мир профессий 5 класс

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана
обучающимися 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС.

для

занятий

с

Основными особенностями ребенка школьного возраста являются
любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому
перед школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место
профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во
взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий,
начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей
труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их
социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая
системного знания.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» обеспечивает
знакомство с разнообразием профессий на уровне начального общего образования,
обеспечивает
условия
для
исследования
способностей
обучающихся
применительно к рассматриваемой профессии, расширяет представления учащихся
о социо-культурных особенностях и значении для общества профессий человека.
Направление программы внеурочной деятельности: социальное-педагогическое.
Актуальность курса продиктована следующими открывающимися возможностями
для учащихся: расширить свой кругозор, представления о мире профессий,
исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии,
тренировать различные виды своих способностей.
Общая характеристика
Цель программы: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и
содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе
создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи программы:


познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших
школьников;


содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо
профессией;




формировать положительное отношение к труду и людям труда.

При этом средствами данной программы целенаправленно создаются
условия для развития у обучающихся познавательных процессов, речи,
эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной
деятельности.
В основе методики преподавания программы используются разнообразные
методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения за общественной жизнью,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского
характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые
игры, учебные диалоги, драматизация сказок. Для успешного решения задач важны
экскурсии, взаимодействие и сотрудничество с социумом, с родителями
обучающихся, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с
людьми разных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и в
библиотеке, на предприятиях и организациях города, поселка и т.д. Используются
ЦОР для проведения видеоуроков, интерактивных экскурсий, получения новой
информации.
Тематика мероприятий направлена на то, чтобы научить ребёнка
уважительно относиться к своему труду, знать об основных профессиях родного
края и их особенностях. Содержание определяется возрастными особенностями
младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное
с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность
расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать
свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа построена
таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные
виды своих способностей. Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную.
Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Каждое занятие имеет логическую взаимосвязь с другими темами программы.
Новизна рабочей программы состоит в том, что дети знакомятся с профессиями
взрослых людей, что обеспечивает пропедевтику предпрофильной подготовки.
Таким образом, предлагаемый курс может стать первой ступенью в системе работы
школы по переходу на предпофильное и профильное обучение.
Особенности реализации программы:


Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного курса.



В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.



Ценностные ориентации организации деятельности
уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

предполагают

Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, родителями, администрацией.
Основные принципы реализации программы:
 принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого
ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
 принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и
ученика;
 научности, предполагающий отбор материала из научных источников,
проверенных практикой;
 систематичности и последовательности - знание в программе даются в
определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на
практике.
 принцип наглядности;
 принцип личностной ориентации;
 принцип практической направленности;
 принцип возрастных и индивидуальных психологических особенностей
обучающихся.
Межпредметные связи на занятиях:
 ИЗО - оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при
защите проектов;
 Окружающий мир - исследование, связь региональных особенностей
климата с социальной жизнью, особенности и традиции общества,
природные особенности и их влияние на занятия человека и т.д.
 Технология - изготовление различных элементов по темам проектов;
 Литература - функциональная грамотность, особенности работы с текстом и
поиск информации.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение включает в себя:
 Учебный кабинет для группы учащихся, оснащенный компьютером,
необходимой мебелью для учащихся и педагога, МФУ, проектор, выход в
интернет.
 Раздаточный материал
 Энциклопедии и дополнительная литература, словари.
Методы и технологии
Формы и методы работы: работа с материалом, с источниками массовой
информации, с толковым словарем; изучение литературы; фотосъемки,
видеосъемки.
Формы домашних заданий: нарисовать рисунок по теме; написать сочинение по
плану; составить викторину, кроссворд, ребус и т.п.; подобрать статьи
иллюстративный материал из газет и журналов по теме; выполнить фотоколлаж;
составить выступление по плану; написать стихотворение; создать презентацию,
составить коллаж; записать интервью (по плану, по вопросам заранее


