Пояснительная записка Актуальность программы Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования» является задача создания системы специализированной, профильноориентированной подготовки, направленной на индивидуализацию и социализацию обучения. Главным результатом школьного образования является готовность к сельскому профессиональному труду, осознание роли труда в обеспечении собственной успешности, правильный выбор профессии, готовность к постоянному профессиональному развитию и непрерывному образованию. Детский сад, школа, социально ориентированные дополнительные занятия – важные компоненты российской системы образования, которые сохраняют значительные возможности влияния на социализацию выпускника школы, а через него – и на формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, активно влияющие на производственную, бытовую и информационную культуру села. Современное российское село находится на пороге серьезных преобразований во многих сферах жизнедеятельности, поэтому оно остро нуждается в притоке молодых, работоспособных, квалифицированных специалистов. Школа и социум несут большую ответственность перед своими воспитанниками за их будущее. В новых социально – экономических условиях дети должны не только получать первые навыки работы на земле, но и учиться грамотно, эффективно хозяйствовать на ней; они должны уметь оценивать результаты своего труда как морально, так и материально. Важнейшей задачей современной школы является формирование «сельскохозяйственной грамотности», т.е. вооружение учащихся тем минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, позволяющим им реализовать себя как будущего хозяина земли. Каждый выпускник школы должен стать всесторонне грамотным землепользователем как минимум в масштабах личного подсобного хозяйства. В этих условиях введение профильного агробизнес обучения и предпрофильной подготовки в школе становятся особенно актуальными и являются компонентом новой образовательной среды, которая создает условия для самоопределения, самореализации школьников, обеспечивает возможность осуществления профессиональных проб, готовит к самостоятельному сознательному выбору профиля профессионального обучения. Создание профильных агробизнес-классов – это инновационная форма работы с учащимися общеобразовательных школ, объединяющая усилия педагогов и производственников, высших, начальных и средних учебных заведений, научных учреждений, центров труда и занятости населения. Профильные агробизнес-классы профессионально ориентируют школьников младших и средних классов, готовят старшеклассников по специальностям, необходимым для жизни в сельской местности, что является важным фактором защиты личности выпускника школы. В этом отношении они становятся настоящим полигоном трудового образования школьников, началом формирования их жизненного опыта в учебно-трудовой, опытнической, познавательной и исследовательской работе. Направленность программы Программа профильного класса «АГРОКЛАСС» адресована учащимся 6 класса, проявляющим интерес к специальностям, реализуемым в сельской местности. Программа позволит школьникам познакомиться со способами возделывания основных сельскохозяйственных и декоративных культур с учетом их биологических особенностей. Учащиеся должны овладеть глубокими теоретическими знаниями по биологии в сфере выращивания культурных растений, технологии их производства, уметь самостоятельно выполнять все основные технологические процессы: подготовку семян, выращивание рассады, подготовку почвы и внесение удобрений, защиту от вредителей и болезней, уничтожение сорной растительности с минимальными затратами труда, уборку урожая и оценку его качества. Комплексный подход к ознакомлению с аграрным сектором способствует углубленному изучению отдельных учебных предметов при возникшем интересе школьника и обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием. Программа имеет четко выраженную практическую направленность, помогает учащимся использовать теоретические знания для понимания проблем сельскохозяйственной практики, раскрывает их основное содержание в биологическом, экономическом и технологическом аспектах. Изучение материала программы способствует целенаправленной подготовке обучающихся к поступлению в средние и высшие учебные заведения аграрного профиля. Программа аграрных классов предусматривает проведение учебнотеоретических занятий, профориентационных мероприятий, организацию экскурсий, подготовку и защиту исследовательских работ, проектов. Экскурсии для учащихся профильного аграрного класса в рамках образовательных стандартов организуются на предприятие агропромышленного комплекса ОАО «Заречное», имеющее современное оборудование. Важной частью программы является исследовательская деятельность. Она включает обучение основным методам исследований, работу с литературными источниками, формирует навыки публичной защиты работы. Основные положения методики проведения опытов и экспериментов составляют важную часть исследовательской работы, которые учитывают современные запросы сельского хозяйства, основные направления научноисследовательской работы. Введение в программу блока исследовательской деятельности учащихся дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого старшеклассника и является фундаментом для самоопределения личности, предпрофильной и профильной подготовки. Рабочая программа элективного курса «Введение в аграрные профессии» составлена на