносной информации;
•

запускать

•

пояснять на примерах смысл понятий

прикладные программы

(приложения) и завершать их работу;
«алгоритм», «исполнитель», «программа

управления исполнителем», «искусственный интеллект»;
•

составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового

программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов;
•

создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать

правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать
свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью
изображений;
•

создавать и редактировать растровые изображения;

•

использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с

фрагментами изображения;

•

создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую

информацию.
6 класс
•

ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное

имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу);
•

работать с файловой системой персонального компьютера с использованием

графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы
и папки (каталоги), выполнять поиск файлов;
•

защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного

программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или
распространяемых отдельно средств защиты;
•

пояснять

на

примерах

смысл

понятий

«информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача
информации»;
•

иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма

данных;
•

сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;

•

разбивать задачи на подзадачи;

•

составлять

программы

для

управления

исполнителем

в

среде

текстового

программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов
(процедур) с параметрами;
•

объяснять различие между растровой и векторной графикой;

•

создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации

создаваемых документов;
•

создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы;

•

создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами

анимации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Наименование разделов
и тем программы

Учебное содержание

Основные виды
деятельности учащихся
при изучении темы

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы

Приводить
примеры
ситуаций правильного и
неправильного поведения в компьютерном
классе, соблюдения и
несоблюдения
гигиенических
требований при работе с
компьютерами,
знать
названия
основных
компонентов
персональных
компьютеров
и
мобильных
устройств,
объяснять их назначение,
объяснять
работу
устройств компьютера с
точки
зрения
организации
процедур
ввода
и
вывода
информации.

Индивидуальные
карточки
с
вопросами;
Фронтальный
опрос; Экспресс тест;
Самооценка
с
использованием
«Оценочного листа»;
Интерактивный тест.

https://bosova.ru/metodist/autho
rs/informatika/3/files/eor
5/presentations/51-3tehnikabezopasnostiiorganizacijarabochegomesta.ppt

РАЗДЕЛ 1. Цифровая грамотность (7 часов)
Тема 1. Компьютер –
универсальное
вычислительное
устройство, работающее
по программе. (2 часа)

Правила
гигиены
и
безопасности при работе с
компьютерами,
мобильными устройствами
и другими элементами
цифрового
окружения.
Компьютер
—
универсальное
вычислительное
устройство,
работающее по программе.
Мобильные
устройства.
Основные
компоненты
персональных компьютеров
и мобильных устройств.
Процессор. Оперативная и
долговременная
память.
Устройства ввода и вывода.

https://bosova.ru/metodist/author
s/informatika/3/files/eor
5/presentations/52-1kompjuteruniversalnajamashinadljaraboty-sinformaciej.ppt
https://bosova.ru/metodist/author
s/informatika/3/files/eor
5/presentations/53-1vvodinformaciivpamjatkompjutera.ppt
https://bosova.ru/metodist/author
s/informatika/3/files/eor
5/posters/5-3-1znakomstvosklaviaturoj.jpg

11

Тема 2. Программы для
компьютеров. Файлы и
папки (3 часа)

Тема 3. Сеть Интернет.
Правила безопасного
поведения в Интернете. (2
часа)

Программы для
компьютеров.
Пользователи и
программисты.
Прикладные программы
(приложения), системное
программное
обеспечение
(операционные
системы). Запуск и
завершение работы
программы
(приложения). Имя
файла (папки, каталога).
Практические работы
1.
Создание,
сохранение и загрузка
текстового
и
графического файла
2. Выполнение основных
операций с файлами и
папками (создание,
переименование,
сохранение).
Сеть
Интернет
Вебстраница,
веб-сайт.
Браузер.
Поиск
информации
на
вебстранице.
Поисковые
системы.
Поиск
информации в Интернет,

Объяснять содержание
Тестирование;
Практическая
понятий
работа;
«программное
обеспечение»,
Самооценка
по
«операционная
«Оценочному листу».
система», «файл»
Определять
программные средства,
необходимые
для
осуществления
информационных
процессов при решении
задач.

Раскрывать
смысл
изучаемых
понятий.
Осуществлять
поиск
информации
по
выбранным ключевым
словам
и
по
изображению.

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»

https://bosova.ru/
metodist/authors/informatika/3/f
iles/e
or5/presentations/5-4-1upravleniekompjuterom.ppt
https://bosova.ru/
metodist/authors/informatika/3/f
iles/e
or6/presentations/6-21kompjuternyeobjekty.ppt
http://schoolcollection.edu.ru/c
atalog/res/1780aaa 6-0bd1-465ba2e4-dda69e458780/

https://digitallikbez.datalesson.
ru/
https://digitallikbez.datalesson.
ru/
https://bosova.ru/
metodist/authors/informatika/3/f

12

используя
ключевые
слова, и по изображению.
Достоверность
информации, полученной
из Интернета. Правила
безопасного поведения в
Интернете.
Процесс
аутентификации. Виды
аутентификации
(аутентификация
по
паролям, аутентификация
с
помощью
SMS,
биометрическая
аутентификация,
аутентификация
через
географическое
местоположение,
многофакторная
аутентификация). Пароли
для
аккаунтов
в
социальных
сетях.
Кибербуллинг.

Обсуждать
способы Индивидуальные
проверки
карточки.
достоверности
информации,
полученной
из
Интернета. Обсуждать
ситуации, связанные с
безопасным
поведением
в
Интернете различать
виды аутентификации.
Различать
«слабые»
и «сильные»
пароли.
Анализировать
возможные
причины
кибербуллинга,
и
предлагать способы, как
его избежать.

iles/e
or5/presentations/5-6-1peredachainformacii.ppt
https://digitallikbez.datalesson.
ru/
https://digitallikbez.datalesson.
ru/

Практические работы
Поиск информации
по
выбранным
ключевым словам и по
изображению.
Обобщение
и
систематизация знаний
по темам: «Компьютер –

13

универсальное
вычислительное
устройство, работающее
по
программе»,
«Программы
для
компьютеров. Файлы и
папки»,
«Сеть Интернет. Правила
безопасного поведения в
Интернете».
Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа)
Тема 4. Информация в
жизни человека. (3 часа)

Информация в жизни
человека.
Способы
восприятия
информации
человеком. Роль
зрения в получении
человеком информации.
Компьютерное
зрение.
Действия с информацией.
Кодирование
информации. Данные —
записанная
(зафиксированная)
информация,
которая
может быть обработана
автоматизированной
системой. Искусственный
интеллект и его роль в
жизни человека.

Раскрывать
смысл
изучаемых понятий.
Различать
виды
информации
по
способам
её
восприятия человеком.
Осуществлять
кодирование
и
декодирование
информации
предложенным
способом.
Приводить примеры
применения
искусственного
интеллекта
(робототехника,
беспилотные
автомобили,
интеллектуальные

Устный
опрос;
Практическая работа;
Самооценка
с
использованием
«Оценочного листа»

https://bosova.ru/metodist/auth
ors/i nformatika/3/files/
eor5/presentations/5-1-1
informacija-vokrug-nas.ppt
https://bosova.ru/metodist/auth
ors/i
nformatika/3/files/eor5/posters
/5-11-kakmyvosprinimaeminformaciju.j
pg
https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor5/presentations
/5-71kodirovanieinformacii.ppt
https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor5/games/morsk oj-boj.zip
http://txt.ensayoes
.com/docs/index4128.html
http://schoolcollection.edu.ru/c

14

Практические
работы
Интерактивная
игра
«Морской бой».
• Электронный
практикум
• «Координатная
плоскость».
• Интерактивное
задание
• «Графические
диктанты и Танграм».

игры,
голосовые
помощники и т.п.)

atalog/res/bd52dcdfa9ab96dee
1/?int erface=catalog

Обобщение
и
систематизация знаний по
теме «Информация в жизни
человека»
Раздел 3. Алгоритмы и программирование (10 часов)
Тема 5. Алгоритмы и
исполнители (2 часа)

Понятие алгоритма
Раскрывать
смысл
Исполнители
алгоритмовизучаемых понятий.
Линейные алгоритмы
Приводить примеры
Циклические алгоритмы.
неформальных
и
формальных
исполнителей
в
окружающем мире.
Приводить
примеры
циклических действий в
окружающем мире.

Тестирование;
https://bosova.ru/
Самооценка
с metodist/authors/informatika/3/f
использованием
iles/e or6/presentations/6-14-1«Оценочного листа»
chto-takoealgoritm.ppt
https://bosova.ru/
metodist/authors/informatika/3/f
iles/e or6/presentations/6-15-1ispolnitelivokrug-nas.ppt
https://bosova.ru/
metodist/authors/informatika/3/f

15

iles/e or6/presentations/6-17-1tipyalgoritmov.ppt
Тема 6. Работа в среде
программирования. (8
часов)

Составление программ
для
управления
исполнителем в среде
блочного или текстового
программирования

Раскрывать
смысл
Тестирование;
изучаемых понятий.
Практическая
Анализировать
работа;
пользовательский
Самооценка
с
интерфейс
использованием
применяемого
«Оценочного листа»
Практические работы
программного
средства.
• Знакомство со
средой
Определять условия и
программирования
возможности
«Кумир».
применения
• Реализация
программного средства
линейных
для
решения
алгоритмов в среде
программирования типовых задач.
«Кумир».
• Реализация
циклических алгоритмов в
среде программирования
«Кумир».
• Реализация
линейных и циклических
алгоритмов
в
среде
программирования
«Кумир».

https://www.youtube.com/watc
h?v=t Y6q_Xy_Gvk
https://bosova.ru/
metodist/authors/informatika/3/
files/m1t2.pdf
https://www.youtube.com/watc
h?v=R35yJLvSJDA
https://www.youtube.com/watc
h?v=OFEsY0PhaxE
https://www.youtube.com/watc
h?v=ObYG_o-HQGM
https://bosova.ru/
metodist/authors/informatika/3/
files/m2t2.pdf

Обобщение
и
систематизация знаний
по темам: «Алгоритмы и
исполнители», «Работа в

16

среде
программирования».
Раздел 4. Информационные технологии (12 часов)
Тема 7. Графический
редактор. (3 часа)

Графический
редактор.
Растровые
рисунки.
Пиксель. Использование
графических примитивов.
Операции с фрагментами
изображения: выделение,
копирование,
поворот,
отражение.
Практические работы
Создание и
редактирование простого
изображения с помощью
инструментов растрового
графического редактора
Работа с фрагментами
изображения
с
использованием
инструментов
графического редактора.

Тема 8. Текстовый
редактор. (6 часов)

Текстовый
редактор.
Правила набора текста.
Текстовый
процессор.
Редактирование текста.
Проверка
правописания.
Расстановка
переносов.
Свойства символов.

Раскрыть
смысл
изучаемых понятий.
Анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства.
Определять условия и
возможности
применения
программного средства
для решения типовых
задач.
Планировать
последовательность
действий при
создании
и
редактировании
растрового
изображения.
Раскрывать
смысл
изучаемых
понятий.
Анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства.

Практическая
работа;
Самооценка
с
использованием
«Оценочного листа»

Практическая
работа; Самооценка
с использованием
«Оценочного листа»

https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor5/presentations/
5-11-1kompjuternajagrafika.ppt
https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor5/presentations/
5-11-2planiruemrabotuvgraficheskomredaktore.ppt

https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor5/presentations/5-8-1tekstistorija-isovremennost.ppt

17

Шрифт.
Типы
шрифтов (рубленые, с
засечками,
моноширинные).
Полужирное и курсивное
начертание. Свойства
абзацев:
границы,
абзацный отступ, интервал,
выравнивание. Вставка
изображений
в
текстовые документы.
Обтекание изображений
текстом.

Определять условия и
возможности
применения
программного
средства для решения
типовых
задач.
Анализировать
преимущества
создания
текстовых
документов
на
компьютере
по
сравнению
с
рукописным способом.

https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor5/presentations/5-8-2tekstovajainformacija.ppt

Практические работы
•
Создание небольших
текстовых документов
посредством
квалифицированного,
клавиатурного письма с
использованием базовых
средств текстовых
редакторов
Редактирование
текстовых документов
(проверка
правописания;
расстановка переносов)
•
Форматирование
текстовых
документов
(форматирование
символов и абзацев).

18

Тема 9. Компьютерная
презентация. (3 часа)

Вставка в документ
изображений
Компьютерные
презентации.
Слайд.
Добавление на слайд
текста и изображений.
Работа с несколькими
слайдами.
Практические работы
1. Создание презентации
на
основе
готовых
шаблонов.

