ОПЫТ НАСТАВНИЧЕСТВА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зареченская основная общеобразовательная школа
Октябрьского муниципального округа»

ОПЫТ НАСТАВНИЧЕСТВА

С. Заречное, 2023

Сведения о наставнике
Фамилия, имя, отчество

Борозна Наталья Юрьевна

Образование

Средне-специальное, г. Спасск-Дальний, 2001 г.

Должность

Учитель начальных классов

Квалификационная категория

первая
Сведения о молодом специалисте

Фамилия, имя, отчество

Яковлева Надежда Сергеевна

Образование

средне-специальное

Какое учебное заведение окончил

Профессиональная переподготовка, г. Омск, «Институт
новых технологий в образовании»

Год окончания учебного
заведения

2022 г

Квалификация по диплому

учитель начальных классов

Педагогический стаж

1 год

Стаж работы по предмету

1 год

Место работы

МОБУ Зареченская ООШ

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык, литературное чтение, математика,
окружающий мир, изобразительное искусство, музыка,
технология

Учебная нагрузка

18 часов

Класс

1

Классное руководство

1

Квалификационная категория

Без категории

Тема самообразования

Работа с текстом как основной способ
формирования читательской компетентности –
одной из составляющих функциональной
грамотности младших школьников

Описание опыта

Цель наставничества:

развитие профессиональных умений и навыков молодого
специалиста.

помочь адаптироваться в коллективе;
определить уровень профессиональной подготовки;
выявить затруднения и оказать методическую помощь
молодому специалисту в повышении общедидактического и
методического уровня организации учебно-воспитательного
процесса;

Задачи:

создать условия для развития профессиональных навыков,
формирования индивидуального стиля творческой
деятельности молодого педагога;
развивать потребность и мотивацию у молодого педагога в
непрерывном самообразовании и профессиональном
самосовершенствовании.
Формы работы:
- индивидуальные консультации;
- посещение уроков
Организация наставничества – это форма индивидуального обучения и воспитания
молодого педагога, где основной акцент ставится на формирование практических умений
и навыков.
Для эффективности работы с молодым специалистом:
1) Был
разработан
индивидуальный план с
профессиональных качеств.

учетом

личностных

и

Мероприятия
по планированию, организации и содержанию деятельности
Содержание мероприятий
Работа по
предмету
1.Изучение ФГОС
НОО, рабочих
программ по
предметам,
календарнотематического
планирования,

Формы и
методы

Срок
исполнения

Контроль

Консультация,
самообразование,
совместная
деятельность

ноябрь

Контроль
ведения
журнала,
учебного плана,
контроль
качества
составления
поурочных

Работа с
нормативной
документацией
1.Изучение
нормативно –
правовой базы
школы
(должностная
инструкция
учителя,
календарный

знакомство с УМК.
2. Оказание
помощи в
разработке рабочих
программ,
поурочных планов,
технологических
карт урока.
3. Практикум "Цель
и задачи урока и
его конечный
результат в
соответствии с
ФГОС»

1.Диагностика
профессиональных
затруднений
молодого
специалиста,
диагностика
пробелов в
теоретических
знаниях
(анкетирование).
2.Подготовка к
урокам, оказание
методической
помощи.
3.Оказание помощи
в выборе
методической темы
по
самообразованию.
4.Практическое
занятие: «Как
работать с
ученическими
тетрадями».

учебный график,
учебный план,
ООП НОО, план
работы школы на
2022-2023 уч. год,
документы строгой
отчетности),

планов.

2. Практическое
занятие «Ведение
школьной
документации»
(классный журнал,
ученические
тетради,
выставление
оценок в
дневники)».
1.Изучение
документации об
организации
урочной и
внеурочной
деятельности.

Наставничество,
самообразование,
посещение
уроков

декабрь

Контроль
качества
составления
поурочных
планов,
технологических
карт уроков,
Выполнение
единых
требований к
ведению и
проверке
тетрадей,

2.Практикум:
«Обучение
составлению
отчетности по
окончанию
четверти»

составление
отчётности по
окончанию
четверти.

3.Изучение
положения о
текущем и
итоговом контроле
знаний
обучающихся.

5.Оказание помощи
в составление
отчётности по
окончанию
четверти.
1. Взаимное
посещение уроков,
анализ
деятельности.
2.Практикум

Методика
проведения
современного
урока.

Индивидуальная
консультация,
взаимная
деятельность

январьфевраль

Контроль
качества
составления
поурочных
планов,

«Требования к
анализу урока и
деятельности
учителя на уроке.
Типы, виды, формы
урока».
1.Занятие:
«Современный
урок и его
организация.
Использование
современных
педагогических
технологий».

технологических
карт уроков.

Методика
проведения урока в
соответствии с
ФГОС НОО.

Привлечение
учителей
начальных
классов

март

Контроль
качества
составления
поурочных
планов, посещение уроков,
внеурочных
занятий,
внеклассных
мероприятий.

апрель

Проверка
выполнения
программы
(корректировка)
Контроль
ведения
школьной
документации

апрель-май

Контроль
качества
составления
поурочных
планов,
технологических

Совместная
работа.
Контроль.

2.Занятие:
«Способы контроля
учебных успехов
учащихся
(комплексные
работы,
портфолио). Виды
диагностики
результатов
обученности».
Совместная
разработка макета
портфолио ученика
1.Беседа:
«Индивидуальный
подход в
организации
учебной
деятельности».

Составление
аналитических
справок.

Наставничество,
самообразование,
посещение
уроков.

2.Практикум
«Формы и методы
работы на уроке.
Система опроса
учащихся».
3.Оказание помощи
в подготовке
уроков в
соответствии с
требованиями
ФГОС (участие в
конкурсе)
1.Занятие «Методы
активизации
познавательной
деятельности
учащихся»
2. Практикум:

Изучение
Консультативное
нормативных
занятие.
документов школы
по ведению
профессионального
портфолио.

«Организация
работы с
мотивированными
и неуспевающими
учащимися»

карт уроков.
Контроль
ведения
портфолио.

3. Анализ
портфолио
наставника.
Ознакомление с
требованиями и
вариантами
оформления
профессионального
портфолио.
1.Выступление
молодого
специалиста на МО
по теме
самообразования.
Методическая
выставка
достижений
учителя.
2.Внедрение
молодым
специалистом
результатов
деятельности по
самообразованию в
практику своей
работы
3.Анкетирование:
Профессиональные
затруднения.
Анкетирование:
Оценка
собственного
квалификационного
уровня молодым
специалистом.
4. Подведение
итогов работы за
год.
5. Подготовка
характеристики
молодого
специалиста.

Изучение
нормативных
документов по
составлению
анализа
деятельности
учителя
Отчет о
результатах
наставнической
работы.

Практическая
помощь,
анкетирование,
посещение
уроков

май-июнь

Собеседование
по итогам года
(успеваемость,
качество,
выполнение
программы)

В течение года
1. Совместная подготовка и отбор дидактического материала для уроков и занятий.
2. Совместная разработка планов-конспектов уроков по теме, составление технологических
карт уроков, занятий по внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия.
3. Изучение методической литературы по предмету.
4. Взаимопосещение уроков и занятий, внеклассных мероприятий и их последующий
подробный анализ.
5. Участие молодого специалиста в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях,
педагогических советах.
6. Беседы с молодым специалистом по определенным разделам педагогики, научному
содержанию предмета, методике преподавания.
7. Консультации по частным вопросам методики преподавания и проведения внеклассных
мероприятий.

2). Составлена карта индивидуального сопровождения:
Карта индивидуального методического сопровождения
молодого специалиста Яковлевой Н.С. на 2022-2023 учебный год
У- успешно решаю
Р- решаю
З- затрудняюсь решать
№
п/п

Вид педагогической
деятельности
I.

Формы работы по
устранению затруднений

Начало
года

Конец
года

Анализ педагогической деятельности

1.

Умение проводить самоанализ
урока

Практикум «Требования к
анализу урока и деятельности
учителя на уроке в
соответствии с ФГОС. Типы,
виды, формы урока».

З

Р

2.

Анализ урока другого учителя

Изучение схемы анализа урока.

З

Р

З

У

Обучение комплексному
анализу урока.
3.

Анализ собственного опыта
работы

Беседа наставника и членов
ШМО учителей начальных
классов

II.
4.

Тематическое планирование

Планирование
Собеседование по методике
проведения современного
урока.

З

Р

З

Р

З

У

Помощь учителей начальных
классов
5.

Поурочное планирование

Практикум «Цель и задачи
урока и его конечный результат
в соответствии с ФГОС».
Практическое занятие
«Составление технологической
карты урока».

6.

Планирование самообразования
и педагогического мастерства

Рекомендации по выбору темы
самообразования.
Консультативная помощь

7.

Составление рабочей
программы

Рекомендация литературы по
методике преподавания,
справочных материалов и
нормативных документов.

З

Р

8.

Планирование воспитательной
работы

Индивидуальная консультация

З

Р

III.

Организация

9.

Умение работать с одарёнными
детьми и «неуспевающими»

Участие в олимпиадах,
конкурсах.

З

У

10.

Организация разноуровневой
работы и индивидуальной
работы с обучающимися

Практикум: «Организация
работы с мотивированными и
неуспевающими учащимися».
Посещение урока наставника и
других учителей

З

Р

11.

Организация внеклассной
работы по предмету

Участие в работе ШМО
учителей начальных классов

Р

У

Подготовка и организация
школьных мероприятий

IV. Контроль и коррекция
12.

Учёт и оценка учебных
достижений учащихся

Практическое занятие «Ведение
школьной документации
(классный журнал, ученические
тетради, Портфолио, карты
учебных достижений,
электронный журнал)

З

Р

13.

Проведение текущего и
итогового контроля

Консультация по изучению
материалов ФГОС НОО и
нормативно-правовой базы
школы (должностная
инструкция учителя,
календарный учебный график,
учебный план, план работы
школы на 2018-2019 уч. год,
документы
отчетности).Инструктаж по
составлению отчётности по
окончании четверти.

З

Р

14.

Диагностический
инструментарий и методы
диагностики

Практическое занятие:
«Способы контроля
достижений учащихся
(комплексные работы,
портфолио). Виды диагностики
результатов обученности».

З

Р

V.

Владение технологией современного урока

15.

Дифференцированный подход к
обучению

Практическое занятие
«Современный урок и его
организация. Использование
современных педагогических
технологий».

З

З

16.

Отбор методов и форм
организации познавательной
деятельности учащихся

Практическое занятие «Методы
активизации познавательной
деятельности учащихся»

З

Р

Совместная разработка макета
портфолио ученика начальных
классов

17.

Использование современных
образовательных технологий на
уроках

VI.

Консультирование по теме
«Современные педагогические
технологии. Использование
инновационных технологий в
учебном процессе».

З

З

Индивидуальные затруднения

18.

Организация хорошей
дисциплины на уроке

Рекомендации учителей
Посещение уроков

З

Р

19.

Умение использовать различные
формы работы с родителями

Рекомендации учителей

З

У

Карта индивидуального методического сопровождения молодого специалиста
показывает, какие аспекты педагогической деятельности имеют положительные
результаты, а над улучшением которых необходимо продолжить работу в следующем
учебном году.
В течение учебного года посещены уроки с целью определения уровня овладения
основами методики преподавания своего предмета.
Анализ уроков показал, что молодой педагог имеет достаточный уровень
методической и теоретической подготовки, умеет организовать учебную деятельность
учащихся, использует современные педагогические технологии, включая ИКТ, игровые, и
элементы некоторых других (личностно-ориентированная, проблемно-диалогического
обучения и др.).
В основе проведенных уроков учителя лежит системно-деятельностный подход, все
уроки проведены с учетом требований ФГОС. С учащимися класса, в котором работает
Яковлева Н.С., удалось установить доброжелательные деловые взаимоотношения. К
урокам учитель готовится всегда тщательно.
3) осуществлялось консультирование по вопросам методологии преподавания предмета,
дидактики:
1. Консультация по изучению материалов ФГОС НОО и нормативно-правовой базы
школы (должностная инструкция учителя, календарный учебный график, учебный план,
план работы школы на 2022-2023 уч. год, документы строгой отчетности).
2. Практическое занятие «Ведение школьной документации (классный журнал,
ученические тетради, выставление оценок в дневники)».
3. Консультирование по теме «Современные педагогические технологии. Использование
инновационных технологий в учебном процессе».
4. Практикум « Цель и задачи урока и его конечный результат в соответствии с ФГОС».
5. Практическое занятие «Составление технологической карты урока».
6. Собеседование по методике проведения современного урока.
7. Беседа: «Индивидуальный подход в организации учебной деятельности».
8. Практикум: «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися».

9. Беседа «Домашнее задание: как, сколько, когда».
4) совмещалось проектирование уроков с обязательным посещением и подготовкой
анализа с рекомендациями и предложениями в письменном виде:
1. Обзорный контроль. Посещение урока с целью общего ознакомления с
профессиональным уровнем работы молодого специалиста.
Рекомендация: ознакомиться с рекомендациями по подготовке уроков УМК «Школа
России».
2. Контроль дозирования времени на разных этапах урока.
Рекомендация: провести практическое занятие по составлению технологической карты
урока с указанием временных рамок этапов урока.
3.Эффективность использования методов и приёмов обучения.
Рекомендация: изучить материалы по теме «Требования к анализу урока и деятельности
учителя на уроке. Типы, виды, формы урока».
4.Предупредительный контроль. Посещение уроков молодого специалиста с целью
наблюдения и диагностики на предмет выявления и предупреждения ошибок в работе
молодого специалиста.
Рекомендация: Провести практическое занятие: «Виды диагностики результатов
обученности».
5.Дифференцированный подход к учащимся на уроках.
Рекомендации: провести практикум «Формы и методы работы на уроке. Система опроса
учащихся»; посетить уроки опытных учителей.
5) оказывалась помощь в подготовке и проведении открытых уроков, организации
публичных выступлений:
1. Помощь в выборе темы выступления («Работа с текстом как основной способ
формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной
грамотности младших школьников») на ШМО.
2. Открытый урок по русскому языку Тема «Начало текста» (развитие речи), 26.02.2020 г.
Совместно с молодым специалистом анализировались проведенные им уроки,
давались методические рекомендации по правильности составления поурочного
планирования, технологической карты урока и умения достичь цели поставленной на
уроке, т.к. неясное видение цели, как конечного результата, всегда ведет к размытости,
неясности и неточности в определении содержания методов и средств обучения. В
течение учебного года Надежда Сергеевна посещала уроки как педагога-наставника, так и
открытые уроки других педагогов школы с целью научиться важным профессиональным
качествам.
6) осуществлялся мониторинг деятельности молодого специалиста Яковлевой Н.С.
1. Микроисследование по выявлению факторов, стимулирующих и препятствующих
саморазвитию молодого специалиста:
№ п/п

Показатели

Постоянно

Иногда

Никогда

Препятствующие факторы
1.

Собственная инерция.

+

2.

Разочарование из-за неудач.

+

3.

Отсутствие поддержки и помощи в
этом вопросе со стороны
администрации школы, ШМО
учителей

+

4.

Враждебность окружающих (зависть,

+

злорадство и т.д.)
5.

Состояние здоровья.

6.

Недостаток времени.

7.

Семейные и жизненные
обстоятельства.

+
+
+
Стимулирующие факторы

8.

Участие в работе ШМО учителей
начальных классов и ШМО классных
руководителей

+

9.

Пример и влияние коллег.

+

10.

Организация методической работы в
школе

+

11.

Новизна деятельности, условия
работы и возможность
экспериментировать.

+

12.

Интерес к работе.

+

13

Возрастающая ответственность.

+

14.

Возможность получения признания в
коллективе, стимулирующие
выплаты

+

Результаты данного микроисследования показывают, что для Надежды Сергеевна
все факторы являются стимулирующими. Препятствующими факторами иногда являются
разочарование из-за неудач, семейные и жизненные обстоятельства, а постоянным –
недостаток времени
2. Микроисследование по степени владения молодым специалистом навыками
самостоятельной работы:
№ п/п

Показатели

Очень
хорошо

Хорошо

1.

Работа с учебной, справочной,
научно-методической
литературой: подбор, анализ
прочитанного, написание
конспекта

+

2.

Умение делать выводы по обзору
литературы, выделять наиболее
актуальные проблемы развития
детей.
Сохранение информационного
материала в памяти,
воспроизведение необходимой
информации по памяти.

+

3.

4.

Выделение главных, ключевых
понятий в любом

+

+

Недостаточно
хорошо

информационном материале,
составление опорных схем
изученной темы.
5.

Самостоятельное усвоение
педагогических и
психологических понятий с
помощью справочных
материалов.

+

6.

Систематизация, группировка
изученных фактов, составление
схем, графиков, таблиц.

+

7.

Самоконтроль и самоанализ
собственных действий при
выполнении различных заданий.

8.

Умение ставить цель,
планировать свою работу,
выделять время для работы по
самообразованию.

+

+

+

Результат микроисследования показывает, что Яковлева Н.С. владеет навыками
самостоятельной работы.
3. Микроисследование по выявлению
уровня удовлетворенности
специалиста началом работы в МОБУ Зареченская ООШ.

молодого

В- высокий уровень удовлетворения, С - средний уровень удовлетворенности, Н - низкий
уровень удовлетворенности
№ п/п

Показатели

Высокий

1.

Выбранной профессией

2.

Своим положением в школьном
коллективе

3.

Условиями труда

4.

Заработной платой

5.

Перспективой карьерного роста

+

6.

Качеством оказываемых
методических услуг

+

7.

Ростом профессионального
становления

+

8.

Признанием результатов труда
коллегами

9.

Признанием результатов труда

Средний

+
+
+
+

+
+

Низкий

администрацией школы

ВЫВОДЫ: результаты данного микроисследования по выявлению уровня
удовлетворенности молодого специалиста началом работы в школе показывают, что
высокий уровень удовлетворения наблюдается у молодого специалиста по следующим
показателям: выбранная профессия; условия труда; перспектива карьерного роста;
качество оказываемых методических услуг; рост профессионального становления.
Показателями с меньшим уровнем удовлетворенности молодого специалиста началом
работы в школе являются: положение в школьном коллективе; заработная плата;
признание результатов труда коллегами и администрацией школы.
Задачи на следующий учебный год:
направить работу на изучение и практическое применение эффективных методов
работы с учащимися с разным уровнем развития и возможностями.



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».