Уроки здоровья 5-9 класс

2016

Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №269
Кировского района Санкт-Петербурга
«Школа здоровья»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Экология. Здоровье. Безопасность»
5-9 классы

Авторский коллектив:
Новикова Елена Анатольевна, методист.
Велюго Ирина Эмировна, заведующая методическим
направлением

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Образованность и здоровье – фундаментальные жизненные блага, качеством которых
определяется и уровень жизни отдельного человека, и состоятельность каждого государства.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила главные приоритеты в
развитии школьного образования на современном этапе. Дети проводят в школе значительную часть
дня, и сохранение, укрепление их физического, психического и социального здоровья – дело не
только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Культура
здорового и безопасного образа жизни многоплановый процесс ежедневной жизни ребёнка в семье и
образовательном учреждении, необходимое условие бесконфликтного вхождения подрастающей
молодежи в «мир взрослых» и средство успешной личностной самореализации.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, внедрение
которого началось в образовательных организациях Российской Федерации с 1 сентября 2015 года,
ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника
основной школы»), в том числе и осознанно выполняющего правила здорового и экологически
целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни – это способы и формы
жизнедеятельности, типичные для конкретно-исторических, социально-экономических и природнотерриториальных условий, направленные на сохранение и повышение здоровья и безопасности
людей, качества их среды обитания как важных факторов качества жизни, устойчивого развития
территории.
Одной из задач ФГОС является сохранение и укрепление физического, психологического и
социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Стратегическим приоритетом является создание в петербургской Школе условий, способствующих
сохранению и укреплению здоровья учащихся (воспитанников) и педагогов, формированию
здорового образа жизни; для этого необходимо:
•

создание

внутренней

среды

Школы,

обеспечивающей

здоровьесозидающий

характер

образовательного процесса и безопасность учащихся (воспитанников) и педагогов;
• повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов,
родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и
здоровья других людей;

3

• создание условий для оздоровления учащихся (воспитанников), ослабленных наиболее
распространенными, в том числе социально обусловленными, болезнями детей и подростков.
Экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни направлен на сохранение и
развитие физических, физиологических, личностных ресурсов саморегуляции,

расширение

диапазона адаптационных возможностей человека и его стрессоустойчивости

средствами

экологически грамотного поведения, здоровьесозидающего режима дня, двигательной активности,
здорового питания, рационального труда (учебы), отказа от вредных привычек.
Стратегия формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни должна учитывать
психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального
развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового и безопасного образа
жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьетворящей работы образовательного
учреждения,

требующий

соответствующей

образовательного

учреждения,

психологического

климата,

включая

обеспечение

здоровьесберегающей
её

инфраструктуру,

рациональной

организации
создание

организации

всей

жизни

благоприятного

учебного

процесса,

эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и
сохранения их здоровья. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который
обеспечивает, в том числе,

проектирование и конструирование социальной среды развития

обучающихся в системе образования. Обязательным условием формирования ценности культуры
здоровья и безопасного здорового образа жизни является пропаганда и просветительская работа с
учащимися, с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей к
совместной работе с детьми.
Программа является модульной и

направлена на формирование экологически целесообразного,

здорового и безопасного образа жизни учащихся, состоящая из трёх модулей «Здоровье»,
«Экология», Безопасность».
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
формирование у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её
проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ
жизни.
ЗАДАЧИ:
- воспитывать осознанное отношение к собственному здоровью;

4

- формировать устойчивые представления о здоровье и здоровом образе жизни,

факторах,

оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье;
- развивать личные убеждения, качества и привычки, способствующие снижению риска здоровью в
повседневной жизни;
- формировать экологическую культуру.
ПРОГРАММА РАССЧИТАНА:
на учащихся ступни основного общего образования (5-9 классы)
Программа обеспечивается системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а,
добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и
принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует
успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных
умений.
2) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного
представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
3) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы,
ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм
общения.
4)

Принцип

вариативности

–

предполагает

формирование

у

учащихся

способностей

к

систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
5) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в
образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Программа направлена на:
•

достижение учащимися личностных результатов, таких как:
принятие
физическом

и

реализацию

ценностей

самосовершенствовании,

здорового

образа

занятиях

жизни,

потребность

в

спортивно-оздоровительной

деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

5

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
навыки

сотрудничества

в образовательной,

со

сверстниками,

общественно

полезной,

детьми

младшего

возраста,

учебно-исследовательской,

взрослыми

проектной

и

других видах деятельности.
•

достижение метапредметых результатов, таких как:
умение самостоятельно определять цели и составлять планы;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную
(включая внешкольную) деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения целей;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
готовность

и

способность
умение

к

самостоятельной

информационно-познавательной

ориентироваться

в

деятельности,

включая

различных

источниках

информации,

критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из

различных источников.
•

достижение предметных результатов:

усвоенные

при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой

деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.
Программа направлена на формирование у учащихся универсальных учебных действий, состоящих
из четырёх блоков:
личностный,
регулятивный,
общепознавательный,
коммуникативный.
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то
есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках
заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
6

При освоении программы у учащихся будут развиваться:
1. Исследовательские компетенции:
•

разработка проекта;

•

исследовательский процесс.

2. Речевые компетенции:
3. Когнитивные (мыслительные) компетенции:
•

умение анализировать;

•

умение обобщать;

•

умение систематизировать;

•

умение абстрагировать;

•

умение синтезировать.

4. Ценностно-смысловые компетенции.
5. Общекультурные компетенции.
Для достижения метапредметных результатов необходимо применение метапредметных технологий:
•

проектная деятельность;

•

интерактивные технологии;

•

личностно-ориентированные технологии обучения;

•

интегративная технология.

Для реализации программы, достижения планируемого образовательного результата необходимо
развитие информационно-образовательной среды ОУ, создание медиацентра школьных средств
массовой информации (СМИ) обеспечивающих поддержку:
•

учебной деятельности;

•

внеурочной деятельности;

•

исследовательской и проектной деятельности.

7

Программа реализуется

во внеурочной деятельности с использованием школьных ресурсов и

ресурсов городской среды, и состоит из трёх модулей:
1.

МОДУЛЬ «ЗДОРОВЬЕ».

Модуль может базироваться и реализовываться на предметах: физкультура, основы безопасности
жизнедеятельности, биология, история, технология, изобразительное искусство.
Модуль включает в себя следующие разделы и тематику:
№ Разделы
1. Здоровье
человека.
2.

3.

Здоровый
образ
жизни.

6 класс
Здоровье и
болезни

7 класс
Здоровье и
медицина

Гигиена
умственного
труда.
Питание:
кулинарное
путешествие.
Спорт и здоровье.
Особенности
Становление Особенности
Особенности
подросткового взаимоотношений взаимоотношений
подростка.
возраста.
со сверстниками. с родителями.
Самообучение.
Самопознание Самовоспитание

4.

Правила
здорового
образа
жизни

5.

Подведение
итогов
модуля

2.

5 класс
Составные
аспекты
здоровья
Личная
гигиена.
Режим дня.
Основы
правильного
питания.

Электронная
энциклопедия
здоровья.
Составление
правил
здорового
образа жизни
Защита
портфолио.

Гигиена дыхания,
зрения, слуха.
Гигиена питания.
Мир увлечений.

8 класс
Здоровье и
биоритмы

9 класс
Здоровье и
долголетие

Метеозависимость. Методы
оздоровления.
Питание. Меню
Энергетическа
времён года.
я ценность
пищи.
Особенности
взаимоотношений
мальчиков и
девочек.
Самореализация.

