УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ Зареченская ООШ
__________ Л.А. Сидоренкова
Приказ от 26.12.2023 № 327-О
Положение об оценке коррупционных рисков
1.1.
МОБУ Зареченская ООШ
1.Общие положения
Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом
антикоррупционной политики МОБУ Зареченская ООШ, позволяющая обеспечить
соответствие
реализуемых
антикоррупционных
мероприятий
специфике
деятельности учреждения и рационально использовать ресурсы, направляемые на
проведение работы по профилактике коррупции в учреждении.
1.2.
Целью оценки коррупционных рисков является определение
конкретных процессов и видов деятельности учреждения, при реализации которых
наиболее высока вероятность совершения работниками учреждения коррупционных
правонарушений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения
выгоды учреждением.
1.3.
Настоящее Положение разработано с учетом Методических
рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и
противодействию коррупции, разработанных Министерством труда и социальной
защиты Российской Федерации, Устава учреждения и других локальных актов
учреждения.
2.1.
2.Порядок оценки коррупционных рисков
Оценка коррупционных рисков в деятельности учреждения проводится
как на стадии разработки антикоррупционной политики, так и после её утверждения
на регулярной основе ежегодно.
На основании оценки коррупционных рисков составляется перечень
коррупционно-опасных функций, и разрабатывается комплекс мер по устранению
или минимизации коррупционных рисков.
2.2.
Оценку коррупционных рисков в деятельности учреждения
осуществляет должностное лицо,
ответственное
за
профилактику
коррупционных правонарушений.
2.3.
Этапы проведения оценки коррупционных рисков:
1.Провести анализ деятельности учреждения, выделив:
- отдельные процессы;
- составные элементы процессов (подпроцессы).
2. Выделить «критические точки» (элементы (подпроцессы), при реализации
которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений).
3. Составить для подпроцессов, реализация которых связана с коррупционным
риском, описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:
- характеристику выгоды или преимущество, которое может быть получено
работником учреждения или учреждением при совершении коррупционного
правонарушения;
- должности в учреждении, которые являются «ключевыми» для совершения
коррупционного правонарушения (потенциально коррупциогенные должности);
- возможные формы осуществления коррупционных платежей (денежное
вознаграждение, услуги, преимущества и т.д.).
4.Разработать на основании проведенного анализа карту коррупционных рисков
учреждения (сводное описание «критических точек» и возможных коррупционных
правонарушений).
5.Сформировать перечень должностей, связанных с высоким коррупционным
риском. В отношении работников учреждения, замещающих такие должности,
устанавливаются специальные антикоррупционные процедуры и требования
(представление сведений о Доходах, имуществе и обязательствах имущественного
характера директором учреждения).
6.Разработать комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных
рисков. Такие меры разрабатываются для каждой «критической точки». В
зависимости от специфики конкретного процесса такие меры включают:
проведение обучающих мероприятий для работников учреждения по вопросам
противодействия коррупции;
согласование с органом исполнительной государственной власти области
(органом местного самоуправления), осуществляющим функции учредителя,
решений по отдельным вопросам перед их принятием;
создание форм отчетности по результатам принятых решений (например,
ежегодный отчет о деятельности, о реализации программы и т.д.);
внедрение систем электронного взаимодействия с гражданами и
организациями;
осуществление
внутреннего
контроля
за
исполнением
работниками
учреждения своих обязанностей (проверочные мероприятия на основании
поступившей информации о проявлениях коррупции);
регламентация сроков и порядка реализации подпроцессов с повышенным
уровнем коррупционной уязвимости;
использование видео- и звукозаписывающих устройств в местах приема
граждан и представителей организаций и иные меры.
3. Карта коррупционных рисков
З .1. Карта коррупционных рисков (далее — Карта) содержит:
зоны повышенного коррупционного риска (коррупционно-опасные функции и
полномочия), которые считаются наиболее предрасполагающими к возникновению
коррупционных правонарушений;
перечень должностей учреждения,
связанных
с
определенной
зоной
повышенного коррупционного риска (с реализацией коррупционно-опасных функций и
полномочий);
типовые ситуации, характеризующие выгоды или преимущества, которые могут
быть получены отдельными работниками при совершении коррупционного
правонарушения;
меры по устранению или минимизации коррупционно-опасных функций.
3.2. Карта разрабатывается должностным лицом, ответственным за профилактику
коррупционных правонарушений в учреждении в соответствии с формой, указанной в
приложении к настоящему Положению, и утверждается руководителем учреждения.
3.3. Изменению карта подлежит:
по результатам ежегодного проведения оценки коррупционных рисков в
учреждении;
в случае внесения изменений в должностные инструкции работников
учреждения, должности которых указаны в Карте или учредительные документы
учреждения;
в случае выявления фактов коррупции в учреждении.
4. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных
управленческих процессах реализации коррупционно-опасных функций
Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными
методами: от реинжиниринга соответствующей коррупционно-опасной функции до
введения препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.