подготовленным), подготовить вопросы для интервью составить рассказ по плану,
подготовить устное выступление, подготовить иллюстрации на тему.
Формы проведения занятий:
 экскурсии
 беседа
 практическая работа
 наблюдение
 встреча с представителями профессии
 коллективные и индивидуальные исследования
 подготовка (обучение) к проекту, представление проекта
 самостоятельная работа
 защита исследовательских работ
 консультация
 круглый стол
 дискуссия
 выставка
Технологии,
методики:
поисковая
деятельность,
информационнокоммуникационные технологии, технология педагогических мастерских, здоровье
сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии,
проектные технологии, исследование, проблемно-поисковые.
Описание места программы «Мир профессий» в учебном плане
Программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности
«Мир профессий» предназначена для обучающихся 5 классов, с учётом реализации
её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального
просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, всего в - 34 ч в год.
Форма организации детского коллектива - классная.
Всего программа содержит 34 часа.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» предусматривает развитие
образовательной среды школы. Программа может быть использована в
образовательном учреждении в рамках проведения профориентационной работы,
при планировании и реализации социально-значимых проектах классных
коллективов, во внеурочной деятельности учителей начальных классов.
Планируемые результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать специальными
знаниями, умениями и навыками.
К ним относятся:


когнитивные - знания обучающихся о труде, о мире профессий;



мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям,
желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;



поведенческие - навыки трудовой деятельности,
дисциплинированность, самостоятельность в труде.

ответственность,

Метапредметными результатами программы является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:


Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.



Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.



Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.



Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:


Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.



Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи
с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков).

Коммуникативные УУД:


Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).



Слушать и понимать речь других.



Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог).



Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.



Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика). Средством формирования этих действий служит организация
работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты
проведения уроков).

Критерии успешности прохождения программы


Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое
описание профессии, определить способности, которые необходимы данной
профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.



Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое
описание профессии, но недостаточно точно определяет способности,
которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе
заданий для проверки этих способностей.



Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не
определяет способности, которые необходимы для данной профессии.

Формы контроля


Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания,
письменного выражения своего отношения к теме.



По итогам курса обучающиеся выполняют проектную работу - по теме по
выбору: «Кем и каким я хочу стать». «Какие бывают профессии»,
«Профессии, без которых не обойтись», «Служить Родине - профессия», «От
увлечения к профессии».

Виды контроля и механизм оценки достижений воспитанников
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:


вводный контроль в начале каждого занятия направлен на повторение и
закрепление пройденного, осуществляется в форме устного опроса и в форме
выполнения практических занятий;



текущий контроль в процессе проведения занятии, направленный на
закрепление знаний изучаемой темы;



тематический контроль по завершению изучения раздела программы
проводится в форме устного опроса или в форме выполнения
самостоятельных работ;



итоговый контроль по окончании изучения всей темы.

Реализация программы внеурочной деятельности подразумевает социальное
партнёрство:


проведение совместных мероприятий профориентационной направленности
с детской библиотекой.



взаимодействие с организациями города и поселка с целью проведения
экскурсий;



профориентационные акции и встречи с работниками,
ветеранами труда, студентами, волонтерами.

служащими,

Содержание учебного курса
Название
темы
№ п/п

Кол
иче
ств
о

Основное содержание
темы, термины и понятия

Формы
организации
учебных занятий,

Основные виды
учебной деятельности

Методы, средства,
используемые на
уроке.

час
ов
Ведение в курс
Введение в
мир
профессий

2

Понятия: труд, профессия, ремесла,
плотник, столяр, профессия –
работа, мастер своего дела.
Рассмотреть следующий материал:
Откуда взялись ремесла. Почему
человек трудится? Что человек
может сделать своими руками, а что
доверить мастеру?
Может ли человек обеспечить себя
всем необходимым сам?

Фронтальная
беседа.

познавательная
деятельность;

Проблемная
ситуация.

обучение проблемноценностной дискуссии;

Дискуссия.

отбор и сравнение
материала по
нескольким
источникам;

Презентация
Поисковый метод.

работа с
дополнительной
литературой;

Специализация труда.
Какие профессии ты знаешь?
Зачем нужны заводы, фабрики,
комбинаты? Почему нужна
специальная организация труда?
Произведение Дж. Родари «Чем
пахнут ремесла?»

1.

анализ проблемных
ситуаций.
Преобразование
личного опыта и
имеющихся знаний в
информационный
материал, оформление,
подтверждение.

Произведение В. Маяковского «Кем
быть?».

2.

Из истории
профессий

2

Проблемная ситуация: почему
исчезают профессии?

Фронтальная
беседа.

обучение проблемноценностной дискуссии;

Забытые профессии: глашатаи,
тапер, шарманщик, продавец пиявок,
водонос, развозчик льда,
машинистка, телефонистка,
извозчик и мн.др.
О профессиях , которые устарели,
утратили свою необходимость.

