Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зареченская основная общеобразовательная школа Октябрьского муниципального округа» ОПЫТ НАСТАВНИЧЕСТВА С. Заречное, 2023 Сведения о наставнике Фамилия, имя, отчество Борозна Наталья Юрьевна Образование Средне-специальное, г. Спасск-Дальний, 2001 г. Должность Учитель начальных классов Квалификационная категория первая Сведения о молодом специалисте Фамилия, имя, отчество Яковлева Надежда Сергеевна Образование средне-специальное Какое учебное заведение окончил Профессиональная переподготовка, г. Омск, «Институт новых технологий в образовании» Год окончания учебного заведения 2022 г Квалификация по диплому учитель начальных классов Педагогический стаж 1 год Стаж работы по предмету 1 год Место работы МОБУ Зареченская ООШ Должность Учитель начальных классов Предмет Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология Учебная нагрузка 18 часов Класс 1 Классное руководство 1 Квалификационная категория Без категории Тема самообразования Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников Описание опыта Цель наставничества: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста. помочь адаптироваться в коллективе; определить уровень профессиональной подготовки; выявить затруднения и оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательного процесса; Задачи: создать условия для развития профессиональных навыков, формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога; развивать потребность и мотивацию у молодого педагога в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании. Формы работы: - индивидуальные консультации; - посещение уроков Организация наставничества – это форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога, где основной акцент ставится на формирование практических умений и навыков. Для эффективности работы с молодым специалистом: 1) Был разработан индивидуальный план с профессиональных качеств. учетом личностных и Мероприятия по планированию, организации и содержанию деятельности Содержание мероприятий Работа по предмету 1.Изучение ФГОС НОО, рабочих программ по предметам, календарнотематического планирования, Формы и методы Срок исполнения Контроль Консультация, самообразование, совместная деятельность ноябрь Контроль ведения журнала, учебного плана, контроль качества составления поурочных Работа с нормативной документацией 1.Изучение нормативно – правовой базы школы (должностная инструкция учителя, календарный знакомство с УМК. 2. Оказание помощи в разработке рабочих программ, поурочных планов, технологических карт урока. 3. Практикум "Цель и задачи урока и его конечный результат в соответствии с ФГОС» 1.Диагностика профессиональных затруднений молодого специалиста, диагностика пробелов в теоретических знаниях (анкетирование). 2.Подготовка к урокам, оказание методической помощи. 3.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию. 4.Практическое занятие: «Как работать с ученическими тетрадями». учебный график, учебный план, ООП НОО, план работы школы на 2022-2023 уч. год, документы строгой отчетности), планов. 2. Практическое занятие «Ведение школьной документации» (классный журнал, ученические тетради, выставление оценок в дневники)». 1.Изучение документации об организации урочной и внеурочной деятельности. Наставничество, самообразование, посещение уроков декабрь Контроль качества составления поурочных планов, технологических карт уроков, Выполнение единых требований к ведению и проверке тетрадей, 2.Практикум: «Обучение составлению отчетности по окончанию четверти» составление отчётности по окончанию четверти. 3.Изучение положения о текущем и итоговом контроле знаний обучающихся. 5.Оказание помощи в составление отчётности по окончанию четверти. 1. Взаимное посещение уроков, анализ деятельности. 2.Практикум Методика проведения современного урока. Индивидуальная консультация, взаимная деятельность январьфевраль Контроль качества составления поурочных планов, «Требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока». 1.Занятие: «Современный урок и его организация. Использование современных педагогических технологий». технологических карт уроков. Методика проведения урока в соответствии с ФГОС НОО. Привлечение учителей начальных классов март Контроль качества составления поурочных планов, посещение уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий. апрель Проверка выполнения программы (корректировка) Контроль ведения школьной документации апрель-май Контроль качества составления поурочных планов, технологических Совместная работа. Контроль. 2.Занятие: «Способы контроля учебных успехов учащихся (комплексные работы, портфолио). Виды диагностики результатов обученности». Совместная разработка макета портфолио ученика 1.Беседа: «Индивидуальный подход в организации учебной деятельности». Составление аналитических справок. Наставничество, самообразование, посещение уроков. 2.Практикум «Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся». 3.Оказание помощи в подготовке уроков в соответствии с требованиями ФГОС (участие в конкурсе) 1.Занятие «Методы активизации познавательной деятельности учащихся» 2. Практикум: Изучение Консультативное нормативных занятие. документов школы по ведению профессионального портфолио. «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися» карт уроков. Контроль ведения портфолио. 3. Анализ портфолио наставника. Ознакомление с требованиями и вариантами оформления профессионального портфолио. 1.Выступление молодого специалиста на МО по теме самообразования. Методическая выставка достижений учителя. 2.Внедрение молодым специалистом результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы 3.Анкетирование: Профессиональные затруднения. Анкетирование: Оценка собственного квалификационного уровня молодым специалистом. 4. Подведение итогов работы за год. 5. Подготовка характеристики молодого специалиста. Изучение нормативных документов по составлению анализа деятельности учителя Отчет о результатах наставнической работы. Практическая помощь, анкетирование, посещение уроков май-июнь Собеседование по итогам года (успеваемость, качество, выполнение программы) В течение года 1. Совместная подготовка и отбор дидактического материала для уроков и занятий. 2. Совместная разработка планов-конспектов уроков по теме, составление технологических карт уроков, занятий по внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия. 3. Изучение методической литературы по предмету. 4. Взаимопосещение уроков и занятий, внеклассных мероприятий и их последующий подробный анализ. 5. Участие молодого специалиста в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях, педагогических советах. 6. Беседы с молодым специалистом по определенным разделам педагогики, научному содержанию предмета, методике преподавания. 7. Консультации по частным вопросам методики преподавания и проведения внеклассных мероприятий. 2). Составлена карта индивидуального сопровождения: Карта индивидуального методического сопровождения молодого специалиста Яковлевой Н.С. на 2022-2023 учебный год У- успешно решаю Р- решаю З- затрудняюсь решать № п/п Вид педагогической деятельности I. Формы работы по устранению затруднений Начало года Конец года Анализ педагогической деятельности 1. Умение проводить самоанализ урока Практикум «Требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке в соответствии с ФГОС. Типы, виды, формы урока». З Р 2. Анализ урока другого учителя Изучение схемы анализа урока. З Р З У Обучение комплексному анализу урока. 3. Анализ собственного опыта работы Беседа наставника и членов ШМО учителей начальных классов II. 4. Тематическое планирование Планирование Собеседование по методике проведения современного урока. З Р З Р З У Помощь учителей начальных классов 5. Поурочное планирование Практикум «Цель и задачи урока и его конечный результат в соответствии с ФГОС». Практическое занятие «Составление технологической карты урока». 6. Планирование самообразования и педагогического мастерства Рекомендации по выбору темы самообразования. Консультативная помощь 7. Составление рабочей программы Рекомендация литературы по методике преподавания, справочных материалов и нормативных документов. З Р 8. Планирование воспитательной работы Индивидуальная консультация З Р III. Организация 9. Умение работать с одарёнными детьми и «неуспевающими» Участие в олимпиадах, конкурсах. З У 10. Организация разноуровневой работы и индивидуальной работы с обучающимися Практикум: «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися». Посещение урока наставника и других учителей З Р 11. Организация внеклассной работы по предмету Участие в работе ШМО учителей начальных классов Р У Подготовка и организация школьных мероприятий IV. Контроль и коррекция 12. Учёт и оценка учебных достижений учащихся Практическое занятие «Ведение школьной документации (классный журнал, ученические тетради, Портфолио, карты учебных достижений, электронный журнал) З Р 13. Проведение текущего и итогового контроля Консультация по изучению материалов ФГОС НОО и нормативно-правовой базы школы (должностная инструкция учителя, календарный учебный график, учебный план, план работы школы на 2018-2019 уч. год, документы отчетности).Инструктаж по составлению отчётности по окончании четверти. З Р 14. Диагностический инструментарий и методы диагностики Практическое занятие: «Способы контроля достижений учащихся (комплексные работы, портфолио). Виды диагностики результатов обученности». З Р V. Владение технологией современного урока 15. Дифференцированный подход к обучению Практическое занятие «Современный урок и его организация. Использование современных педагогических технологий». З З 16. Отбор методов и форм организации познавательной деятельности учащихся Практическое занятие «Методы активизации познавательной деятельности учащихся» З Р Совместная разработка макета портфолио ученика начальных классов 17. Использование современных образовательных технологий на уроках VI. Консультирование по теме «Современные педагогические технологии. Использование инновационных технологий в учебном процессе». З З Индивидуальные затруднения 18. Организация хорошей дисциплины на уроке Рекомендации учителей Посещение уроков З Р 19. Умение использовать различные формы работы с родителями Рекомендации учителей З У Карта индивидуального методического сопровождения молодого специалиста показывает, какие аспекты педагогической деятельности имеют положительные результаты, а над улучшением которых необходимо продолжить работу в следующем учебном году. В течение учебного года посещены уроки с целью определения уровня овладения основами методики преподавания своего предмета. Анализ уроков показал, что молодой педагог имеет достаточный уровень методической и теоретической подготовки, умеет организовать учебную деятельность учащихся, использует современные педагогические технологии, включая ИКТ, игровые, и элементы некоторых других (личностно-ориентированная, проблемно-диалогического обучения и др.). В основе проведенных уроков учителя лежит системно-деятельностный подход, все уроки проведены с учетом требований ФГОС. С учащимися класса, в котором работает Яковлева Н.С., удалось установить доброжелательные деловые взаимоотношения. К урокам учитель готовится всегда тщательно. 3) осуществлялось консультирование по вопросам методологии преподавания предмета, дидактики: 1. Консультация по изучению материалов ФГОС НОО и нормативно-правовой базы школы (должностная инструкция учителя, календарный учебный график, учебный план, план работы школы на 2022-2023 уч. год, документы строгой отчетности). 2. Практическое занятие «Ведение школьной документации (классный журнал, ученические тетради, выставление оценок в дневники)». 