основании: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями); - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2. Цель и задачи программы Цель программы: популяризация аграрного образования, разрушения устоявшегося стереотипа о тяжелом ручном труде с применением устаревших техники и технологий в агропромышленном комплексе, популяризации сельскохозяйственных и инженерных специальностей. Задачи программы: 1. Обучающие: - сформировать систему знаний учащихся, включающих знания основ растениеводства, современных технологий сельскохозяйственного производства, видов оборудования и сельхозмашин и др.; - сформировать профессиональную компетентность учащихся через знакомство с профессиями аграрного направления; - подготовить учащихся к грамотному ведению личного хозяйства и организации фермерского семейного хозяйства; - сформировать учебно-исследовательскую компетентность (освоение основного инструментария для проведения исследования, методики проведения опытов и экспериментов с сельскохозяйственными растениями, средств исследования, форм и методов его проведения, грамотного представления результатов); - обучить правилам техники безопасности и специальным умениям и навыкам при проведении практических работ. 2. Развивающие: - развивать эмоциональную, мотивационную сферы учащихся в области профессиональных знаний; - развивать основы современного пространственно-аналитического мышления, исследовательской деятельности; - развивать интеллектуальную сферу детей - способности к целевому, причинному и вероятностному анализу различных ситуаций; стремления к личному участию в практических делах; - развивать общеучебные умения и навыки учащихся: работать с учебной, научнопопулярной и справочной литературой, Интернет-ресурсами, систематизировать материал, делать выводы; - развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач; развивать потребность в профессиональном самоопределении, предпринимательской деятельности. 3. Воспитывающие: - воспитывать трудолюбие через вовлечение учащихся в значимый для них производственный труд и систему современных рыночных отношений; - воспитывать предприимчивого, конкурентоспособного хозяина, фермера; - прививать чувство любви к родной земле; - вырабатывать у школьников активную жизненную позицию. Программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения – 6 класс (1 час в неделю). Особенностью занятий является их ориентированность на осознанное развитие личности обучающихся в период выбора профессии, формирование у них представления о своей будущей трудовой деятельности. В программе занятий предусмотрены практические занятия, которые предполагают проведение семинаров, экскурсий, выездных занятий с целью закрепления полученных знаний на практике и знакомства с организацией аграрного производства. К проведению занятий по курсу «Введение в аграрные профессии» привлекаются педагогические работники (учителя, школьный психолог, преподаватели профильных колледжей и учреждений высшего образования, специалисты и руководители современных передовых сельскохозяйственных предприятий края и округа). Миссия педагога, ведущего занятие, – вызвать интерес у учащихся к аграрным профессиям и современным аграрным технологиям. Методы обучения и формы организации занятий. Данная программа основывается на субъектно-деятельностном подходе, реализация которого позволяет рассматривать учебную активность обучающихся как необходимое условие формирования мотивации профессиональной деятельности и профессионального самоопределения. С этой целью используются методы активного обучения, интерактивные методы, методы дидактической эвристики (открытые эвристические задания, эвристические образовательные ситуации), дискуссии, метод проектов, методы когнитивно-рефлексивной работы с учебной информацией, игровые методы, информационно-коммуникационные технологии. Формы проведения занятий: беседы, лекции, экскурсии, практические занятия, лабораторные работы, опыты и др. Содержание 1. Введение. Знакомство с аграрными профессиями. (2 ч.) 2. Введение в аграрное производство. Основы земледелия. Растениеводство (23 ч.) 2.1. Севооборот: понятие, типы севооборотов. Последствия неправильного севооборота 2.2. Основные приемы обработки почвы. Научно обоснованная система обработки почвы. Создание оптимальных почвенных условий для каждой конкретной культуры, системы орошения. Водный, воздушный, тепловой и питательный режимы, внесение удобрений, гербицидов, и других растительных остатков; очищение почвы от сорных растений, вредителей и возбудителей болезней сельскохозяйственных культур; защита почвы от водной и ветровой эрозии, чрезмерного уплотнения; создание оптимальных условий для заделки семян культурных растений в почву, для ухода за растениями, уборки урожая. Технологические операции обработки почвы: рыхление, крошение, оборачивание, перемешивание, уплотнение, выравнивание поверхности, подрезание сорняков, создание микрорельефа, сохранение стерни на поверхности почвы, уплотнение. Приемы обработки почвы: вспашка, лущение, культивация, дискование, боронование, прикатывание, шлейфование, лункование, бороздование, малование, щелевание и др. Многообразие почв в природе. Состав и строение почвы. Формы воды в почве и водный режим. Почвенная биота. Почвенная микрофлора. Биологическая активность почвы. Роль сельского хозяйства в загрязнении почв. Практические работы: 1. Отбор почвенных образцов. 2. Подготовка почвенных образцов к анализу. 