Поисковая работа
в группах.
Викторинасоревнование в
группах.
Инструкция для
подготовки минипроекта в
группах,
разработка
опорного плана,
требования к
оформлению

Просмотр и
обсуждение учебных
фильмов, презентаций,
роликов.
Поиск информации в
интернете,
справочниках, доп.
литературе.

Разнообразие мира профессий
Медицински
е профессии

4

3

У истоков медицины, или Клятва
Гиппократа.
Люди в белых халатах.
Разнообразие медицинских
специальностей.
Больница, поликлиника, ФАП,
станция скорой помощи, аптека.
Спец машины, спец техника.
Почему в медицине нужен инженер?
Главные помощники врача:
медицинская сестра, лаборант,
санитар.
Профессия фармацевт.
Где можно получить такую
профессию?

Профессии
сельской
местности.

4

Профессия фермер.
Профессия агроном.
Профессии животновод, пчеловод,
ветеринар.
Профессия милиоратор.
Специальная техника в профессии.
Где можно получить такую
профессию?

Профессии,
связанные с
природой

2

Лесничество. Зоологи. Орнитологи.
Геологи. Биологи. Другие.

Мир
юридически
х
профессий

4

Профессии адвокат, прокурор.
Профессии юрист, нотариус.
Где можно получить такую
профессию?

4

5

6

Экскурсия
Викторина.
Игра.
Инструкция для
подготовки минипроекта в
группах,
разработка
опорного плана,
требования к
оформлению.
Интервью у
родителей,
родственников,
знакомых,
связанных с этой
профессией.
Работа в группах
Экскурсия
Викторина
Игра.
Проект.
Интервью у
родителей,
родственников,
знакомых,
связанных с этой
профессией.
Оформление.
Работа в группах
Экскурсия
Викторина
Игра.
Проект.
Интервью у
родителей,
родственников,
знакомых,
связанных с этой
профессией.
Оформление.
Работа в группах
Экскурсия
Викторина
Круглый стол.

Инструкция для
подготовки минипроекта в группах,
разработка опорного
плана, требования к
оформлению
Собирать и оформлять
информацию.
Учебный проект.
Сбор и анализ
информации.
Учимся брать
интервью.
Встречи с людьми
разных профессий
Собирать и оформлять
информацию.
Учимся брать интервью
и оформлять материал.

Встречи с людьми
разных профессий
Собирать и оформлять
информацию.
Учимся брать интервью
и оформлять материал.

Поисковая работа с
текстом.
Собирать и оформлять
информацию.

Презентация
Социальные
профессии

4

7

Профессии: воспитатель, учитель,
тренер, психолог, социальный
педагог, логопед, журналист.
Где можно получить такую
профессию?

Творческие
профессии

4

Профессии: художник, поэт,
дизайнер, флорист
Профессии: композитор, музыкант,
актер. режиссер.

8

Работа в группах
Экскурсия
Викторина
Круглый стол.
Презентация
Работа в группах.
Экскурсия
Викторина.
Фотоколлаж.

Учимся брать интервью
и оформлять материал.
Встречи с людьми
разных профессий
Собирать и оформлять
информацию.
Учимся брать интервью
и оформлять материал.
Поиск информации в
Интернете,
справочниках,
доп.литературе.
Учимся собирать
информацию и
оформлять результат.

Где можно получить такую
профессию?

Интервью у
представителей
профессии.
Кто
находится на
службе.

3

9

Профессии, которые обеспечивают
порядок,
безопасность,
защиту
населения
(военные,
полиция,
пожарные, МЧС служба).
Специальная техника (связанные с
ней профессии).
Где
можно
получить
такую
профессию?

Работа в группах.
Возможна
экскурсия
Викторина.
Фотоколлаж.

Поиск информации в
Интернете,
справочниках,
доп.литературе.
Учимся собирать
информацию и
оформлять результат.
Интервью у
представителей
профессии.

10

Профессии,
связанные с
техникой и
транспортом
.

2

Летчик, водитель
транспорта,
водитель пассажирского транспорта,
машинист, капитан морского суда и
др.
Произведения
художественной
литературы на тему.
Где
можно
профессию?

Профессии
сферы услуг

2

получить

такую

Почему возникла сфера услуг?
Почему говорят «золотые руки»?
Профессии: парикмахер, продавец,
мастер по ремонту (авто, бытовой
техники и т.д.), другие профессии
этой сферы.

11

Пословицы и поговорки на тему
труда, мастерство, трудолюбие.
Где
можно
профессию?