Обобщение и
систематизация знаний по
темам: «Графический
редактор», «Текстовый
редактор», «Компьютерная
презентация».
Итоговое повторение – 2 часа

Раскрывать смысл
изучаемых понятий,
анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства. Определять
условия
и
возможности
применения
программного
средства для решения
типовых задач.

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»

https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor7/presentations/7-5-2.ppt

19

6 КЛАСС
Наименование
разделов и тем
программы

Учебное содержание

Основные
виды
деятельности
учащихся
при
изучении темы (на
основе
учебных
действий)

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы

Раздел 1. Цифровая грамотность (4 часа)
Тема 1. Компьютер.
(1 час)

Типы
компьютеров:
персональные
компьютеры, встроенные
компьютеры,
суперкомпьютеры.

Раскрывать
смысл
изучаемых понятий.
Характеризовать
типы персональных
компьютеров.

Входной
контроль
знаний
за
курс
информатики 5 класса.
Тема 2. Файловая
система (2 часа)

Иерархическая файловая Находить
система. Файлы и папки
файлами.
(каталоги). Путь к файлу
(папке, каталогу). Полное
имя
файла
(папки,
каталога).
Работа
с
файлами и каталогами
средствами
операционной системы:
создание, копирование,
перемещение,
переименование
и
удаление файлов и папок
(каталогов).
Поиск

папку

с

Тестирование;
Индивидуальные
задания;
Самооценка
с
использованием
«Оценочного листа»

https://bosova.ru/met
odist/authors/infor ma tika/3/eor6.php

Письменный опрос,
самооценка
с
использованием
«Оценочного листа»

https://bosova.ru/met
odist/authors/infor ma tika/3/eor6.php

файлов
средствами
операционной системы.
Практические работы
• Работа с файлами и
каталогами
средствами
операционной
системы: создание,
копирование,
перемещение,
переименование и
• удаление файлов и
папок
(каталогов).
• Поиск
файлов
средствами
операционной
системы.
Обобщение и
систематизация
знаний по темам:
«Компьютер»,
«Файловая
система».
Проверочная работа.
Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов)
Тема 3.
Защита от
вредоносных
программ.
(1 час)

Компьютерные вирусы и
другие
вредоносные
программы.
Программы для защиты от
вирусов.
Встроенные

Раскрывать
смысл
изучаемых понятий.
Осуществлять
защиту информации
от
компьютерных

Устный
опрос;
Самооценка
с
использованием
«Оценочного листа»

https://bosova.ru/m et
odist/authors/infor ma tika/3/eor6.php

21

антивирусные
средства
операционных систем.

вирусов с помощью
антивирусных
программ.

Тема 4.
Информационные
Получение,
Информация
и процессы.
хранение, обработка и
информационные
передача
информации
процессы.
(данных).
(2 часа)
Практические работы
1.
Преобразование
информации,
представленной в форме
таблиц и диаграмм, в
текст.

Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Приводить примеры
информационных
процессов
в
окружающем мире.
Выбирать
форму
представления
информации
в
зависимости
от
поставленной
задачи.
Осуществлять
обработку
информации
по
заданному
алгоритму.
Разрабатывать
алгоритм
преобразования
информации.
Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Подсчитывать
количество
всевозможных слов
(кодовых
комбинаций)
фиксированной
длины в двоичном
алфавите.

Тема 5. Двоичный
код.
(2 часа)

Двоичный
код.
Представление данных в
компьютере как текстов
в двоичном алфавите.
Количество
всевозможных слов
(кодовых комбинаций)
фиксированной длины в
двоичном алфавите.

Практическая работа;
Индивидуальные
задания.
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»

https://bosova.ru/met
odist/authors/infor ma tika/3/eor6.php

Письменный опрос;
Индивидуальные
задания;
Самооценка
с
использованием
«Оценочного листа»

https://bosova.ru/ metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor7/presentations/7-1-5.ppt
https://resh.edu.ru/ subject/lesson/731
9/start/250680/

22

Преобразование любого
алфавита к двоичному.
Тема 6. Единицы
измерения
информации. (2 часа)

Информационный объём
данных.
Бит
–
минимальная
единица
количества информации –
двоичный разряд. Байт,
килобайт,
мегабайт,
гигабайт.
Характерные
размеры
файлов
различных
типов
(страница
текста,
электронная
книга,
фотография,
запись
песни,
видеоклип,
полнометражный фильм).
Обобщение
и
систематизация знаний
по темам: «Защита от
вредоносных программ»,
«Информация
и
информационные
процессы», «Двоичный
код», «Единицы измерения
информации».
Проверочная работа.