3. Определение гумуса в почве. 4. Определение кислотности почвы. 5. Микрохимический анализ почвенной золы. 2.3. Видовое разнообразие и классификация сорных растений. Сорняки, обитающие преимущественно у жилых и хозяйственных построек, на свалках бытовых и производственных отходов, по межам и обочинам дорог и т.д. Группы сорных растений по отношению к уровню увлажнения почвы: гигрофиты; гигромезофиты; ксерофиты. Классификация сорняков по способу питания: паразитные, полупаразитные и непаразитные. Классификация по преобладающему способу размножения и продолжительности жизни: малолетние и многолетние. 2.4. Ботаническая характеристика полевых культур. Морфологические признаки: строение корневой системы, стебля, листьев, соцветия и плода растения. Особенности биологии полевых культур: рост и развитие, отношение растений к факторам внешней среды. Онтогенез. Органогенез. Вегетационный период. Генеративный период. Технология возделывания полевых культур. Практические работы: 1. Изучение однолетних полевых культур. 2. Изучение овощных культур. 3. Изучение многолетних кормовых культур. 4. Изучение плодовых и ягодных культур. 5. Размножение плодовых и ягодных растений. 6. Обрезка и формирование плодового дерева. 7. Определение основных посевных качеств семян. 2.5. Основы фитопатологии (защиты растений). Понятие о болезнях растений. Причины болезней растений. Методы защиты сельскохозяйственных культур от болезней и вредителей. 3. Основы технологии переработки продукции растениеводства (6 ч.). 3.1. Хранение основных видов продукции растениеводства – зерна, овощей и плодов. Процессы, происходящие при хранении растительной продукции. Хранение зерна. Хранение овощей и плодов. 3.2. Переработка основных видов продукции растениеводства – зерна, овощей, плодов. Практические работы: 1. Определение содержание клейковины в муке и изучение её свойств. 2. Определение запасных сахаров в плодах и овощах. 3. Квашение капусты и её органолептическая оценка. 4. Качественное определение дубильных веществ в чае. 4. Пищевые добавки и пряности (3 ч.). Основные сведения о пищевых добавках. Основные сведения о пряностях. Практические работы: 1. Определение устойчивости натуральных красителей. 2. Оценка качества пряностей. Планируемые результаты Программа направлена на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы: - потребность сотрудничества с взрослыми и сверстниками, доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других; - нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося, способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства). Метапредметные результаты: У обучающихся будут сформированы действия: - понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом; - формулировать собственное мнение и позицию; - планировать свои действия на отдельных этапах изучения тем, связанных с агропромышленным комплексом; - анализировать причины успеха/неуспеха; - пользоваться приемами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеофильмов; - включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; - работать в группе, управлять поведением партнера; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; - умение выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, восхищение). Предметные результаты: Обучающиеся будут знать: -рынок труда по сельскохозяйственному направлению; -особенности аграрного производства; - основы растениеводства; - виды кормов; - переработку сельскохозяйственной продукции; - современные технологии сельскохозяйственного производства; - виды оборудования и сельхозмашин, применяемые в агропроизводстве, их назначение и современные тенденции модернизации. Обучающиеся будут уметь: - группировать семена зерновых, зернобобовых и крупяных культур по общим признакам; -сравнивать натуральные образцы овощных культур, корнеплодов и клубнеплодов; - классифицировать кормовые культуры по общим признакам; - классифицировать технические культуры по видам; - классифицировать плодовые и ягодные культуры; - классифицировать лекарственные и эфирномасличные растения по общим признакам; - делать выводы о состоянии фауны региона; - распознавать минеральные и органические удобрения; - определять количество нитратов в различных овощных культурах; - классифицировать по общим признакам инфекционные заболевания растений; - распознавать виды сорных растений при сборе гербарного материала сорной растительности; - характеризовать структуру и функционирование агроэкосистемы; - классифицировать типы почв; - обосновывать выбор приема обработки почвы; - обосновывать выбор типа севооборота; -измерять температуру и влажность почвы. Тематическое планирование № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контроль ные работы Введение Знакомство с аграрными профессиями 2 2. Основы земледелия. Растениеводство Севооборот 2 Основные приемы обработки почвы 8 Видовое разнообразие и классификация 2 сорных растений. Ботаническая характеристика 10 полевых культур Основы фитопатологии 1 3. Основы технологии переработки продукции растениеводства Хранение основных видов продукции 2 растениеводства Переработка основных видов 4 Продукции растениеводства 4. Пищевые добавки и пряности Основные сведения о пищевых добавках 1 Основные сведения о пряностях 2 Всего 34 Практи ческие работы Электронные образовательные ресурсы 1. 1.1 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3.1 3.2 4.1 4.2 www.elib.primacad.ru 5 7 1 3 1 1 18 http:/www.cnshb.ru