В этой связи, к данным мероприятиям можно отнести:
перераспределение функций между должностными лицами внутри организации;
-использование
направления
для
корреспонденция);
информационных
осуществления
технологий
служебной
в
качестве приоритетного
деятельности
(служебная
- совершенствование механизма отбора должностных лиц для включения в состав
комиссий, рабочих групп.
В целях недопущения совершения должностными лицами коррупционных
правонарушений или проявлений коррупционной направленности реализацию
антикоррупционных мероприятий необходимо осуществлять на постоянной основе
посредством:
- организации внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих
обязанностей, основанного на механизме проверочных мероприятий; при этом
проверочные мероприятия должны проводиться и на основании поступившей
информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и
организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности должностных лиц в
средствах массовой информации;
- использования средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан
и представителей организаций;
- проведения разъяснительной и иной работы для существенного снижения
возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно-опасных
функций.
5. Перечень должностей работников МОБУ Зареченская ООШ, замещение которых
связано с коррупционными рисками
Директор учреждения
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Заместитель директора по финансам
Учитель
Воспитатель
Завхоз
Педагог-библиотекарь
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Социальный педагог.
Приложение к
Положению об оценке
коррупционных рисков в МОБУ Зареченская ООШ
КАРТА КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ
№ п/п
1
Коррупционно-опасные
функции
(коррупционные риски)
Организация
деятельности
учреждения, работа
со служебной
информацией,
документами,
обращения
юридических,
физических лиц
Наименование
должности
Директор,
заместитель
директора
Ситуации возникновения
коррупционного риска
-
использование
своих служебных
полномочий при
решении личных
вопросов, связанных с
удовлетворением
материальных
потребностей
должностного лица либо
его родственников;
использование в
личных или групповых
интересах информации,
полученной при
выполнении служебных
обязанностей, если такая
информация не
подлежит официальному
распространению;
попытка
несанкционированного
доступа к
информационным
ресурсам;
требование от
физических
и юридических лиц
информации,
предоставление которой
не
предусмотрено
действующим
законодательством;
нарушение
установленного порядка
рассмотрения
обращений граждан и
юридических лиц
Меры по устранению или
минимизации коррупционного
риска
Разъяснение
работникам
учреждения об
обязанности
незамедлительно
сообщить
руководителю
учреждения о
склонению их к
совершению
коррупционного
правонарушения, о
мерах
ответственности за
совершение
коррупционного
правонарушения
2
Принятие локальных
нормативных актов,
противоречащих
законодательству по
противодействию
коррупции
Директор,
заместитель
директора,
председатель
профсоюзного
комитета
- наличие
коррупционных
факторов в локальных
нормативных актах,
регламентирующих
деятельность
учреждения
Создание
совместных рабочих
групп при
разработке
локальных
нормативных актов,
проведение
совместных
обсуждений
локальных
нормативных актов
3
Принятие на работу
сотрудников
Директор
- предоставление не
предусмотренных
законом преимуществ
(протекционизм,
семейственность) для
поступления на работу в
учреждении
4
Взаимоотношения с
вышестоящими
должностными
лицами,
должностными
лицами
в
правоохранительных
органах и иных
контролирующих
организациях
Директор,
работники
учреждения,
уполномоченные
руководителем
учреждения
представлять
интересы
образовательной
организации
- дарение подарков и
оказание не
служебных услуг
вышестоящим
должностным лицам,
должностным лицам
в
правоохранительных
органах и различных
организациях, за
исключением
символических
знаков внимания,
протокольных
мероприятий
Разъяснение
работникам
учреждения об
обязанности
незамедлительно
сообщить
руководителю
учреждения о
совершении
коррупционного
правонарушения
Разъяснение
работникам
учреждения об
обязанности
незамедлительно
сообщить
руководителю о
склонении их к
совершению
коррупционного
правонарушения, о
мерах
ответственности за
совершение
коррупционного
правонарушения
5
Принятие решений
об использовании
бюджетных
ассигнований
Директор,
заместитель
директора
6
Регистрация
имущества и
ведение базы
данных имущества
Заместитель
директора по
финансам,
завхоз,
материально
ответственные
лица
7
Размещение заказов
на поставку
товаров,
выполнение работ и
оказание услуг
- нецелевое
использование
бюджетных
ассигнований
-несвоевременная
постановка на
регистрационный
учёт имущества;
-умышленнодосрочное списание
материальных средств
и расходных
материалов с
регистрационного
учёта;
- отсутствие
регулярного контроля
наличия и сохранности
имущества
Контрактный
- совершение сделок с
управляющий нарушением
лицо,
установленного
ответственно е за порядка и требований
размещение
закона в личных
заказов по
интересах;
закупкам товаров, - установление
работ, услуг для
необоснованных
нужд учреждения преимуществ для
отдельных лиц при
осуществлении
закупок товаров,
работ, услуг;
-завышение стартовых
цен при размещении
заказов;
Привлечение
к
принятию решений
представителей
трудового
коллектива.
Разъяснение
работникам
учреждения
об
обязанности
незамедлительно
сообщить директору
о склонении их к
совершению
коррупционного
правонарушения, о
мерах
ответственности за
совершение
коррупционного
правонарушения
Организация
контроля по ведению
базы данных
имущества.
Разъяснение
работникам
учреждения об
обязанности
незамедлительно
сообщить директору
о совершении
коррупционного
правонарушения
Организация работы
по контролю за
деятельностью
должностного лица,
ответственного за
размещение заказов
по закупкам товаров,
работ, услуг для нужд
учреждения.
Размещение на сайте
информации и
документации о
совершении сделки.
Разъяснение
работникам
учреждения об
обязанности
8.
Составление,
заполнение
документов, справок,
отчетности
Директор,
заместитель
директора, завхоз
- отказ от проведения
мониторинга цен на
товары и услуги;
- предоставление
заведомо ложных
сведений о
проведении
мониторинга цен на
товары и услуги;
- размещение заказов
ответственным лицом
на поставку товаров и
оказание услуг из
ограниченного числа
поставщиков именно в
той организации,
руководителем отдела
продаж которой
является его
родственник;
- заключение
договоров без
соблюдения
установленной
процедуры
незамедлительно
сообщить директору
о склонении их к
совершению
коррупционного
правонарушения, о
мерах
ответственности за
совершение
коррупционного
правонарушения
- искажение, сокрытие
или предоставление
заведомо ложных
сведений в отчётных
документах, справках
гражданам,
являющихся
существенным
элементом служебной
деятельности
Организация работы
по контролю за
деятельностью
должностного лица,
ответственного за
составление,
заполнение
документов, справок,
отчетности.
Разъяснение
работникам
учреждения об
обязанности
незамедлительно
сообщить директору
о совершении
коррупционного
правонарушения
9
10.
Оплата труда
Директор,
заместитель
директора, завхоз
- оплата рабочего
времени в полном
объёме в случае, когда
сотрудник фактически
отсутствовал на
рабочем месте
Организация работы
по
контролю за
соблюдением правил
внутреннего
трудового
распорядка,
ведением учета
рабочего времени
сотрудников
учреждения.
Разъяснение
работникам
учреждения об
обязанности
незамедлительно
сообщить директору
о склонении их к
совершению
коррупционного
правонарушения, о
мерах
ответственности за
совершение
коррупционного
правонарушения
Проведение
аттестации
педагогических
работников
Заместитель
директора по
УВР, лицо,
ответственно е за
проведение
аттестации
педагогических
работников
- необъективная оценка
деятельности
педагогических
работников,
завышение
результативности труда
Организация работы
по контролю за
деятельностью
должностных лиц с
участием
представителей
института
повышения
квалификации и
вышестоящих
организаций.
Разъяснение
работникам
учреждения об
обязанности
незамедлительно
сообщить директору
о совершении
коррупционного
правонарушения
11.
Аттестация
обучающихся
Заместитель
директора,
учителяпредметники
- необъективность в
выставлении оценки,
завышение
оценочных баллов
для искусственного
поддержания
видимости
успеваемости, ЗУН;
- завышение
оценочных баллов за
вознаграждение или
оказание услуг со
стороны
обучающихся либо их
законных
представителей
12
Осуществление
подготовки
документов,
необходимых для
получения
сокращенной
продолжительности
рабочего времени,
ежегодного
основного
удлиненного
оплачиваемого
отпуска, длительного
отпуска сроком до
одного года не реже,
чем через каждые
десять лет
непрерывной
педагогической
работы, право на
досрочное
назначение трудовой
пенсии по старости,
и других мер
социальной
поддержки,
установленных
федеральными
законами и
законодательными
актами
Приморского края
Директор,
заместитель
директора
- недостаточная
доступность
информации о мерах
государственной
поддержки
для потенциальных
получателей;
- установление
необоснованных
преимуществ при
оформлении льгот
социальной
поддержки
Организация работы
по контролю за
деятельностью
педагогических
работников.
Разъяснение
работникам
учреждения об
обязанности
незамедлительно
сообщить директору
о склонении их к
совершению
коррупционного
правонарушения, о
мерах
ответственности за
совершение
коррупционного
правонарушения
Разъяснение
работникам
учреждения об
обязанности
незамедлительно
сообщить директору
о склонении их к
совершению
коррупционного
правонарушения, о
мерах
ответственности за
совершение
коррупционного
правонарушения
13
Зачисление на
обучение в
учреждение
14
Незаконное
взимание денежных
средств с родителей
(законных
представителей)
обучающихся
Директор,
заместитель
директора
Директор,
заместитель
директора,
педагогические
работники
- использование своих
служебных полномочий
при решении личных
вопросов,
связанных с
зачислением на
обучение детей
должностного лица
либо его
родственников,
знакомых
Сбор денежных
средств с родителей
(законных
представителей)
обучающихся для
различных целей
Обеспечение
открытой
информации
о зачислении в
учреждение
Проведение
анкетирования
среди родителей
(законных
представителей)