Раскрывать
смысл
изучаемых понятий.
Применять
в
учебных
и
практических
задачах соотношения
между
единицами
измерения
информации.
Сравнивать размеры
текстовых,
графических,
звуковых файлов и
видеофайлов.

Устный опрос;
Индивидуальные
задания;
Самооценка
с
использованием
«Оценочного листа»

https://bosova.ru/ metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor7/presentations/7-1-6.ppt
https://resh.edu.ru/ subject/lesson/731
8/conspect/250749
/

Раздел 3. Алгоритмы и программирование (12 часов)
Тема 7.
Основные
алгоритмические
конструкции.
(8 часов)

Среда текстового
программирования.
Управление исполнителем.
Циклические алгоритмы.
Переменные.

Раскрывать
смысл
изучаемых понятий.
Выявлять
общие
черты и различия в
средах блочного и

Устный опрос;
Практическая работа;
Тестирование;
Индивидуальные
задания.

https://bosova.ru/
metodist/authors/informatika/3/files/e
or6/presentations/6-17-1tipyalgoritmov.ppt
https://www.youtu be.com/watch?v=

23

Тема 8.
Вспомогательные
алгоритмы.
(4 часа)

Практические работы
1.
Разработка
программ для управления
исполнителем в среде
текстового
программирования
с использованием
циклов
2. Разработка программ в
среде
текстового
программирования,
реализующих
простые
вычислительные
алгоритмы
3. Разработка диалоговых
программ
в
среде
текстового
программирования.

текстового
программирования.
Анализировать
готовые алгоритмы
управления
исполнителем,
исправлять в них
ошибки.
Применять
алгоритмические
конструкции
«следование»
и
«цикл».

Разбиение задачи на
подзадачи,
использование
вспомогательных
алгоритмов (процедур).
Процедуры с
параметрами.

Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Осуществлять
разбиение задачи на
подзадачи.
Анализировать
работу
готовых
вспомогательных
алгоритмов
(процедур).
Самостоятельно
создавать

Практические работы
• Разработка
программ
управления
исполнителем в

для
среде

Y1DB35A7bK8
https://bosova.ru/
metodist/authors/informatika/3/files/e
or6/presentations/6-18-1upravlenieispolnitelemchertjozhnik.ppt

Тестирование;
Практическая
работа;
Устный
опрос; Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа».

https://bosova.ru/
metodist/authors/informatika/3/files/e
or6/presentations/6-18-1upravlenieispolnitelemchertjozhnik.ppt

24

текстового
программирования с
использованием
вспомогательных
алгоритмов (процедур).
• Разработка
программ
для
управления
исполнителем в среде
текстового
программирования,
• в
том числе
с
использованием
вспомогательных
алгоритмов (процедур) с
параметрами.

вспомогательные
алгоритмы
(процедуры)
для
решения
поставленных задач.

Обобщение
и
систематизация знаний
по темам: «Основные
алгоритмические
конструкции».
«Вспомогательные
алгоритмы».
Проверочная работа.
Раздел 4. Информационные технологии (10 часов)
Векторная
графика.
Тема 9.
Создание
векторных
Векторная графика.
рисунков
встроенными
(3 часа)
средствами
текстового
процессора или других
программ (приложений).

Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Анализировать
пользовательский
интерфейс

Практическая работа;
Устный
опрос;
Самооценка
с

https://resh.edu.r u/subject/lesson/
7329/start/251100/

25

Добавление
векторных
рисунков в документы.
Практические работы
•
Исследование
возможностей векторного
графического
редактора
Масштабирование готовых
векторных изображений.
•
Создание
и
редактирование
изображения
базовыми
средствами
векторного
редактора (по описанию).
Разработка
простого
изображения с помощью
инструментов
векторного графического
редактора
(по
собственному замыслу).

