Пояснительная записка
Рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Основы
финансовой грамотности» составлена на основе следующих нормативноправовых документов:
- Федеральный закон №273-ФЗ от 20.12.2012 г «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
основного общего образования;
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на
основе программы непрерывного социально-экономического образования и
воспитания учащихся общеобразовательных школ. Программа разработана
РАО, редактор программы – член-корр. РАО И. А. Сасова./ Сборник
программно-методических
общеобразовательных
материалов
учреждений./Сост.Б.И.
по
экономике
Мишин,
для
Л.Н.Поташева.-
М.:Вита-Пресс,2008 и Финансовой грамотности: учебная программа. 8-9
классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н.
Корлюгова. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —16 c.
В 8–9 классах дети с правовой точки зрения они обретают часть прав и
обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится
необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для
оптимального поведения в современных условиях финансового мира.
Вместе с тем учащиеся данного возраста способны расширять свой
кругозор
в
финансовых
вопросах
благодаря
развитию
общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в
данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение
школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые
для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться
на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение
действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы
самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни
и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях
финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у
учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать
наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более
сложном уровне, исследуются
вопросы
долгосрочного планирования
бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного
бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции
поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из
различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях.
Большая часть времени отводится на практическую деятельность для
получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.
Программа рассчитана на 1 час, составлена на 35 часов, направлена на
учащихся 8 классов.
Цель и задачи программы:
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие
экономического
образа
мышления,
воспитание
ответственности
и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за
свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных экономических ситуациях.
Метапредметными
грамотность» являются:
результатами
изучения
курса
«Финансовая
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа
и представления информации;
•
овладение
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Требования к предметным результатам освоения курса:
— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная
способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи,
профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд,
финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски,
бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги,
пенсионный фонд и пенсионная система;
— владение знанием:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов
семьи
• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для
физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в
сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков
• способов использования банковских продуктов для решения своих
финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы
в РФ.
Структура курса:
Курс финансовой грамотности в 8 классах состоит из пяти разделов.
Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается
определённая
сфера
финансовых
отношений
и
определённый
круг
финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической
жизни.
№
1
Раздел
Управление
семьи.
денежными
Кол-во часов
средствами 8
Способы
2
повышения
семейного 7
благосостояния
3
Риски в мире денег
4
Семья и финансовые организации: как 8
7
сотрудничать без проблем
Человек
5
и
государство:
как
они 5
взаимодействуют
Итого:
35
Содержание и примерный перечень формируемых компетенций,
получаемых знаний, осваиваемых умений
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег,
Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи,
структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи,
контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный
бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике
осуществляется эмиссия денег;
из чего состоит денежная масса;
способов влияния государства на инфляцию;
структуры доходов населения России и её изменений в конце XX –
начале XXI в.;
факторов, влияющих в России на размер доходов из различных
источников;
зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов
семьи;
статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат
семьи и личных трат.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и
услуг;
– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной
экономики;
– влияния образования на последующую карьеру и соответственно
на личные доходы;
– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью
возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может
привести к финансовым трудностям семьи;
– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в
зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости
планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
– пользоваться дебетовой картой;
– определять причины роста инфляции;
– рассчитывать личный и семейный доход;
– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов
населения или семьи;
– различать личные расходы и расходы семьи;
– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в
долгосрочном периодах;
– вести учёт доходов и расходов;
– развивать критическое мышление.
Компетенции:
– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции
уровнем доходов семей;
– использовать различные источники для определения причин инфляции
и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки
потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и
длительном жизненном горизонте;
– оценивать свои ежемесячные расходы;
– соотносить различные потребности и желания с точки зрения
финансовых возможностей;
– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на
краткосрочную и долгосрочную перспективы;
–
осуществлять
анализ
бюджета
и
оптимизировать
его
для
формирования сбережений.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк;
инвестиционный
фонд;
страховая
компания;
финансовое
планирование.
Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических
лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– принципа хранения денег на банковском счёте;
–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных
стадиях жизненного цикла семьи;
– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
– возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
– рассчитать реальный банковский процент;
– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;
– анализировать договоры;
– отличать инвестиции от сбережений;
– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
Компетенции:
– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых
компаний и др. финансовых учреждений;
– оценивать необходимость использования различных финансовых
инструментов для повышения благосостояния семьи;
– откладывать деньги на определённые цели;
– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений
для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)
Базовые понятия и знания:
Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор;
страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые
риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций;
способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных
катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов
финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых
компаний,
управляющих
семейными
сбережениями,
финансовое
мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;
– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай
чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
– возможности страхования жизни и семейного имущества для
управления рисками;
Понимание причин финансовых рисков:
– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости
проверять поступающую информацию из различных источников (из
рекламы, от граждан, из учреждений).
Умения:
– находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за
помощью;
– читать договор страхования;
– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;
– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
– соотносить риски и выгоды.
Компетенции:
– оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения
пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;
– оценивать предлагаемые варианты страхования;
– анализировать и оценивать финансовые риски;
– развивать критическое мышление по отношению к рекламным
сообщениям;
– способность реально оценивать свои финансовые возможности.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без
проблем (8 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план;
источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс
валюты.
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость
наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие
бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства;
иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об
основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь
представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный
рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– устройства банковской системы:
– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не
спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости
и со знанием способов взаимодействия;
– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание
трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода
карьеры;
– того, что для начала бизнес деятельности необходимо получить
специальное образование;
– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых
семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.
Умения:
– читать договор с банком;
– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
– находить актуальную информацию на специальных сайтах,
посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса;
рассчитывать издержки, доход, прибыль;
– переводить одну валюты в другую;
– находить информацию об изменениях курсов валют.
Компетенции:
– оценивать необходимость использования банковских услуг для
решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего
бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости
от экономической ситуации в стране.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)
Базовые понятия и знания:
Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия;
пенсионная система; пенсионные фонды.
Знание
юридических
основных
лиц
видов
(базовые);
налогов,
взимаемых
способов
уплаты
с
физических
налогов
(лично
и
и
предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ;
иметь представления о способах пенсионных накоплений.
Личностные характеристики и установки:
Представление об ответственности налогоплательщика;
Понимание:
– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и
негативное влияние штрафов на семейный бюджет;
– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только
полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои
программы накопления средств и страхования на старость.
Умения:
– считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо
заплатить в качестве налога;
– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных
доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате
налогов;
– находить актуальную информацию о пенсионной системе и
накоплениях в сети Интернет.
Компетенции:
– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
– планировать расходы на уплату налогов;
– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины
сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода
после окончания трудовой карьеры.
Формы и методы организации учебной деятельности учащихся:
1) Лекция-беседа
2) Практикум;
3) Игра;
4) Проектно-исследовательская деятельность
5) Онлайн-уроки.
Тематический план
№
1.
Наименование разделов и тем
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
(8 ч). Тема 1. Происхождение денег. Деньги: что это
такое?
2.
Раздел 2. Способы повышения семейного
благосостояния.
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с
использованием услуг финансовых организаций (7 ч).
Для чего нужны финансовые организации.
3.
Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч). Тема 7. Особые
жизненные ситуации и как с ними справиться.
ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца.
4.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как
сотрудничать без проблем (8 ч).
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи. Что такое банк
и чем он может быть вам полезен.
5.
Раздел
5.
Человек
и
государство:
как
они
взаимодействуют (5 ч).
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи. Что такое
налоги и зачем их платить.
План.сроки
Скор.сроки
прохожд.
прохожд.
программы
программы
Список литературы и интернет-источников
1.Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для
учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.:
Методические рекомендации для учителя. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.:
Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.:
Контрольные измерительные материалы. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Дополнительная литература
1.
Липсиц
И.В.Экономика:
история
и
современная
организация
хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д.
Сорк: учебник для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
3. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. –
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
Интернет-источники
1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического
развития РФ
5.
www.minpromtorg.gov.ru
–
сайт
Министерства
торговли
промышленности РФ
6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
8. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ
9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
30
и
6 РАЗДЕЛ
10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга
11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»
12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической шко-лы по
личным финансам
14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по
экономике
15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории эко-номической
мысли (на англ. яз.)
16.
ecsocman.edu.ru
–
сайт
федерального
образовательного
портала
«Экономика. Социология. Менеджмент»
17. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация
по мировой экономике
18. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы
экономики
19. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых
исследований
20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ
21. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи
22. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации
23. www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка
24. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда
25. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету