Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зареченская основная общеобразовательная школа
Октябрьского муниципального округа»
ОПЫТ НАСТАВНИЧЕСТВА
С. Заречное, 2023
Сведения о наставнике
Фамилия, имя, отчество
Борозна Наталья Юрьевна
Образование
Средне-специальное, г. Спасск-Дальний, 2001 г.
Должность
Учитель начальных классов
Квалификационная категория
первая
Сведения о молодом специалисте
Фамилия, имя, отчество
Яковлева Надежда Сергеевна
Образование
средне-специальное
Какое учебное заведение окончил
Профессиональная переподготовка, г. Омск, «Институт
новых технологий в образовании»
Год окончания учебного
заведения
2022 г
Квалификация по диплому
учитель начальных классов
Педагогический стаж
1 год
Стаж работы по предмету
1 год
Место работы
МОБУ Зареченская ООШ
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
Русский язык, литературное чтение, математика,
окружающий мир, изобразительное искусство, музыка,
технология
Учебная нагрузка
18 часов
Класс
1
Классное руководство
1
Квалификационная категория
Без категории
Тема самообразования
Работа с текстом как основной способ
формирования читательской компетентности –
одной из составляющих функциональной
грамотности младших школьников
Описание опыта
Цель наставничества:
развитие профессиональных умений и навыков молодого
специалиста.
помочь адаптироваться в коллективе;
определить уровень профессиональной подготовки;
выявить затруднения и оказать методическую помощь
молодому специалисту в повышении общедидактического и
методического уровня организации учебно-воспитательного
процесса;
Задачи:
создать условия для развития профессиональных навыков,
формирования индивидуального стиля творческой
деятельности молодого педагога;
развивать потребность и мотивацию у молодого педагога в
непрерывном самообразовании и профессиональном
самосовершенствовании.
Формы работы:
- индивидуальные консультации;
- посещение уроков
Организация наставничества – это форма индивидуального обучения и воспитания
молодого педагога, где основной акцент ставится на формирование практических умений
и навыков.
Для эффективности работы с молодым специалистом:
1) Был
разработан
индивидуальный план с
профессиональных качеств.
учетом
личностных
и
Мероприятия
по планированию, организации и содержанию деятельности
Содержание мероприятий
Работа по
предмету
1.Изучение ФГОС
НОО, рабочих
программ по
предметам,
календарнотематического
планирования,
Формы и
методы
Срок
исполнения
Контроль
Консультация,
самообразование,
совместная
деятельность
ноябрь
Контроль
ведения
журнала,
учебного плана,
контроль
качества
составления
поурочных
Работа с
нормативной
документацией
1.Изучение
нормативно –
правовой базы
школы
(должностная
инструкция
учителя,
календарный
знакомство с УМК.
2. Оказание
помощи в
разработке рабочих
программ,
поурочных планов,
технологических
карт урока.
3. Практикум "Цель
и задачи урока и
его конечный
результат в
соответствии с
ФГОС»
1.Диагностика
профессиональных
затруднений
молодого
специалиста,
диагностика
пробелов в
теоретических
знаниях
(анкетирование).
2.Подготовка к
урокам, оказание
методической
помощи.
3.Оказание помощи
в выборе
методической темы
по
самообразованию.
4.Практическое
занятие: «Как
работать с
ученическими
тетрадями».
учебный график,
учебный план,
ООП НОО, план
работы школы на
2022-2023 уч. год,
документы строгой
отчетности),
планов.
2. Практическое
занятие «Ведение
школьной
документации»
(классный журнал,
ученические
тетради,
выставление
оценок в
дневники)».
1.Изучение
документации об
организации
урочной и
внеурочной
деятельности.
Наставничество,
самообразование,
посещение
уроков
декабрь
Контроль
качества
составления
поурочных
планов,
технологических
карт уроков,
Выполнение
единых
требований к
ведению и
проверке
тетрадей,
2.Практикум:
«Обучение
составлению
отчетности по
окончанию
четверти»
составление
отчётности по
окончанию
четверти.
3.Изучение
положения о
текущем и
итоговом контроле
знаний
обучающихся.
5.Оказание помощи
в составление
отчётности по
окончанию
четверти.
1. Взаимное
посещение уроков,
анализ
деятельности.
2.Практикум
Методика
проведения
современного
урока.
Индивидуальная
консультация,
взаимная
деятельность
январьфевраль
Контроль
качества
составления
поурочных
планов,
«Требования к
анализу урока и
деятельности
учителя на уроке.
Типы, виды, формы
урока».
1.Занятие:
«Современный
урок и его
организация.
Использование
современных
педагогических
технологий».
технологических
карт уроков.
Методика
проведения урока в
соответствии с
ФГОС НОО.
Привлечение
учителей
начальных
классов
март
Контроль
качества
составления
поурочных
планов, посещение уроков,
внеурочных
занятий,
внеклассных
мероприятий.
апрель
Проверка
выполнения
программы
(корректировка)
Контроль
ведения
школьной
документации
апрель-май
Контроль
качества
составления
поурочных
планов,
технологических
Совместная
работа.
Контроль.
2.Занятие:
«Способы контроля
учебных успехов
учащихся
(комплексные
работы,
портфолио). Виды
диагностики
результатов
обученности».
Совместная
разработка макета
портфолио ученика
1.Беседа:
«Индивидуальный
подход в
организации
учебной
деятельности».
Составление
аналитических
справок.
Наставничество,
самообразование,
посещение
уроков.
2.Практикум
«Формы и методы
работы на уроке.
Система опроса
учащихся».
3.Оказание помощи
в подготовке
уроков в
соответствии с
требованиями
ФГОС (участие в
конкурсе)
1.Занятие «Методы
активизации
познавательной
деятельности
учащихся»
2. Практикум:
Изучение
Консультативное
нормативных
занятие.
документов школы
по ведению
профессионального
портфолио.
«Организация
работы с
мотивированными
и неуспевающими
учащимися»
карт уроков.
Контроль
ведения
портфолио.
3. Анализ
портфолио
наставника.
Ознакомление с
требованиями и
вариантами
оформления
профессионального
портфолио.
1.Выступление
молодого
специалиста на МО
по теме
самообразования.
Методическая
выставка
достижений
учителя.
2.Внедрение
молодым
специалистом
результатов
деятельности по
самообразованию в
практику своей
работы
3.Анкетирование:
Профессиональные
затруднения.
Анкетирование:
Оценка
собственного
квалификационного
уровня молодым
специалистом.
4. Подведение
итогов работы за
год.
5. Подготовка
характеристики
молодого
специалиста.
Изучение
нормативных
документов по
составлению
анализа
деятельности
учителя
Отчет о
результатах
наставнической
работы.
Практическая
помощь,
анкетирование,
посещение
уроков
май-июнь
Собеседование
по итогам года
(успеваемость,
качество,
выполнение
программы)
В течение года
1. Совместная подготовка и отбор дидактического материала для уроков и занятий.
2. Совместная разработка планов-конспектов уроков по теме, составление технологических
карт уроков, занятий по внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия.
3. Изучение методической литературы по предмету.
4. Взаимопосещение уроков и занятий, внеклассных мероприятий и их последующий
подробный анализ.
5. Участие молодого специалиста в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях,
педагогических советах.
6. Беседы с молодым специалистом по определенным разделам педагогики, научному
содержанию предмета, методике преподавания.
7. Консультации по частным вопросам методики преподавания и проведения внеклассных
мероприятий.
2). Составлена карта индивидуального сопровождения:
Карта индивидуального методического сопровождения
молодого специалиста Яковлевой Н.С. на 2022-2023 учебный год
У- успешно решаю
Р- решаю
З- затрудняюсь решать
№
п/п
Вид педагогической
деятельности
I.
Формы работы по
устранению затруднений
Начало
года
Конец
года
Анализ педагогической деятельности
1.
Умение проводить самоанализ
урока
Практикум «Требования к
анализу урока и деятельности
учителя на уроке в
соответствии с ФГОС. Типы,
виды, формы урока».
З
Р
2.
Анализ урока другого учителя
Изучение схемы анализа урока.
З
Р
З
У
Обучение комплексному
анализу урока.
3.
Анализ собственного опыта
работы
Беседа наставника и членов
ШМО учителей начальных
классов
II.
4.
Тематическое планирование
Планирование
Собеседование по методике
проведения современного
урока.
З
Р
З
Р
З
У
Помощь учителей начальных
классов
5.
Поурочное планирование
Практикум «Цель и задачи
урока и его конечный результат
в соответствии с ФГОС».
Практическое занятие
«Составление технологической
карты урока».
6.
Планирование самообразования
и педагогического мастерства
Рекомендации по выбору темы
самообразования.
Консультативная помощь
7.
Составление рабочей
программы
Рекомендация литературы по
методике преподавания,
справочных материалов и
нормативных документов.
З
Р
8.
Планирование воспитательной
работы
Индивидуальная консультация
З
Р
III.
Организация
9.
Умение работать с одарёнными
детьми и «неуспевающими»
Участие в олимпиадах,
конкурсах.
З
У
10.
Организация разноуровневой
работы и индивидуальной
работы с обучающимися
Практикум: «Организация
работы с мотивированными и
неуспевающими учащимися».
Посещение урока наставника и
других учителей
З
Р
11.
Организация внеклассной
работы по предмету
Участие в работе ШМО
учителей начальных классов
Р
У
Подготовка и организация
школьных мероприятий
IV. Контроль и коррекция
12.
Учёт и оценка учебных
достижений учащихся
Практическое занятие «Ведение
школьной документации
(классный журнал, ученические
тетради, Портфолио, карты
учебных достижений,
электронный журнал)
З
Р
13.
Проведение текущего и
итогового контроля
Консультация по изучению
материалов ФГОС НОО и
нормативно-правовой базы
школы (должностная
инструкция учителя,
календарный учебный график,
учебный план, план работы
школы на 2018-2019 уч. год,
документы
отчетности).Инструктаж по
составлению отчётности по
окончании четверти.
З
Р
14.
Диагностический
инструментарий и методы
диагностики
Практическое занятие:
«Способы контроля
достижений учащихся
(комплексные работы,
портфолио). Виды диагностики
результатов обученности».
З
Р
V.
Владение технологией современного урока
15.
Дифференцированный подход к
обучению
Практическое занятие
«Современный урок и его
организация. Использование
современных педагогических
технологий».
З
З
16.
Отбор методов и форм
организации познавательной
деятельности учащихся
Практическое занятие «Методы
активизации познавательной
деятельности учащихся»
З
Р
Совместная разработка макета
портфолио ученика начальных
классов
17.
Использование современных
образовательных технологий на
уроках
VI.
Консультирование по теме
«Современные педагогические
технологии. Использование
инновационных технологий в
учебном процессе».
З
З
Индивидуальные затруднения
18.
Организация хорошей
дисциплины на уроке
Рекомендации учителей
Посещение уроков
З
Р
19.
Умение использовать различные
формы работы с родителями
Рекомендации учителей
З
У
Карта индивидуального методического сопровождения молодого специалиста
показывает, какие аспекты педагогической деятельности имеют положительные
результаты, а над улучшением которых необходимо продолжить работу в следующем
учебном году.
В течение учебного года посещены уроки с целью определения уровня овладения
основами методики преподавания своего предмета.
Анализ уроков показал, что молодой педагог имеет достаточный уровень
методической и теоретической подготовки, умеет организовать учебную деятельность
учащихся, использует современные педагогические технологии, включая ИКТ, игровые, и
элементы некоторых других (личностно-ориентированная, проблемно-диалогического
обучения и др.).
В основе проведенных уроков учителя лежит системно-деятельностный подход, все
уроки проведены с учетом требований ФГОС. С учащимися класса, в котором работает
Яковлева Н.С., удалось установить доброжелательные деловые взаимоотношения. К
урокам учитель готовится всегда тщательно.
3) осуществлялось консультирование по вопросам методологии преподавания предмета,
дидактики:
1. Консультация по изучению материалов ФГОС НОО и нормативно-правовой базы
школы (должностная инструкция учителя, календарный учебный график, учебный план,
план работы школы на 2022-2023 уч. год, документы строгой отчетности).
2. Практическое занятие «Ведение школьной документации (классный журнал,
ученические тетради, выставление оценок в дневники)».
3. Консультирование по теме «Современные педагогические технологии. Использование
инновационных технологий в учебном процессе».
4. Практикум « Цель и задачи урока и его конечный результат в соответствии с ФГОС».
5. Практическое занятие «Составление технологической карты урока».
6. Собеседование по методике проведения современного урока.
7. Беседа: «Индивидуальный подход в организации учебной деятельности».
8. Практикум: «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися».
9. Беседа «Домашнее задание: как, сколько, когда».
4) совмещалось проектирование уроков с обязательным посещением и подготовкой
анализа с рекомендациями и предложениями в письменном виде:
1. Обзорный контроль. Посещение урока с целью общего ознакомления с
профессиональным уровнем работы молодого специалиста.
Рекомендация: ознакомиться с рекомендациями по подготовке уроков УМК «Школа
России».
2. Контроль дозирования времени на разных этапах урока.
Рекомендация: провести практическое занятие по составлению технологической карты
урока с указанием временных рамок этапов урока.
3.Эффективность использования методов и приёмов обучения.
Рекомендация: изучить материалы по теме «Требования к анализу урока и деятельности
учителя на уроке. Типы, виды, формы урока».
4.Предупредительный контроль. Посещение уроков молодого специалиста с целью
наблюдения и диагностики на предмет выявления и предупреждения ошибок в работе
молодого специалиста.
Рекомендация: Провести практическое занятие: «Виды диагностики результатов
обученности».
5.Дифференцированный подход к учащимся на уроках.
Рекомендации: провести практикум «Формы и методы работы на уроке. Система опроса
учащихся»; посетить уроки опытных учителей.
5) оказывалась помощь в подготовке и проведении открытых уроков, организации
публичных выступлений:
1. Помощь в выборе темы выступления («Работа с текстом как основной способ
формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной
грамотности младших школьников») на ШМО.
2. Открытый урок по русскому языку Тема «Начало текста» (развитие речи), 26.02.2020 г.
Совместно с молодым специалистом анализировались проведенные им уроки,
давались методические рекомендации по правильности составления поурочного
планирования, технологической карты урока и умения достичь цели поставленной на
уроке, т.к. неясное видение цели, как конечного результата, всегда ведет к размытости,
неясности и неточности в определении содержания методов и средств обучения. В
течение учебного года Надежда Сергеевна посещала уроки как педагога-наставника, так и
открытые уроки других педагогов школы с целью научиться важным профессиональным
качествам.
6) осуществлялся мониторинг деятельности молодого специалиста Яковлевой Н.С.
1. Микроисследование по выявлению факторов, стимулирующих и препятствующих
саморазвитию молодого специалиста:
№ п/п
Показатели
Постоянно
Иногда
Никогда
Препятствующие факторы
1.
Собственная инерция.
+
2.
Разочарование из-за неудач.
+
3.
Отсутствие поддержки и помощи в
этом вопросе со стороны
администрации школы, ШМО
учителей
+
4.
Враждебность окружающих (зависть,
+
злорадство и т.д.)
5.
Состояние здоровья.
6.
Недостаток времени.
7.
Семейные и жизненные
обстоятельства.
+
+
+
Стимулирующие факторы
8.
Участие в работе ШМО учителей
начальных классов и ШМО классных
руководителей
+
9.
Пример и влияние коллег.
+
10.
Организация методической работы в
школе
+
11.
Новизна деятельности, условия
работы и возможность
экспериментировать.
+
12.
Интерес к работе.
+
13
Возрастающая ответственность.
+
14.
Возможность получения признания в
коллективе, стимулирующие
выплаты
+
Результаты данного микроисследования показывают, что для Надежды Сергеевна
все факторы являются стимулирующими. Препятствующими факторами иногда являются
разочарование из-за неудач, семейные и жизненные обстоятельства, а постоянным –
недостаток времени
2. Микроисследование по степени владения молодым специалистом навыками
самостоятельной работы:
№ п/п
Показатели
Очень
хорошо
Хорошо
1.
Работа с учебной, справочной,
научно-методической
литературой: подбор, анализ
прочитанного, написание
конспекта
+
2.
Умение делать выводы по обзору
литературы, выделять наиболее
актуальные проблемы развития
детей.
Сохранение информационного
материала в памяти,
воспроизведение необходимой
информации по памяти.
+
3.
4.
Выделение главных, ключевых
понятий в любом
+
+
Недостаточно
хорошо
информационном материале,
составление опорных схем
изученной темы.
5.
Самостоятельное усвоение
педагогических и
психологических понятий с
помощью справочных
материалов.
+
6.
Систематизация, группировка
изученных фактов, составление
схем, графиков, таблиц.
+
7.
Самоконтроль и самоанализ
собственных действий при
выполнении различных заданий.
8.
Умение ставить цель,
планировать свою работу,
выделять время для работы по
самообразованию.
+
+
+
Результат микроисследования показывает, что Яковлева Н.С. владеет навыками
самостоятельной работы.
3. Микроисследование по выявлению
уровня удовлетворенности
специалиста началом работы в МОБУ Зареченская ООШ.
молодого
В- высокий уровень удовлетворения, С - средний уровень удовлетворенности, Н - низкий
уровень удовлетворенности
№ п/п
Показатели
Высокий
1.
Выбранной профессией
2.
Своим положением в школьном
коллективе
3.
Условиями труда
4.
Заработной платой
5.
Перспективой карьерного роста
+
6.
Качеством оказываемых
методических услуг
+
7.
Ростом профессионального
становления
+
8.
Признанием результатов труда
коллегами
9.
Признанием результатов труда
Средний
+
+
+
+
+
+
Низкий
администрацией школы
ВЫВОДЫ: результаты данного микроисследования по выявлению уровня
удовлетворенности молодого специалиста началом работы в школе показывают, что
высокий уровень удовлетворения наблюдается у молодого специалиста по следующим
показателям: выбранная профессия; условия труда; перспектива карьерного роста;
качество оказываемых методических услуг; рост профессионального становления.
Показателями с меньшим уровнем удовлетворенности молодого специалиста началом
работы в школе являются: положение в школьном коллективе; заработная плата;
признание результатов труда коллегами и администрацией школы.
Задачи на следующий учебный год:
направить работу на изучение и практическое применение эффективных методов
работы с учащимися с разным уровнем развития и возможностями.