получить

такую

Работа в группах.
Решение
проблемной
ситуации.
Фотоколлаж.
Ролевая
познавательная
игра.

обучение проблемноценностной дискуссии;

Решение
проблемной
ситуации
Играинсценировка.
Фотоколлажи.
Интервью с
представителями
профессии, запись
видео.
Возможна
экскурсия.

Просмотр и
обсуждение учебных
фильмов, презентаций,
роликов.

Формирование
умения
публичного

Презентация проектов.

Просмотр и
обсуждение учебных
фильмов, презентаций,
роликов.
Учимся собирать
информацию и
оформлять результат.

Учимся собирать
информацию и
оформлять результат
(проект).

Итоговые занятия
12

Проектные
выступления

2

Представление мини-проектов.
Выступление учащихся.
Выставка коллажей.

Выставка.

13

Уроквикторина

1

ИТОГО

34

Создание
папки
«Ярмарка
профессий».
Викторина «Мир профессий»

выступления.
Викторина.
Работа в
командах.

Командная работа

Тематическое планирование
№
урока
в/д

Название темы

Формы
организации
занятия внеурочной деятельности

Раздел 1. Введение в курс
1

Введение в мир профессий

Урок-дискуссия.
Проблемно-поисковая ситуация.

2

Введение в мир профессий

Урок-игра.

3

Из истории профессий

Проблемно-познавательный урок.

4

Из истории профессий

Урок-викторина.
деятельности

Обучение

проектной

Раздел 2. Разнообразие мира профессий
5

Медицинские профессии

Проблемно-ценностная дискуссия с участием
внешних экспертов

6

Медицинские профессии

Урок-экскурсия

7

Медицинские профессии

Урок-игра

8

Медицинские профессии

Урок-викторина.
деятельности

9

Профессии
местности

Обучение

проектной

сельской Проблемно-ценностная дискуссия с участием
внешних экспертов

10

Профессии
местности

сельской Урок-экскурсия

11

Профессии
местности

сельской КТД (коллективно-творческое дело)

12

Профессии
местности

сельской Урок-викторина.
деятельности

13

Профессии,
природой

связанные

с Проблемно-ценностная дискуссия

14

Профессии,
природой

связанные

с Урок-викторина.
деятельности

15

Мир
профессий

юридических Проблемно-ценностная дискуссия с участием
внешних экспертов

16

Мир
профессий

юридических Урок-экскурсия

17

Мир
профессий

юридических Сюжетноролевая продуктивная игра

18

Мир
профессий

юридических Урок-викторина.
деятельности

19

Социальные профессии

Проблемно-познавательный урок

20

Социальные профессии

Урок-викторина.
деятельности

Обучение

проектной

21

Социальные профессии

Урок-викторина.
деятельности

Обучение

проектной

22

Социальные профессии

Урок-экскурсия

23

Творческие профессии

Проблемно-познавательный урок

Обучение

Обучение

Обучение

проектной

проектной

проектной

24

Творческие профессии

Урок-экскурсия

25

Творческие профессии

Урок-игра

26

Кто находится на службе

Проблемно-познавательный урок

27

Кто находится на службе

Урок-викторина.
деятельности

28

Кто находится на службе

Урок-экскурсия

29

Профессии,
техникой

связанные

с Проблемно-познавательный урок

30

Профессии,
техникой

связанные

с Урок-экскурсия

Обучение

проектной

Раздел 3. Итоговые занятия
31

Проектные выступления

Урок-конференция

32

Проектные выступления

Урок-конференция

33

Проектные выступления

Урок-конференция

34

Урок-викторина

Интеллектуальный
Командная
Подведение итогов

марафон
работа.

Всего 34 ч.

Методическая литература
1. Журкова А.Я., Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального
самоопределения школьников на различных возрастных этапах: учеб,
пособие / А.Я.Журкова, С.Н.Чистякова. - М.: ВАКО, 2015. - 105с.
2. Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва «Просвещение».
2014. - 211с.

3. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного
образования. - М.: ИПИ РАО, 2010.
4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.:
«Знание», 2001.
5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.:
«Инноватор», 1997.
6. Горбунова М.В. 1000 профессий традиционных, новых, редких: краткий
энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.
7. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростовна-Дону: «Феникс», 2013.
8. Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.
9. Лопатина А. и Скребцова М. Секреты Мастерства. 62 урока о профессиях и
мастерах. - М.: «Амрита - Русь», 2011.
10. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.:
Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК»,
1996.
11. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд. «Институт
практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».