Тема 10. Текстовый
редактор
(4 часа)

Текстовый процессор.
Структурирование
информации с помощью
списков. Нумерованные,
маркированные и
многоуровневые списки.
Добавление таблиц в
текстовые документы.
Практические работы

применяемого
программного
средства.
Определять условия
и
возможности
применения
программного
средства
для
решения
типовых
задач. Планировать
последовательность
действий
при
создании
векторного
изображения.
Сравнивать
растровые
и
векторные
изображения
(цветопередача,
возможности
масштабирования,
размер
файлов,
сфера применения).
Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства.
Определять условия
и
возможности

использованием
«Оценочного листа»

Практическая
https://bosova.ru/
metodist/authors/
работа; Устный
informatika/3/fil
es/eor7/presentat
опрос; Самооценка с ions/7-4-2.ppt
использованием
https://resh.edu.r u/subject/lesson/
«Оценочного листа»
7331/start/25057
5/

26

• Создание небольших
текстовых документов с
нумерованными,
маркированными и
многоуровневыми
списками.

Тема 11.
Создание
интерактивных
компьютерных
презентаций.
(3 часа)

• Создание небольших
текстовых документов с
таблицами.
Создание
одностраничного
документа, содержащего
списки,
таблицы,
иллюстрации.
Создание компьютерных
презентаций.
Интерактивные элементы.
Гиперссылки.
Практические работы
• Создание
презентации
с
гиперссылками.
• Создание
презентации с
интерактивными
элементами.
Обобщение и
систематизация знаний
по темам: «Векторная
графика», «Текстовый
редактор», «Создание

применения
программного
средства
для
решения
типовых
задач

Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства.
Определять условия
и
возможности
применения
программного
средства
для
решения
типовых
задач.
Планировать
структуру
презентации
с
гиперссылками.

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Тестирование.

https://bosova.ru/ metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor7/presentations/7-5-2.ppt
https://resh.edu.ru/ subject/lesson/732
1/start/250890/

27

интерактивных
компьютерных
презентаций».
Проверочная работа.

Планировать
структуру
презентации
интерактивными
элементами.

с

Итоговое повторение – 2 часа

28

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ УЧЕНИКА

Информатика, 5 класс /Босова Л.Л., Босова А.Ю., ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО
«Издательство
Просвещение».
1.

Информатика, 6 класс /Босова Л.Л., Босова А.Ю., ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО
«Издательство
Просвещение».
2.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.

Всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий «Урок цифры»
https://урокцифры.рф/

2.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/

3.

Журнал «Информатика и образование».

https://infojournal.ru/info/
4.
Методическое обеспечение 5-6 классы, Босова Л.Л.
https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/mo.php
5.
Примерная рабочая программа основного общего образования «Информатика» (для 5-6 классов
образовательных организаций).
https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obsc
hego_obrazovaniya_predmeta_Informatika_bazovij_uroven_Proekt_. htm
6.
УМК «Информатика» 5-6 классы. Босова Л.Л.
https://bosova.ru/books/1072/
7.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ
Министерства просвещения РФ №287 от 31 мая 2021 г.).
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?i ndex=2&rangeSize=1
8.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Интерактивные
модули к УМК Л.Л. Босовой. https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/im.php
Инфоурок. Бесплатные видеоуроки для учеников 5-6 классов по информатике.
https://iu.ru/videolessons?utm_source=infourok&utm_medium=videouroki&utm_camp
aign=redirect&predmet=informatika&klass=5_klass https://iu.ru/videolessons?utm_source=infourok&utm_medium=videouroki&utm_camp
aign=redirect&predmet=informatika&klass=6_klass
3.
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/
2.

Система виртуальных лабораторий по информатике.
Задачник 2-6. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/
5.
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.).
https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php
6.
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.).
7.
https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер (рабочее место) для учителя, интерактивная доска, проектор, лазерное МФУ цветное,
принтер лазерный ч/б, обучающие стенды.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1.

2.
3.
4.

Компьютеры (рабочее место) для учащихся,
Локальная сеть с возможностью выхода в Интернет.
Операционная система Windows 7.
Программное обеспечение:
а. офисный пакет Open Office;
б. текстовый редактор WordPad,
в. графические редакторы: Paint, Gimp;
г. среды программирования: Кумир, Scratch, ЛогоМиры;
д. электронный практикум «Координатная плоскость»;
е. клавиатурный тренажер «Руки солиста».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».