ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы » 1-4 классы подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Нормативно правовая база: 1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена Федеральным научно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1/15) (http://fgosreestr.ru); 2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена Федеральным научно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1/15) (http://fgosreestr.ru); 3. Методические рекомендации по организации самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.06.2015 № НТ-670/08 «О направлении методических рекомендаций»); 4. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672); 5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 № 03-ПГМП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ российской федерации во внеурочной деятельности». Данная программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Рекомендована учителям физической культуры общеобразовательных учреждений и тренерам детских спортивных школ. Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Цели программы: 1. Обучить правилам игры в шахматы. 2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса. 3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику. Задачи: 1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом. 2. Научить ориентироваться на шахматной доске. 3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ. 4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами. 5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат. 6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход. 7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур. 8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур. 9. Сформировать умение записывать шахматную партию. 10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации. 11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Объем программы: программа рассчитана на три года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год). Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут. Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность). Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций. Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики. Планируемые результаты изучения учебного материала В результате освоения Программы обучающиеся начального общего образования общеобразовательных организаций должны: знать /понимать: - правила техники безопасности во время занятий; - историю возникновения и развития шахматной игры; - чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущие шахматистов мира; - вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры; - историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные) качества шахматиста - спортсмена; - историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России; – использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности. Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки. К концу первого учебного года обучающиеся должны: - объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; - знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - знать правила хода и взятия каждой фигуры; - знать, что такое нападение и уметь видеть элементарные угрозы соперника; - ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; - правильно располагать шахматную доску между партнерами; - правильно расставлять фигуры перед игрой; - различать горизонталь, вертикаль, диагональ; - рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход; - знать, что такое ничья, пат и вечный шах; - знать «цену» каждой шахматной фигуры; - усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзём и королём; - овладеть способом «взятия на проходе»; - записывать шахматную партию; - уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника. К концу второго учебного года обучающиеся должны: - овладеть умением видеть нападение со стороны соперника, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы; - защищать свои фигуры от нападения и угроз; - решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи; - ставить мат одинокому королю ладьей и королем; - разыгрывать шахматную партию с соперником от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте; - реализовывать большое материальное преимущество. К концу третьего учебного года обучающиеся должны: - овладеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»; - понимать основы разыгрывания дебют и правильно выводить фигуры в начале партии; - знать способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля; - уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество; - принимать участие в шахматных соревнованиях. - владеть основными шахматными понятиями; - владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре; - находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в 2-3 хода; - знать и применять основные принципа развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты; - уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках; - разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции; - уметь реализовывать материальное преимущество; - принимать участие в шахматных соревнованиях. Личностные результаты освоения программы курса. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Метапредметные результаты освоения программы курса. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Содержание программы внеурочной деятельности «Шахматы» Первый год обучения Программой предусматривается 34 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Программа разработана для детей первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней. К концу учебного года дети должны знать: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры. К концу учебного года дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход. Тематика курса 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания: «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 2.ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания: «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. 3.НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания: «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. 4.ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания «Игра на уничтожение»— важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6—7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления. 5.ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. 6.ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. Тематическое планирование курса «Шахматы» 2 класс № Тема занятия Содержание 1. Шахматная доска 1. Знакомство с шахматной доской 2. Шахматная доска 2. Шахматные фигуры. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. 3. Знакомство с шахматными фигурами 4. 3. Начальная расстановка фигур. 5. Начальное положение Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. (Основная тема учебного курса.) Знакомство с шахматной фигурой. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», Ладья. белопольные и чернопольные Ладья в игре. слоны, одноцветные и Знакомство с шахматной фигурой. разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, Слон. ладейные, коневые, слоновые, Слон в игре. ферзевые, королевские пешки, Ладья против слона. взятие на проходе, превращение Знакомство с шахматной фигурой. пешки. Ферзь. 4. Ходы и взятие фигур. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Ферзь в игре. 13. Ферзь против ладьи и слона. 14. Знакомство с шахматной фигурой. Конь. 15. Конь в игре. 16. Конь против ферзя, ладьи слона. 17. Знакомство с пешкой. 18. Пешка в игре. 19. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. 20. Знакомство с шахматной фигурой. Король. 21. Король против других фигур. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. 5. Цель шахматной партии. 22. Шах. 23. 24. Мат. 25. 26. Ставим мат. 27. 28. Ничья, пат. 29. Рокировка. 30. 6. Игра всеми фигурами начального положения. 31. Шахматная партия. из Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. 32. Шахматная партия. 33- Повторение программного материала. 34 Второй год обучения Программа второго года обучения предназначена для третьих классов начальной школы. Программа предусматривает 34 учебных занятия, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение малышей ставить мат. Учебный курс включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация». К концу учебного года дети должны знать: обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур. К концу учебного года дети должны уметь: записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводить элементарные комбинации. Тематика курса 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. 2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Дидактические игры и задания «Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: «Вертикаль «е»). Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п. «Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»). «Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ el— а5»). «Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет. «Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. «Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся 3.ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Дидактические игры и задания «Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?» «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. «Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. «Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. 4.ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат». Шах или мат черному королю? «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю. «На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. «В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле. «Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода. 5.ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. «Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в один ход. 6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и ДР). Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. «Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. «Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса. Тематическое планирование курса «Шахматная школа» 3 класс № Тема занятия Содержание Повторение изученного материала. 1. Повторение изученного материала. 2. Повторение изученного материала. 1. Краткая история шахмат. 3. Краткая история шахмат. Повторение программного материала, изученного за год обучения Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Обозначение горизонталей и полей, 4. Шахматная нотация. Обозначение вертикалей, шахматных фигур. горизонталей, вертикалей, полей. Краткая и полная 5. Шахматная нотация. Обозначение шахматных шахматная нотация. фигур и терминов. Запись шахматной партии. Запись 2. Шахматная нотация. начального положения. Ценность фигур. Сравнительная сила Достижение 6. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. материального перевеса. фигур. Сравнительная сила фигур. Способы защиты. 7. Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. 3. Ценность шахматных фигур. 8. Ценность защиты. шахматных фигур. Способы 9. Ценность шахматных фигур. Защита. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против 10. Техника матования одинокого короля. Две короля. Король и ферзь против короля. Король и ладьи против короля. ладья против короля. 11. Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. 4. Техника матования одинокого короля. 12. Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. 13. Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. 5. Достижение мата без жертвы материала Учебные положения на мат в два хода в дебюте, и 14. Достижение мата без жертвы материала. миттельшпиле (начале, Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле середине и конце игры). эндшпиле. Защита от мата. 15. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. 16. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Достижение мата путем жертвы шахматного (матовые 17. Матовые комбинации. Темы комбинаций. материала комбинации). Типы Тема отвлечения. матовых комбинаций: 18. Матовые комбинации. Тема завлечения. темы разрушения 19. Матовые комбинации. Тема блокировки. королевского прикрытия, 20. Матовые комбинации. Тема разрушения отвлечения, завлечения, блокировки, королевского прикрытия. освобождения 21. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства, пространства. Тема уничтожения защиты. уничтожения защиты и Тема «рентгена». др. Шахматные 22. Матовые комбинации. Другие шахматные 6. Шахматная комбинация. комбинации и сочетание приемов. комбинации, ведущие к 23. Комбинации, ведущие к достижению достижению материального перевеса. Тема отвлечения. материального перевеса. Комбинации для Тема завлечения. достижения ничьей 24. Комбинации, ведущие к достижению (комбинации на вечный материального перевеса. Тема уничтожения шах, патовые защиты. Тема связки. комбинации и др.). 25. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия 26. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. 27. Комбинации, ведущие к материального перевеса. тактических приемов. достижению Сочетание 28. Комбинации для достижения Патовые комбинации. ничьей. 29. Комбинации для достижения Комбинации на вечный шах. ничьей. 30. Типичные комбинации в дебюте. 31. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Повторение программного материала 32. Повторение программного материала 33. Повторение программного материала Повторение программного материала, изученного за первый и второй год обучения 34. Повторение программного материала Третий год обучения Программа “Шахматы, третий год” предназначена для IV класса начальной школы. Материал третьего года обучения сложнее материала первых лет обучения. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСА ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. Дидактические задания “Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход. “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру. “Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько). “Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить. “Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы. “Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество. “Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату. “Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра. “Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют. “В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры. “Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек. “Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки. К концу учебного года дети должны знать: принципы игры в дебюте; основные тактические приемы; что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля. К концу учебного года дети должны уметь: грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания. Тематическое планирование курса «Шахматная школа» 4 класс № Тема занятия Содержание Повторение программного материала, изученного за год обучения 1 Повторение изученного материала. 2 Игровая практика 3 Повторение изученного материала. 4 Практика матования одинокого короля Игровая практика с записью (дети играют попарно). шахматной партии 5 ОСНОВЫ ДЕБЮТА. трехходовые партии. Двух- и Игровая практика 6 Решение задания “Мат в 1 ход” 7 Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. 8 Решение заданий “Поймай ладью”, Игровая практика “Поймай ферзя”. 9 Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. 10 Решение заданий. 11 Вариации на тему детского мата. Игровая практика Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. 12 Решение заданий 13 “Повторюшка-хрюшка” копируют ходы белых). “повторюшек”. (черные Наказание 14 Решение заданий 15 Принципы игры в дебюте. Быстрейшее Игровая практика развитие фигур. Темпы. Гамбиты. 16 Решение задания “Выведи фигуру”.. 17 Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). 18 Решение заданий. 19 Принципы игры в дебюте. Борьба за Игровая практика центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. 20 Решение заданий. 21 Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. 22 Решение заданий. 23 Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. 24 Решение заданий. 25 Связка в дебюте. Полная и неполная связка. 26 Решение заданий. 27 Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. 28 Решение заданий. 29 Типичные комбинации в дебюте. Повторение программного 30 Типичные комбинации в дебюте (более материала, изученного за второй и третий год обучения сложные примеры). 31 Повторение программного материала 32 Повторение программного материала 33 Повторение программного материала 34 Повторение программного материала УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Для успешной реализации программы внеурочной деятельности «Шахматы» необходимы определённые условия. Главным условием для реализации программы «Шахматы» является сам педагог. Шахматные доски с набором шахматных фигур. Демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур. Шахматные часы. Шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий. Шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации. Мешочек, сшитый для игры «Волшебный мешочек». Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Технические средства Компьютер Мультимедийный проектор Список литературы 1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского – М.: Просвещение, 2011. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. 3. классов Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. 4. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения. 5. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. 6. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000. 7. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000. 8. Сухин И. Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. 9. Сухин И. Шахматы, первый год, или учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. 10. Сухин И. Шахматы, второй год, или учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. 11. Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение, 1986.