Электронная
энциклопедия
здоровья
Составление
правил здорового
образа жизни

Электронная
энциклопедия
здоровья.
Составление
правил здорового
образа жизни

Электронная
энциклопедия
здоровья.
Составление
правил здорового
образа жизни

Презентация
альманаха «Что
такое гигиена?»
Презентация
интернетсправочника
«Наша афиша».

Защита проектов.
«Кулинарные
традиции семьи».
«Олимпийские
игры».

Презентация
альманаха. Защита
портфолио.

Становление
подростка.
Взаимоотноше
ния подростка
и общества
Самоопределен
ие
Электронная
энциклопедия
здоровья.
Составление
правил
здорового
образа жизни
Презентация
Электронной
энциклопедии.
Защита
портфолио.
Конкурс
социальной
рекламы.
Презентация
альманаха.

МОДУЛЬ «ЭКОЛОГИЯ».

Данный модуль может базироваться на следующих предметах: география, биология, основы
безопасности жизнедеятельности, экология, химия, физика, технология изобразительное искусство.
Модуль включает в себя следующие разделы и тематику:
8

№
1.

2.

3.

5 класс
Раздел.
Экология
человека:
экология
питания.
Экология
одежды
Экология
семьи

6 класс

Подведение
итогов модуля.
Защита
проектов.
Конкурс
видеороликов

Подведение
итогов модуля.
Конкурс
презентаций и
фотовыставка.

Раздел.
Экология
нашего дома:
квартира как
экосистема.
Микроклимат.
Флора и фауна
квартиры

7 класс
Раздел
Экология
города:
проблема
городских
отходов.
Вода в городе.
Парковые зоны
Птицы и
животные

Подведение
итогов модуля.
Защита
проектов.
Фотовыставка

8 класс
Раздел Экология:
связь времён и
народов:
экологические
традиции коренных
народов
Ленинградской
области.
Экологические
традиции народов
России.
Экологическая
культура народов
мира
Подведение итогов
модуля.
Конкурс
видеороликов.
Выпуск альманаха
«Экология: связь
времён и народов».

9 класс
Раздел Экология: мир
вокруг нас:
Экология воздуха.
Экология почвы.
Экология водной
среды.
Экология леса.
Экологические
приоритеты
современного мира

Подведение итогов
модуля. Конкурс
видеороликов.

МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ».

Модуль может базироваться на предметах: физкультура, основы безопасности жизнедеятельности,
биология, информатика, изобразительное искусство и включает в себя следующие разделы и
тематику:
5 класс
Раздел. Человек и
его безопасность:
безопасность в
доме. Безопасность
в нестандартных
ситуациях.
Личная
безопасность в
криминогенных
ситуациях.
Вредные привычки,
их влияние на
здоровье.
Службы
экстренной
срочной помощи.

Подведение итогов
модуля. Конкурс
буклетов «Человек
и его
безопасность»

6 класс
Раздел 1.
Транспорт - зона
повышенной
опасности:
безопасность
участников движения.
Метрополитен.
Железнодорожный
транспорт.
Дорожнотранспортные
происшествия.
Раздел 2.
Безопасность в городе
и вне города:
Безопасное поведение
с животными.
Погодные условия и
безопасность человека
Подведение итогов
модуля. Презентация
видео энциклопедии
«Дорожная академия».
Конкурс буклетов.

7 класс
Раздел
Опасные ситуации
социального
характера:
криминогенные
ситуации.
Правила поведения в
местах массового
скопления людей.
Молодёжные
субкультуры.
Ответственность
несовершеннолетних.

8 класс
Раздел
Чрезвычайные
ситуации:
опасные
ситуации
природного
характера.
Чрезвычайные
ситуации
техногенного
характера.

9 класс
Раздел.
Мировая
безопасность:
безопасность на
дорогах.
Безопасность
окружающей
среды.
Борьба с
международным
терроризмом.
Борьба с
незаконным
оборотом
наркотиков.
Этнополитический
конфликт.
Экстремизм

Подведение итогов
модуля.
Конкурс презентаций
«Безопасный город»

Подведение
итогов модуля.
Конкурс
социальной
рекламы

Подведение
итогов модуля.
Конкурс
электронных
газет.
9

Во внеурочной деятельности программа может реализуется через:
•

взаимодействие учителя и учащихся в рамках внеурочной деятельности по базовым

предметам модулей;
•

взаимодействие классного руководителя и учащихся в рамках внеклассной воспитательной

работы;
•

участие школьников в программах дополнительного образования.

•

участие школьников в работе школьных объединений, таких как спортивный клуб, семейный

клуб, пресс-центр.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Программа рассчитана на реализацию в 5-9 классах. Количество часов в год -34. Занятия проводятся
1 раз в неделю. Продолжительность занятий - 45 минут.
Часть занятий проводится в классах, а часть в виде экскурсий, выездов, акций с использованием
городских ресурсов и городского пространства.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
В процессе освоения программы учащиеся создают портфолио, проекты различной тематики в
соответствии с модулями программы, разрабатывают электронные продукты: буклеты, электронные
газеты, альманахи, социальную рекламу, видеоролики по проблемам здоровья и здорового образа
жизни.
По итогам прохождения модулей возможно проведение отчётных мероприятий: конференций,
фестивалей, выставок, конкурсов.

10

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 КЛАСС
№№

Модуль, разделы

I
1.
2.
2.1
2.2.
2.3.
3.
4.

Модуль Здоровье
Здоровье человека
Здоровый образ жизни
Личная гигиена
Режим дня
Питание
Особенности подросткового возраста.
Правила здорового образа жизни.
Подведение итогов модуля.
Модуль Экология
Раздел. экология человека.
Экология питания.
Экология одежды.
Экология семьи.
Подведение итогов модуля
Модуль «Безопасность»
Раздел. Человек и его безопасность
Безопасность в доме.
Безопасность в нестандартных
ситуациях.
Личная безопасность в криминогенных
ситуациях.
Вредные привычки, их влияние на
здоровье
Службы экстренной срочной помощи.
Подведение итогов модуля.
Всего

II
1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
III.
1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
2.

Всего
часов
12
2
10
2
2
2
2
2

теоретических практических
6
1
5
1
1
1
1
1

6
1
5
1
1
1
1
1

10
8
2
4
2
2
12
10
2
2

3

7

1
1
1
5
5
1
1

1
3
1
2
7
5
1
1

2

1

1

2

1

1

2
2
34

1

1
2
20

14

СОДЕРЖАНИЕ
I.

Модуль Здоровье
Раздел 1. Здоровье человека.
Составные аспекты здоровья (физический, эмоциональный, интеллектуальный, личностный,
социальный, духовный), их взаимосвязи. Ответственность человека за свое здоровье и здоровье
окружающих.
Практическая работа. Проект. «В страну Здорового образа жизни». Составление портфолио. Я и моё
здоровье.
Раздел 2. Здоровый образ жизни.

2.1. Личная гигиена.
Правила гигиены. Личная гигиена и сезоны года. Уход за кожей, волосами, ногтями, телом.
Практическая работа. Памятка. Рекомендации сверстникам по личной гигиене. Составление
портфолио.
11

2.2.Режим дня.
Режим дня – основа здорового образа жизни. Учёба, сон, отдых.
Практическая работа. Составление индивидуального режима дня. Составление портфолио.
2.3.Питание.
Основы правильного питания. Продукты питания и питательные вещества. Рацион и режим питания
школьника. Значение витаминов.
Практическая работа. Мой рацион и режим питания. Составление портфолио.
Раздел 3. Становление подростка. Особенности подросткового возраста.
Чувство взрослости и «Я-концепция».
Практическая работа.

Самопознание:

характер, темперамент, память, внимание. Составление

портфолио.
Раздел 4. Правила здорового образа жизни. Электронная энциклопедия

здоровья. Практическая

работа по составлению правил здорового образа жизни. Заполнение портфолио.
Раздел 5. Подведение итогов модуля. Защита портфолио.
II.

Модуль Экология

1. Раздел экология человека.
1.1. Экология питания.
Экологически чистые продукты. Хлеб. Молоко. Овощи и фрукты. Вода.

Полноценное питание

современного подростка.
Практическая работа. Составление анкеты для соц.опроса школьников. «Школьная столовая»,
«Питание вне школьной столовой». Видеоролик. Экология питания.
1.2. Экология одежды.
Натуральные и искусственные материалы в одежде. Одежда — источник токсичных веществ.
Практическая работа. Что расскажет этикетка на одежде?
Практическая работа. Проект «Мода и экология».
1.3. Экология семьи.
Традиции семьи. Труд и отдых. Помощь и поддержка.
Практическая работа. Проект «Этнические корни моей семьи»
2. Подведение итогов модуля.
Защита проектов.
III.

Модуль «Безопасность»
Раздел 1. Человек и его безопасность.

1.1. Безопасность в доме.
Особенности жизнеобеспечения: газ, электричество, огонь.

12

Практическая работа: Разработка буклета «Безопасность в повседневной жизни. Опасные ситуации в
жилище».
1.2. Безопасность в нестандартных ситуациях.
Психологические основы самозащиты.
Практическая работа. Как находить выход из сложной ситуации. Как преодолеть страх.
1.3. Личная безопасность в криминогенных ситуациях.
Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций в квартире, вне
квартиры, в подъезде. Правила пользованием лифтом. Как предотвратить опасные домогательства.
Практическая работа. Разработка буклета «Как себя вести в опасных криминогенных ситуациях».
1.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье.
Алкоголь в компании. Курение. Курить – здоровью вредить. Профилактика вредных привычек.
Практическая работа. Разработка буклета «Нет вредным привычкам»
1.5. Службы экстренной срочной помощи.
Вызов пожарной охраны или спасателей. Вызов полиции. Вызов скорой медицинской помощи.
Вызов газовой аварийной службы
Практическая работа. Разработка серии буклетов «Первая медицинская помощь». Оказание первой
помощи при ушибах. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах. Первая помощь при
отравлениях, носовом кровотечении.
2. Подведение

итогов

модуля.

Конкурс

буклетов

«Человек

и

его

безопасность»

13

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 КЛАСС
№№

Модуль, разделы

I
1.
2.
2.1
2.1.1
2.1.1
3.

Модуль «Здоровье»
Здоровье и болезни
Здоровый образ жизни
Гигиена
Питание
Мир увлечений
Раздел. Становление
подростка Особенности
взаимоотношений со
сверстниками.
Самовоспитание- что это
такое?
Правила здорового образа
жизни. Подведение итогов
модуля.
Модуль «Экология»
Раздел «Экология нашего
дома».
Квартира как экосистема.

3.1.
5.

II
1.
1.1.
1.2.

1.3.
1.4.
1.5.
2.
III.
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
3.

Химические, биологическое,
физическое загрязнение
квартиры
Микроклимат квартиры
Комнатные растения
Фауна квартиры
Подведение итогов модуля
«Экология»
Модуль «Безопасность»
Транспорт - зона
повышенной опасности
Безопасность участников
движения.
Метрополитен.
Железнодорожный
транспорт.
Дорожно-транспортные
происшествия.
Безопасность в городе и вне
города.
Безопасное поведение с
животными.
Погодные условия и
безопасность человека.
Подведение итогов модуля
«Безопасность»
Всего

Всего
часов
12
2
7
2
2
2
1

2

теоретических практических
5
1
3
1
1
1

7
1
3
1
1
1
1

1

1

1

1

10
9

5
5

1

1

2

1

1

2
2
2
1

1
1
1

1
1
1
1

12
8

6
4

6
4

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

3

2

1

2

1

1

1

1

1
34

5
4

1
16

18

14

СОДЕРЖАНИЕ
I. Модуль «Здоровье»
1. Раздел «Здоровье и болезни».
Болезни грязных рук. Желудочно-кишечные болезни, их причины. Профилактика и лечение
гельминтозов. Профилактика грибковых заболеваний кожи, ногтей, волос.
Практическая работа. Составление памятки для окружающих.
2. Раздел «Здоровый образ жизни»
2.1.Гигиена
Гигиена дыхания. Роль вентиляции, проветривания и нормальной влажности в классах и жилых
помещениях. Болезни органов дыхания, пути передачи и профилактика гриппа, туберкулеза. Гигиена
зрения. Причины близорукости, ее профилактика Гигиена слуха. Вредные влияния шума на
здоровье.
Практическая работа. Составление альманаха «Что такое гигиена?»
2.2.Питание
Гигиена питания. Сроки хранения продуктов.
Практическая работа. О чём расскажет упаковка.
2.3.Мир увлечений
Человек и искусство. Изобразительное искусство. Музыка. Литература. Театр.
Практическая работа. Составление интернет- справочника «Наша афиша»
Раздел 3. Становление подростка. Особенности взаимоотношений со сверстниками.
Практическая работа. Тренинг. Конфликт? Умение отказать. Умение отстаивать своё мнение.
Ролевая игра "Как заводить друзей".
3.1. Самовоспитание – что это такое?
Имидж. Как стать обаятельным и интересным человеком.
Практическая работа. Рекомендации сверстникам: Как работать над собой.
5. Правила здорового образа жизни. Электронная энциклопедия здоровья. Практическая работа по
составлению правил здорового образа жизни. Составление портфолио. Подведение итогов модуля.
Презентация интернет-справочника «Наша афиша».
II.

Модуль «Экология»

Раздел 1. «Экология нашего дома».
1.1. Квартира как экосистема.
Факторы, влияющие на качество среды жилища: наружный воздух; продукты неполного сгорания
газа; вещества, возникающие в процессе приготовления пищи; вещества, выделяемые мебелью,
книгами, одеждой и т.д.; продукты табакокурения; бытовая химия и средства гигиены; комнатные

15

растения; соблюдение санитарных норм проживания (количество людей и домашних животных);
электромагнитное загрязнение.
1.2. Химические, биологическое, физическое загрязнение квартиры.
Практическая

работа.

Электронная

энциклопедия

здоровья.

Рекомендации.

Экологическая

маркировка. Основные группы знаков на упаковках.
1.3. Микроклимат квартиры.
Влажность, температура и движение воздуха. Экологичность посуды.
Чистота и уют в квартире. Химия в быту.
Практическая

работа.

Заменители

химии

в

быту.

Электронная

энциклопедия

здоровья.

Рекомендации. Чистящие средства.
1.4. Комнатные растения.
Эстетическая и гигиеническая роль. Растения и аллергия.
Практическая работа. Фитодизайн моего жилища. Презентация.
1.5. Фауна квартиры. Польза и вред.
Практическая работа. Насекомые-вредители. Составление памятки и рекомендаций.
Фото-конкурс. Домашние животные.
2. Подведение итогов модуля «Экология». Конкурс презентаций и фотовыставка.

III.

Модуль «Безопасность»

Раздел 1. Транспорт – зона повышенной опасности
1.1 Безопасность участников движения.
Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Водитель велосипедист. Права и обязанности велосипедиста. Опасные ситуации на транспорте.
Практическая работа. Создание видео энциклопедии «Дорожная академия».
1.2. Метрополитен.
Правила и обязанности пассажиров метро. Опасные зоны метрополитена
Практическая работа. Разработка электронных памяток к видео энциклопедии.
1.3. Железнодорожный транспорт.
Опасные зоны железной дороги. Правила поведения пассажира и пешехода на железнодорожном
транспорте.
Практическая работа. Разработка электронных памяток к видео энциклопедии.
1.4. Дорожно-транспортные происшествия.
Причины дорожно-транспортных происшествий
Практическое занятие. Оказание первой медицинской помощи при ДПТ.
Раздел 2. Безопасность в городе и вне города.
2.1. Безопасное поведение с животными.
16

Опасные животные и насекомые. Правила предосторожности при встрече с собаками. Первая
помощь при укусах насекомых и змей.
Практическая работа. Разработка буклетов «Правила поведения при нападении собаки. «Оказание
первой помощи при укусах насекомых»
2.2. Погодные условия и безопасность человека.
Безопасность на водоемах. Осень, зима, весна, лето. Безопасное поведение в грозу.
Первая помощь при ожогах и отморожениях.
3. Подведение итогов модуля. Презентация видео энциклопедии «Дорожная академия». Конкурс

буклетов.

17

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 КЛАСС
№№

Модуль, разделы

I
1.
2.
2.1
2.1.1
2.1.1
3.

1.2.

Модуль Здоровье
Здоровье и медицина
Здоровый образ жизни
Гигиена
Питание
Спорт и здоровье
Раздел. Становление подростка.
Особенности взаимоотношений
с родителями
Самообучение – зачем это
нужно?
Правила здорового образа
жизни. Подведение итогов
модуля.
Модуль «Экология»
Раздел Экология города.
Воздействие окружающей
среды на здоровье городского
населения
Проблема городских отходов.

1.3.
1.4.

3.1.
5.

II
1.
1.1.

1.5.
2.
III
1.

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

2.

Всего
часов
12
2
5
2
1
2
2

2

теоретических практических
5
1

7
1

1
1
1

1
1
1
1

1

1

1

10

1

4

1

6
1

2

1

1

Вода в городе.

2

1

1

Парковые зоны в городе и
вокруг него.
Птицы и животные в городе.

2

1

1

2

1

1

Подведение итогов модуля
«Экология»
Модуль «Безопасность»
Раздел. Опасные ситуации
социального характера,
антиобщественное поведение
Криминогенные ситуации и
личная безопасность
Правила поведения в местах
массового скопления людей.
Молодёжные субкультуры.
Роль несовершеннолетних в
возникновении опасных
ситуаций социального
характера.
Подведение итогов модуля
«Безопасность».
Всего

1

1

12
10

4
4

8
8

2

1

1

2

1

1

2
4

1
1

1
3

2
34

2
13

21

18

СОДЕРЖАНИЕ
I.

Модуль «Здоровье»

Раздел 1. Здоровье и медицина.
Культура потребления медицинских услуг. Правила приема лекарственных препаратов. Вред
самолечения.
Практическая работа. Составление домашней аптечки.
Раздел 2 . Здоровый образ жизни.
1.1. Гигиена.
Гигиена умственного труда. Значение чередования различных видов деятельности. Значение отдыха,
физических упражнений, физкультминуток. Практическое занятие. Работа с портфолио. Видеоролик.
Комплексы упражнений и физкультминуток.
1.2. Питание
Практическая работа. Кулинарное путешествие. Кухни разных народов. Проект. «Кулинарные
традиции семьи».
1.3. Спорт и здоровье
Спорт. Физкультура. ГТО. Физическая активность и здоровье. Гиподинамия.
Практическая работа: выявление нарушений осанки. Приёмы и упражнения, корректирующие
осанку. Составление портфолио. Проект: Олимпийские игры. Прошлое и современность.
Раздел 3. Становление подростка Особенности взаимоотношений с родителями
История и традиции семьи.
Практическая работа. Подготовка ко дню матери.
3.1. Самообучение – зачем это нужно?
Как лучше готовить уроки. Планирование, организация, усвоение, контроль.
Практическая работа. Приемы повышения продуктивности работы и уменьшения утомляемости. Как
укрепить память. Приемы запоминания.
Раздел 5. Правила здорового образа жизни. Электронная энциклопедия здоровья. Практическая
работа по составлению правил здорового образа жизни. Составление портфолио. Подведение итогов
модуля. Презентация: электронная энциклопедия здоровья
I.

Модуль Экология
Раздел 1. Экология города.

1.1. Воздействие окружающей среды на здоровье городского населения
Практическая работа. Проекты по теме «Проблемы городской среды».
Шум в городе. Атмосферные выбросы. Пылевое загрязнение воздуха. Автомобиль – «за» и «против».
1.2. Проблема городских отходов.
Общая классификация отходов. Способы утилизации.
19

Практическая работа. Фоторепортаж. Выявление участков, расположенных недалеко от школы с
наибольшим количеством мусора. Акция. Чистота в школе. Работа с портфолио. Бытовые отходы в
семье за неделю. Качественная и количественная характеристика.
1.3. Вода в городе.
Рациональное употребление воды. Сточные воды и очистные сооружения.
Практическая работа. Расчет среднесуточного потребления воды семьей. Работа с портфолио.
Создание анкет для соц. Опроса

по проблеме рационального использования воды. Разработка

рекомендаций по экономному использованию воды.
1.4. Парковые зоны в городе и вокруг него.
Функциональное, эстетическое и экологическое назначение парковой зоны в городском массиве.
Практическая работа. Выполнение карты. Зелёные лёгкие города
1.5. Птицы и животные в городе.
Орнитофауна города. Экологическое значение птиц города. Бездомные животные.
Практическая работа. Составление анкеты. Социологический опрос по проблеме содержания собак в
городе.
2. Подведение итогов модуля «Экология». Защита проектов. Фотовыставка.
III.Модуль «Безопасность»
Раздел 1. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение
1.1. Криминогенные ситуации и личная безопасность
Обеспечение личной безопасности на улице. Опасные криминогенные ситуации.
Практическая работа. Электронная энциклопедия. Составление рекомендаций «Как себя вести в
криминогенной ситуации». Подготовка презентации «Безопасный город»
1.2. Правила поведения в местах массового скопления людей.
•

Опасность толпы. Как уцелеть в толпе.

•

Практическая работа. Электронная энциклопедия. Составление рекомендаций «Правила

безопасного поведения при попадании в толпу в местах массового скопления людей».
1.3. Молодёжные субкультуры.
Типология молодежных субкультур.
Практическая работа. Чем опасны молодёжные субкультуры?
1.4. Роль несовершеннолетних в возникновении опасных ситуаций социального характера.
Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Практическая работа. Кейс-задания. Административная ответственность несовершеннолетних.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
2. Подведение итогов модуля «Безопасность». Конкурс презентаций «Безопасный город»

20

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 КЛАСС
№№

Модуль, разделы

I
1.
2.
2.1
2.1.1
2.1.1
3.

Модуль Здоровье
Здоровье и биоритмы.
Здоровый образ жизни
Метеозависимость
Питание
Спорт и здоровье
Раздел. Становление подростка.
Особенности взаимоотношений
мальчиков и девочек
Самореализация.
Правила здорового образа жизни.
Подведение итогов модуля.
Модуль экология
Радел 1. Экология: связь времён и
народов.
Экологические традиции
коренных народов Ленинградской
области.

3.1.
4.
II
1.
1.1.

1.2.
1.3
2.
III
1.
1.1.
1.1.1

1.1.2
1.2.
1.2.1.
1.2.2
2.

Экологические традиции народов
России.
Экологическая культура народов
мира.
Подведение итогов модуля.
Модуль «Безопасность»
Раздел Чрезвычайные ситуации.
Опасные ситуации природного
характера.
Геологические,
метеорологические и
гидрологические опасные
ситуации.
Пожары и массовые заболевания.
Чрезвычайные ситуации
техногенного характера.
Промышленные аварии с
выбросом радиации, ОХВ.
Пожары и взрывы, аварии на
транспорте
Подведение итогов модуля
Всего

Всего
часов
12
2
5
4
1
2
1

теоретических

практических

5
1

7
1

1

3
1
1

2
1

1

1
1

10
8

4
4

6
4

4

2

2

2

1

1

2

1

1

2
12
11

5
5

2
7
7

2

1

1

2

1

1

1
2

1

1
1

2

1

1

2

1

1

14

1
20

1
34

1
1

СОДЕРЖАНИЕ
I.

Модуль «Здоровье»

Раздел 1. Здоровье и биоритмы.
Внутренние часы организма.
21

Практическая работа. Определение хронобиологических типов («сова», «жаворонок», «голубь»
(смешанный тип)). Работа с портфолио. Корректировка своего режима дня с позиции суточных
ритмов своей физиологической активности.
Раздел 2. Здоровый образ жизни.
2.1.Метеозависимость.
Атмосферное давление. Влажность воздуха. Перепады температур. Магнитные бури.
Практическая работа. Составление рекомендаций. Альманах. «Мы и метеозависимость».
1.2. Питание.
Меню времён года. Правила и традиции этикета и питания.
Практическая работа. Моя пищевая тарелка. Заполнение портфолио.
Раздел 3. Становление подростка .Особенности взаимоотношений мальчиков и девочек.
Психологические и физиологические особенности юношей и девушек, их взаимоотношения,
Понятия «дружба», «влюбленность», «любовь».
3.1. Самореализация.
Самореализация или самоутверждение? Социальные роли человека. Жизнь как смена социальных
ролей.
Практическая работа. Смысл жизни. Заполнение портфолио.
Раздел 5.Правила здорового образа жизни. Электронная энциклопедия

здоровья. Практическая

работа по составлению правил здорового образа жизни. Составление портфолио. Подведение итогов
модуля. Презентация альманаха. Защита портфолио.
I.

Модуль Экология

Раздел 1. Экология: связь времён и народов.
1.1. Экологические традиции коренных народов Ленинградской области.
Культура и быт вепсов, ижор, води, ингерманландских финнов.
Практическая работа. Презентации и доклады: Обычаи и традиции коренных народов. Альманах.
1.2. Экологические традиции народов России.
Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта,
произведениях народных промыслов, фольклоре.
Практическая работа. Верования древних славян: огонь, вода, земля. Альманах.
1.3.Экологическая культура народов мира.
Вера в спасительные и целительные силы природы; почитание растений и животных; охрана
уникальных природных объектов; принципы рационального природопользования; понимание
ответственности

человека

за

проступки,

совершённые

против

природы.

Использование

экологических традиций прошлого в современном мире.
Практическая работа. Экология континентов. Альманах.
22

2. Подведение итогов модуля. Конкурс видеороликов. Выпуск альманаха «Экология: связь времён и
народов».
III.Модуль «Безопасность»
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации.
1.1. Опасные ситуации природного характера.
1.1.1. Геологические, метеорологические и гидрологические опасные ситуации.
Землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, снежные лавины, обвалы.
Практическая работа. Создание социальной рекламы. Действия при чрезвычайной ситуации
природного характера.
1.1.3.Пожары и массовые заболевания.
Практическая работа. Создание социальной рекламы. Действия при чрезвычайной ситуации
природного характера.
1.2.Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
1.2.1.Промышленные аварии.
Промышленные аварии с выбросом радиации, опасных отравляющих химических веществ (ОХВ).
Практическая работа. Создание социальной рекламы. Действия при чрезвычайной ситуации
техногенного характера.
1.2.2.Пожары и взрывы, аварии на транспорте.
Пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном, в
метрополитене.
Практическая работа. Создание социальной рекламы. Действия при чрезвычайной ситуации
техногенного характера.
2. Подведение итогов модуля. Конкурс социальной рекламы.

23

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 КЛАСС
№№ Модуль, разделы
I
1.
2.
2.1
2.2.
3.

3.1
5.
II
1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
2.
III
1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2.

Модуль Здоровье
Здоровье и долголетие
Здоровый образ жизни
Методы оздоровления
Питание
Раздел. Становление подростка.
Взаимоотношения подростка и
общества.
Самореализация
Правила здорового образа жизни.
Подведение итогов модуля.
Модуль «Экология»
Раздел. Экология: мир вокруг нас
Экология воздуха.
Экология почвы.
Экология водной среды.
Экология леса.
Экологические приоритеты
современного мира.
Подведение итогов модуля.
Модуль «Безопасность»
Раздел. Мировая безопасность.
Безопасность на дорогах.
Безопасность окружающей среды.
Борьба с международным
терроризмом
Борьба с незаконным оборотом
наркотиков.
Этнополитический конфликт.
Экстремизм.
Подведение итогов модуля.
Всего

Всего
часов
12
2
5
1
2
1

теоретических

практических

5
1

7
1

1
1
1

1

2
1

1

1
1

10
9
2
2
2
2
1

4
4
1
1
1
1

6
5
1
1
1
1
1

1
12

6

1
6

10
2
2
2

6
1
1
1

4
1
1
1

2

1

1

1
1
2
34

1
1
15

2
19

СОДЕРЖАНИЕ
I.

Модуль «Здоровье»

Раздел 1. Здоровье и долголетие.
Календарный и биологический возраст. Андрогены и эстрогены.
Практическая работа. Электронный альманах «Секреты долголетия»
Раздел 2. Здоровый образ жизни
2.1. Методы оздоровления. Нетрадиционные методы оздоровления: Шаталова, Брэгга, Ниши,
Иванова. Закаливание.
2.2. Питание.
Еда: что полезно, а что вредно. Энергетическая ценность пищи.
24

Практическая работа. определение калорийности в продуктах питания.
Раздел 3. Становление подростка. Взаимоотношения подростка и общества.
Права и обязанности подростка. Ювенальная юстиция.
Практическая работа. Социальная реклама. Наши права и обязанности: школа. Улица. Город. Страна.
3.1. Самоопределение: моё будущее.
Личностное самоопределение. Профессиональное самоопределение.
Практическая работа. Кем я хочу быть. Заполнение портфолио.
Раздел 5. Правила здорового образа жизни. Электронная энциклопедия здоровья.
Практическая работа по составлению правил здорового образа жизни. Составление
портфолио. Подведение итогов модуля. Презентация Электронной энциклопедии. Защита
портфолио.
I.

Модуль Экология
Раздел 1.Экология: мир вокруг нас

1.1. Экология воздуха.
Загрязнение атмосферы. Решение проблемы экологии воздуха
Практическая работа. Глобальное потепление: миф или реальность? Видеоролики.
1.2. Экология почвы.
Почва как часть литосферы. Почва и гидросфера. Почва и атмосфера. Почва и ее роль в жизни
микроорганизмов, животных и человека. Экологические проблемы почв.
Практическая работа. Определение типа почвы по растениям, растущим на ней. Видеоролики.
1.3. Экология водной среды.
Круговорот воды: поверхностные и грунтовые воды. Проблемы экологии воды: чрезмерное
потребление, загрязнение.
Практическая работа. Экология океанов и морей. Проблемы и причины. Видеоролики.
1.4. Экология леса.
Растительный мир и человек. Состояние лесов в мире. Промышленное лесопользование. Лесные
пожары. Защита лесов.
Практическая работа. Состояние лесов в России. Видеоролики.
1.5. Экологические приоритеты современного мира.
Хартия Земли
Практическая работа. Круглый стол.
2. Подведение итогов модуля. Конкурс видеороликов.
III.Модуль «Безопасность»
Раздел 1. Мировая безопасность.
1.1.Безопасность на дорогах.
25

Конвенция о – дорожных

знаках и системах ООН.

16 ноября – Всемирный день памяти жертв ДТП. ПДД Российской Федерации.
Практическая работа. Электронная газета. «В память жертв ДТП»
1.2.Безопасность окружающей среды.
Конференция ООН по проблемам окружающей среды.
Практическая работа. Электронная газета. «Наш общий дом планета Земля»
1.3. Борьба с международным терроризмом
Террор – мировое зло. Основы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Практическая работа. Электронная газета. «В память жертв террора»
1.4.Борьба с незаконным оборотом наркотиков.
Наркотики – трагедия века.
Практическая работа. Электронная газета «Нет наркотикам».
1.5. Этнополитический конфликт.
Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве и на территории Европы.
1.6. Экстремизм.
Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"
2. Подведение итогов модуля. Конкурс электронных газет.

26

МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа реализуется с использованием ресурсов городской среды. В рамках программы
организуются выезды и экскурсии в соответствии с её тематикой.
Использование ресурсов городской среды. Выезды и экскурсии.
№

Модуль, раздел, тема

Класс

Музеи

Модуль «Здоровье»
Здоровье человека
Личная гигиена.
Основы правильного
питания.
Питание .

5 класс

МУЗЕЙ ГИГИЕНЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА
ИТАЛЬЯНСКОЙ УЛИЦЕ
Сайт http://www.gcmp.ru

5 класс

Здоровье и болезни.
Гигиена дыхания, зрения,
слуха.
Гигиена питания.
Мир увлечений.

6 класс

МУЗЕЙ-ВЫСТАВКА «ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА».
Сайт www.telocheloveka.ru
МУЗЕЙ ГИГИЕНЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА
ИТАЛЬЯНСКОЙ УЛИЦЕ
Сайт http://www.gcmp.ru

Здоровье и медицина.

7 класс

Здоровье и медицина
Составление домашней
аптечки
Метеозависимость.

7 класс

МУЗЕЙ-АПТЕКА №13 ПРОФЕССОРА ДОКТОРА
ПЕЛЯ И СЫНОВЕЙ. www.aptekapelya.ru

8 класс

Питание. Меню времён
года.

8 класс

Самоопределение.

9 класс

ГЛАВНАЯ ГЕОФИЗИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ
ИМ. А.И. ВОЕЙКОВА. "МУЗЕЙ
МЕТЕОРОЛОГИИ"
Сайт www.museum.ru/m225
МУЗЕЙ ГИГИЕНЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА
ИТАЛЬЯНСКОЙ УЛИЦЕ
Сайт http://www.gcmp.ru
МУЗЕЙ ИСТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт http://www.profmuseum.ru

6 класс

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МУЗЕЙ
ТЕАТРАЛЬНОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА
Сайт http://www.theatremuseum.ru/index_rus.html
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИЙ МУЗЕЙ МНО РФ
Сайт http://www.peterburg.biz/voenno-meditsinskiymuzey-ministerstva-oboronyi-rossiyskoyfederatsii.html

Модуль «Экология»
Экология питания.

5 класс

Экологически чистые
продукты.
Экология семьи.

5 класс

Флора квартиры.

6 класс

5 класс

МУЗЕЙ «ВСЕЛЕННАЯ ВОДЫ»,
Сайт http://www.vodokanal-museum.ru
Санкт-Петербургский музей хлеба.
Сайт http://muzei-xleb.ru/
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ
Сайт http://www.museum.ru/m964
БОТАНИЧЕСКИЙ САД ПЕТРА ВЕЛИКОГО.
27

Вода в городе.

7 класс

Птицы и животные
города.

7класс

Экологические традиции
коренных народов СанктПетербурга и
Ленинградской области.
Экологические традиции
народов России.
Экологическая культура
народов мира.
Экологические традиции
народов России.
Экологическая культура
народов мира.
Экология почвы.

8 класс

Экология леса.

9 класс

Экологические
приоритеты современного
мира.
Экология водной среды.

9 класс

Сайт: http://botsad-spb.com
МУЗЕЙ «ВСЕЛЕННАЯ ВОДЫ»,
Сайт http://www.vodokanal-museum.ru
ЗООЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ЗООЛОГИЧЕСКОГО
ИНСТИТУТА РАН В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ.
Сайт http://www.zin.ru/museum
МУЗЕЙ «НИЕНШАНЦ» +7 (812) 315-55-47

8 класс

РОССИЙСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Сайт http://www.ethnomuseum.ru

8 класс

МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ.
ПЕТРА ВЕЛИКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ
НАУК. КУНСТКАМЕРА.
Сайт http://www.kunstkamera.ru
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ПОЧВОВЕДЕНИЯ
ИМЕНИ В. В. ДОКУЧАЕВА.
Сайт http://www.soil-museum.ru/
МУЗЕЙ БОТАНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. В.Л.
КОМАРОВА РАН
Сайт: www.binran.ru
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ
Сайт http://www.polarmuseum.ru
МУЗЕЙ «ВСЕЛЕННАЯ ВОДЫ»,
Сайт http://www.vodokanal-museum.ru

9 класс

9 класс

Модуль «Безопасность»
Вредные привычки, их
влияние на здоровье.
Службы экстренной
срочной помощи.

5 класс

Железнодорожный
транспорт.

6 класс

Транспорт - зона
повышенной опасности
Метрополитен.

6 класс

Опасные ситуации
социального характера
Чрезвычайные ситуации

7 класс

Чрезвычайные ситуации

8 класс

5 класс

6 класс

8 класс

МУЗЕЙ-ВЫСТАВКА «ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА».
Сайт www.telocheloveka.ru
МУЗЕЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Сайт http://www.kidsreview.ru/catalog/muzeipozharnoi-okhrany-v-sankt-peterburge
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
РОССИИ
Сайт
http://www.museum.ru/museum/railway/musru.htm
МУЗЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
Сайт http://www.electrotrans.spb.ru/4/page92.html
МУЗЕЙ ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА
Сайты http://www.metro.spb.ru/muzei
МУЗЕЙ ИСТОРИИ МИЛИЦИИ, СПБ
Сайт http://kcguvd.spb.ru/museum.htm
МУЗЕЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Сайт http://www.kidsreview.ru/catalog/muzeipozharnoi-okhrany-v-sankt-peterburge
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИЙ МУЗЕЙ МНО РФ
Сайт http://www.peterburg.biz/voenno-meditsinskiy28

Чрезвычайные ситуации

9 класс

Мировая безопасность
Медицина вооружённых
конфликтов

9 класс

Борьба с международным
терроризмом.

9 класс

muzey-ministerstva-oboronyi-rossiyskoyfederatsii.html
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО АТОМНОЙ
ЭНЕРГИИ
Сайт http://www.myatom.ru
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИЙ МУЗЕЙ МНО РФ
Сайт http://www.peterburg.biz/voenno-meditsinskiymuzey-ministerstva-oboronyi-rossiyskoyfederatsii.html
МУЗЕЙ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ПОЛИЦИИ И ОРГАНОВ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
Сайт http://www.polithistory.ru/
Интернет-ресурсы

№

Модуль, раздел,
тема

Класс

Фильмы, мультфильмы, видеоролики, презентации.
Модуль «Здоровье»

Здоровье человека
Личная гигиена.
Режим дня.
Основы
правильного
питания.

5
класс
5
класс
5
класс
5
класс

Здоровье и болезни.

6
класс

Гигиена питания.

6
класс
8
класс

Метеозависимость.

Питание. Меню
времён года.
Здоровье и
долголетие.

8
класс
9
класс

Методы
оздоровления

9
класс

Смешарики, Азбука здоровья, серия Быть здоровым – здорово
http://smesharik.net/azbuka-zdorovja/1-8-byt-zdorovym-zdorovo
Мультфильм Смешарики, Азбука здоровья, серия Личная
гигиена
http://smesharik.net/azbuka-zdorovja/1-5-lichnaja-gigiena
Смешарики, Азбука здоровья, серия Распорядок
http://smesharik.net/azbuka-zdorovja/1-10-rasporjadok
Смешарики, Азбука здоровья, серия Копатыч и последний
бочонок мёда http://smesharik.net/azbuka-zdorovja/1-1-kopatych-iposlednij-bochonok-mjoda
Фастфуд http://doc-film.net/tag/health-2
Мультфильм Смешарики, Азбука здоровья, серия Руки
http://smesharik.net/azbuka-zdorovja/1-9-ruki
Мультфильм Смешарики, Азбука здоровья, серия
Осторожно: грипп. http://www.senya-spasatel.ru/index.php?id=4#
Скажи микробам НЕТ
http://smesharik.net/azbuka-zdorovja/1-3-skazhi-mikrobam-net
Мультфильм «Где рождается
погода»https://www.youtube.com/watch?v=oPszUxQPNtE
Агрессивная среда. Разрушительная погода (2014)
http://dokonline.com/dokumentalnie-filmi/30458-territoriyabezopasnosti-14082016.html
Диета или здоровье? (2016) http://dokonline.com/dokumentalniefilmi/30458-territoriya-bezopasnosti-14082016.html
Фильм «Секретные материалы: Ключи от долголетия» (2014)
http://onfilmz.net/news/sekretnye_materialy_kljuchi_ot_dolgoletija_
2014/2014-03-31-17159
Смешарики, Азбука здоровья, серия Неравные условия
http://smesharik.net/azbuka-zdorovja/1-11-neravnye-uslovija
Модуль «Экология»
29

Экология семьи.

5
класс

Питание

6
класс

Познавательный фильм. Эко-жизнь (2015)
http://dokonline.com/dokumentalnie-filmi/27437-poznavatelnyyfilm-eko-zhizn-2015.html
Линия защиты. Нормы ГМО (2016)
http://dokonline.com/dokumentalnie-filmi/30458-territoriyabezopasnosti-14082016.html

Воздействие
окружающей среды
на здоровье
городского
населения
Вода в городе.

7
класс

Экология: мир
вокруг нас

9

Экология леса.

9
класс

Экология водной
среды.

9
класс

Экологические
приоритеты
современного мира.
Экологические
приоритеты
современного мира.
Хартия Земли

9
класс

Территория безопасности (14.08.2016). Шумовое загрязнение
http://dokonline.com/dokumentalnie-filmi/30458-territoriyabezopasnosti-14082016.html

7
Великая тайна воды. Документальный фильм. 1 и 2 части
класс http://www.vedamost.info/2012/05/1-2.html
7класс Джуманджи. Животные в мегаполисе.
Птицы и животные
http://docfilms.info/poznavatelnoe/2437-dzhumandzhi-zhivotnye-vгорода.
megapolise.html
Жизнь без мусора http://docfilms.info/poznavatelnoe/2437Проблема городских 7
класс dzhumandzhi-zhivotnye-v-megapolise.html
отходов.
Мусор http://docfilms.info/poznavatelnoe/2437-dzhumandzhizhivotnye-v-megapolise.html
8
Мир дикой природы. http://docfilms.info/poznavatelnoe/2437Экологические
класс
традиции народов
dzhumandzhi-zhivotnye-v-megapolise.html
России.
Дикая природа России. http://docfilms.info/poznavatelnoe/2437Экологическая
культура народов
dzhumandzhi-zhivotnye-v-megapolise.html
мира.

9
класс

«Дом - свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссеры: Люк
Бессон, Ян Артюс-Бертран. https://myklad.org/1/11/14/domsvidanie-s-planetoj-home-lyuk-besson-yann-artyus-bertran-2009dokumentalnyj.html
Удивительный мир растений
http://docfilms.info/poznavatelnoe/2437-dzhumandzhi-zhivotnye-vmegapolise.html
Великая тайна воды. Документальный фильм. 1 и 2 части
http://www.vedamost.info/2012/05/1-2.html
После разлива нефти. Последний улов http://docfilm.net/tag/ecology-2
Призраки в нашей машине.
http://docfilms.info/poznavatelnoe/2437-dzhumandzhi-zhivotnye-vmegapolise.html
Хартия Земли (Earth Charter)
https://www.youtube.com/watch?v=ClDtdY2FqCU
Энергия воды и ветра http://doc-film.net/tag/ecology-2
Токсик-сити (2015)
http://dokymentalka.ru/load/chelovek_ehkologija/14
Модуль «Безопасность»

Безопасность в
доме.

5
класс

Безопасность в быту. http://www.senyaspasatel.ru/index.php?id=4#
30

Личная
безопасность в
криминогенных
ситуациях
Вредные привычки,
их влияние на
здоровье.

5
класс

5
класс

Осторожно, ожоги! http://www.senya-spasatel.ru/index.php?id=4#
Безопасность в быту видео.
http://видео.обж.рф/uchebnye/bezopasnost-v-bytu-video/
Один дома. http://www.senya-spasatel.ru/index.php?id=4#
Умей сказать «нет». http://www.senya-spasatel.ru/index.php?id=4#
Безопасность при встрече с незнакомцами http://www.senyaspasatel.ru/index.php?id=4#
Подростковое пьянство http://doc-film.net/tag/health-2
Правда о табаке http://doc-film.net/tag/health-2
Общее дело-антиалкоголь. http://видео.обж.рф/dokumentalnyefilmy/obshchee-delo-antialkogol/
Алкоголь, табак, наркотики http://ивановам.рф/zozh/zozh_tem_filmi.html

Безопасность
участников
движения.

6
класс

Железнодорожный
транспорт.
Транспорт - зона
повышенной
опасности
Безопасность на
водоемах
Опасные ситуации
социального
характера

6
класс
6
класс

Безопасное
поведение с
животными.

7
класс

Первая помощь

7
класс
8
класс

Опасные ситуации
социального
характера.

6
класс
7
класс

Правила поведения
в местах массового
скопления людей

8
класс

Чрезвычайные
ситуации:
массовые
заболевания
Чрезвычайные

8
класс

9

Правила безопасного катания на велосипеде http://www.senyaspasatel.ru/index.php?id=4#
Правила безопасности в городе
https://www.youtube.com/watch?v=MWN3L_Vi4Fw&list=PL78AF
124F7EAED79F&index=4
Безопасное поведение на железнодорожном транспорте
http://www.senya-spasatel.ru/index.php?id=4#
Путешествие с Мигал Мигалычем Светофоровым
http://обж.рф/video-obzh/video-pdd-bezopasnost-na-doroge/
Безопасность на воде http://www.senyaspasatel.ru/index.php?id=4#
Безопасность в общественных местах (10.6 мб) http://www.senyaspasatel.ru/index.php?id=4#
Криминальные опасности в городе видео.
http://видео.обж.рф/uchebnye/kriminalnye-opasnosti-v-gorodevideo/
Нападение собак. Выжить в России 10
http://видео.обж.рф/uchebnye/kriminalnye-opasnosti-v-gorodevideo/
Действия при нападении собаки.
https://www.youtube.com/watch?v=1ElL_qkcRA8&list=PL78AF12
4F7EAED79F&index=11
Первая помощь видео http://видео.обж.рф/uchebnye/pervayapomoshch-video/
Криминальные опасности в городе видео
http://видео.обж.рф/uchebnye/kriminalnye-opasnosti-v-gorodevideo/
"Безопасность": три зоны опасности
Как вести себя при похищении
Толпа видео. http://видео.обж.рф/uchebnye/tolpa-video/
Психология толпы
Странное дело: Зов толпы
Безопасность - Как вести себя в толпе
Эффект толпы - Основной инстинкт и Управляй и властвуй
Самые ужасные эпидемии.
http://docfilms.info/poznavatelnoe/2437-dzhumandzhi-zhivotnye-vmegapolise.html
ЧС техногенного характера видео. Природные ЧС видео.
31