3. Консультирование по теме «Современные педагогические технологии. Использование инновационных технологий в учебном процессе». 4. Практикум « Цель и задачи урока и его конечный результат в соответствии с ФГОС». 5. Практическое занятие «Составление технологической карты урока». 6. Собеседование по методике проведения современного урока. 7. Беседа: «Индивидуальный подход в организации учебной деятельности». 8. Практикум: «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися». 9. Беседа «Домашнее задание: как, сколько, когда». 4) совмещалось проектирование уроков с обязательным посещением и подготовкой анализа с рекомендациями и предложениями в письменном виде: 1. Обзорный контроль. Посещение урока с целью общего ознакомления с профессиональным уровнем работы молодого специалиста. Рекомендация: ознакомиться с рекомендациями по подготовке уроков УМК «Школа России». 2. Контроль дозирования времени на разных этапах урока. Рекомендация: провести практическое занятие по составлению технологической карты урока с указанием временных рамок этапов урока. 3.Эффективность использования методов и приёмов обучения. Рекомендация: изучить материалы по теме «Требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока». 4.Предупредительный контроль. Посещение уроков молодого специалиста с целью наблюдения и диагностики на предмет выявления и предупреждения ошибок в работе молодого специалиста. Рекомендация: Провести практическое занятие: «Виды диагностики результатов обученности». 5.Дифференцированный подход к учащимся на уроках. Рекомендации: провести практикум «Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся»; посетить уроки опытных учителей. 5) оказывалась помощь в подготовке и проведении открытых уроков, организации публичных выступлений: 1. Помощь в выборе темы выступления («Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников») на ШМО. 2. Открытый урок по русскому языку Тема «Начало текста» (развитие речи), 26.02.2020 г. Совместно с молодым специалистом анализировались проведенные им уроки, давались методические рекомендации по правильности составления поурочного планирования, технологической карты урока и умения достичь цели поставленной на уроке, т.к. неясное видение цели, как конечного результата, всегда ведет к размытости, неясности и неточности в определении содержания методов и средств обучения. В течение учебного года Надежда Сергеевна посещала уроки как педагога-наставника, так и открытые уроки других педагогов школы с целью научиться важным профессиональным качествам. 6) осуществлялся мониторинг деятельности молодого специалиста Яковлевой Н.С. 1. Микроисследование по выявлению факторов, стимулирующих и препятствующих саморазвитию молодого специалиста: № п/п Показатели Постоянно Иногда Никогда Препятствующие факторы 1. Собственная инерция. + 2. Разочарование из-за неудач. + 3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны администрации школы, ШМО учителей + 4. Враждебность окружающих (зависть, + злорадство и т.д.) 5. Состояние здоровья. 6. Недостаток времени. 7. Семейные и жизненные обстоятельства. + + + Стимулирующие факторы 8. Участие в работе ШМО учителей начальных классов и ШМО классных руководителей + 9. Пример и влияние коллег. + 10. Организация методической работы в школе + 11. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментировать. + 12. Интерес к работе. + 13 Возрастающая ответственность. + 14. Возможность получения признания в коллективе, стимулирующие выплаты + Результаты данного микроисследования показывают, что для Надежды Сергеевна все факторы являются стимулирующими. Препятствующими факторами иногда являются разочарование из-за неудач, семейные и жизненные обстоятельства, а постоянным – недостаток времени 2. Микроисследование по степени владения молодым специалистом навыками самостоятельной работы: № п/п Показатели Очень хорошо Хорошо 1. Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта + 2. Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы развития детей. Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти. + 3. 4. Выделение главных, ключевых понятий в любом + + Недостаточно хорошо информационном материале, составление опорных схем изученной темы. 5. Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов. + 6. Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц. + 7. Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных заданий. 8. Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию. + + + Результат микроисследования показывает, что Яковлева Н.С. владеет навыками самостоятельной работы. 3. Микроисследование по выявлению уровня удовлетворенности специалиста началом работы в МОБУ Зареченская ООШ. молодого В- высокий уровень удовлетворения, С - средний уровень удовлетворенности, Н - низкий уровень удовлетворенности № п/п Показатели Высокий 1. Выбранной профессией 2. Своим положением в школьном коллективе 3. Условиями труда 4. Заработной платой 5. Перспективой карьерного роста + 6. Качеством оказываемых методических услуг + 7. Ростом профессионального становления + 8. Признанием результатов труда коллегами 9. Признанием результатов труда Средний + + + + + + Низкий администрацией школы ВЫВОДЫ: результаты данного микроисследования по выявлению уровня удовлетворенности молодого специалиста началом работы в школе показывают, что высокий уровень удовлетворения наблюдается у молодого специалиста по следующим показателям: выбранная профессия; условия труда; перспектива карьерного роста; качество оказываемых методических услуг; рост профессионального становления. Показателями с меньшим уровнем удовлетворенности молодого специалиста началом работы в школе являются: положение в школьном коллективе; заработная плата; признание результатов труда коллегами и администрацией школы. Задачи на следующий учебный год: направить работу на изучение и практическое применение эффективных методов работы с учащимися с разным уровнем развития и возможностями.