ситуации

класс

Пожарная безопасность видео. http://видео.обж.рф/
Мультсериалы по безопасности

1. Безопасность -это важно! Серия мультфильмов. http://www.senya-spasatel.ru/index.php?id=4#
2. Правила железнодорожной безопасности http://видео.обж.рф/
3. Путешествие с Мигал Мигалычем Светофоровым http://обж.рф/video-obzh/video-pddbezopasnost-na-doroge/
4. Смешарики. Азбука безопасности. Серия мультфильмов. http://smeshariki.ws/10-azbukabezopasnosti.html, http://видео.обж.рф/
5. Спасик и его друзья http://видео.обж.рф/
6. Уроки осторожности тетушки Совы. Серия мультфильмов. http://onlinemultfilmy.ru/urokitetushki-sovy/, http://видео.обж.рф/
7. Чрезвычайные приключения Зины и Кеши. Серия мультфильмов. http://видео.обж.рф/
ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ

1. Биологическое разнообразие России. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm
2. Все о здоровом образе жизни http://sportzal.com/
3. Все о российских лесах. http://www.forest.ru/ — Интернет-портал Forest.ru —
4. Интернет-сайт«Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А.
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm
5. Каталог сайтов по здоровью http://zadel.ucoz.ru/
6. Кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.http://www.kunzm.ru/ —
7. Портал БЕЗДТП.РФ – http://www.gibdd.ru/r/89/news/
8. СПАС – ЭКСТРИМ. Портал детской безопасности МЧС РФ – http://spas-extreme.ru
9. Экологическое образование детей и изучение природы России. http://www.ecosystema.ru/ —
10. Этноэкология. Сайт Лаборатории этноэкологических исследований,поддерживается
Интернет-порталом Forest. ru. http://etno.environment.ru/

32

Список литературы
1.

Анисимов В. В. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья: Урок-практикум/В. В.
Анисимов// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. — №7. – С.8-13.

2.

Артемьева, Т. Вне зависимости / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 64-71.
О алкогольной и наркотической зависимости, лечение.

3.

Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 1. – С. 32-39.

4.

Вайнер Э. Н. Валеологические подходы и критерии здоровья и болезни/Э. Н. Вайнер//ОБЖ.
Основы безопасности жизни. – 2008. — №12, 2009. — №1. – С.47

5.

Вайнер Э. Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности/Э.
Н. Вайнер//ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. — №3. – С.39-46; №

6.

Вайнер Э. Н. Особенности воспитания культуры здоровья в системе общего образования/Э.
Н. Вайнер// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. — №5. – С.47-59.

7.

Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010. – №
11. – С. 3.

8.

Веч, Г. «Защитить сердцем» / Г. Веч // НаркоНет. – 2010. – № 6. – С. 48-49.
Профилактика наркомании.

9.

Володина, Т. Кабачок против табачка: Зима лучшее время бросить курить / Т. Володина //
Российская газета. 2010. – № 29. – С. 21.

10.

Генеральная уборка организма // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 20-24.
Очищение организма.

11.

Гликман, И. З. Наша школа: от старой к новой / И. З. Гликман // Народное образование. –
2010.

–

№

–

1.

С.

32-38.

Здоровье школьников.
12.

Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. – 2010.
–

№

7.

–

С.

33-38.

Здоровье учащихся.
13.

Дичев, Т. Осторожно дети! / Т. Дичев // Спортивная жизнь России. – 2009. – № 10. – С. 1921.
О влиянии компьютеров и телевидения на здоровье детей и подростков.

14.

Залыгин, В. Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / В. Е. Залыгин //
ОБЖ. – 2010. – № 1. – С. 41-43.

15.

Зубова С. А. Рациональное питание: Урок-практикум, 9-й класс/С. А. Зубова// ОБЖ. Основы
безопасности жизни. – 2009. — №3. – С.17-21

33

16.

Калягин А. Н., Швецова Е. А. Школа по преодолению табачной зависимости: Курс из
восьми занятий/А. Н. Калягин,Е. А. Швецова// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009.
— №3. – С.51-54., №4. – С.54-60; №5. – С.40-46

17.

Кислицина, О. А. Социально-экономические факторы риска психических расстройств
подростков / О. А. Кислицина // СОЦИС. – 2009. – № 8. – С. 92-99.

18.

Козакова, А. Сосиски кусаются: жирная пища вызывает «наркотическое» привыкание / А.
Козаков // Российская газета. – 2010. – № 86. – С. 21

19.

Козлова, В. Рациональная пирамида / В. Козлова // Будь здоров. – 2010. – № 8. – С. 5-10.

20.

Краспольская, И. Держать удар: лучше предупредить инсульт, чем лечить его последствия /
И. Краспольская // Российская газета. – 2010. – № 12. – С. 13.

21.

Краспольская, И. Ослепительный «Аватар». Опасны ли для зрения современные технологии
/ И. Краспольская // Российская газета. – 2010. – № 23. – С. 21.

22.

Кузнецов, И. Лучший напиток горцев / И. Кузнецов // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 78-82.
О кефире.

23.

Малентович, К. Чтобы дети не пили пиво / К. Малентович // НаркоНет. – 2010. – № 1. – С.
34-36.

24.

Марголина, А. Вегетарианство и здоровье / А. Марголина // Наука и жизнь. – 2010. – № 4. –
С. 97-101.

25.

Онищенко Г. Г., Тутельян В. А. Здоровое питание недорого/ Г. Г.Онищенко, В. А.
Тутельян// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. — №3. – С.22-25

26.

Поздняков, А. На зарядку становись! / А. Поздняков // Труд. – 2010. – № 128. – С. 4.
2011 год – год спорта и здорового образа жизни.

27.

Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю. Синягина, И. В.
Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.41-47.

28.

Суравегина И. Т. Здоровый образ жизни выбери сам: Здоровье человека как экологическая
проблема/И.Т. Суравегина//Экология и жизнь. – 2007. — №4. – С.28-31

29.

Фокина, О. Дорогая Галина Сергеевна! / О. Фокина // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 7-10.
О системе оздоровления по Шаталовой.

30.

Царев, И. В своей тарелке: Как поднять иммунитет, не вставая из-за обеденного стола / И. В.
Царев // Российская газета. – 2010. – № 11. – С. 21. Иммунитет, здоровое питание.

31.

Яковлева, Т. Не займемся профилактикой – замучаемся с болезнями / Т. Яковлева //
Российская Федерация сегодня. – 2010. – № 14. – С. 21-22.

34

Литература для учащихся
1. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам
дорожного движения для учащихся (для 5 кл., 6 кл.)/– СПб.: Изд. Дом «МиМ», 2007.
2. Правила дорожного движения Российской федерации с изменениями 2014-2015 года.
3. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 05.11.2013 года.
4. Шмаков С. Детям о здоровье//С. Шмаков// Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.94-128.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».