Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности разработана обучающимися 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС. для занятий с Основными особенностями ребенка школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания. Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий на уровне начального общего образования, обеспечивает условия для исследования способностей обучающихся применительно к рассматриваемой профессии, расширяет представления учащихся о социо-культурных особенностях и значении для общества профессий человека. Направление программы внеурочной деятельности: социальное-педагогическое. Актуальность курса продиктована следующими открывающимися возможностями для учащихся: расширить свой кругозор, представления о мире профессий, исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии, тренировать различные виды своих способностей. Общая характеристика Цель программы: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий. Задачи программы: познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников; содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией; формировать положительное отношение к труду и людям труда. При этом средствами данной программы целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. В основе методики преподавания программы используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения за общественной жизнью, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, драматизация сказок. Для успешного решения задач важны экскурсии, взаимодействие и сотрудничество с социумом, с родителями обучающихся, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с людьми разных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и в библиотеке, на предприятиях и организациях города, поселка и т.д. Используются ЦОР для проведения видеоуроков, интерактивных экскурсий, получения новой информации. Тематика мероприятий направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему труду, знать об основных профессиях родного края и их особенностях. Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Каждое занятие имеет логическую взаимосвязь с другими темами программы. Новизна рабочей программы состоит в том, что дети знакомятся с профессиями взрослых людей, что обеспечивает пропедевтику предпрофильной подготовки. Таким образом, предлагаемый курс может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпофильное и профильное обучение. Особенности реализации программы: Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Ценностные ориентации организации деятельности уровневую оценку в достижении планируемых результатов. предполагают Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, родителями, администрацией. Основные принципы реализации программы: принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика; научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; систематичности и последовательности - знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. принцип наглядности; принцип личностной ориентации; принцип практической направленности; принцип возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся. Межпредметные связи на занятиях: ИЗО - оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; Окружающий мир - исследование, связь региональных особенностей климата с социальной жизнью, особенности и традиции общества, природные особенности и их влияние на занятия человека и т.д. Технология - изготовление различных элементов по темам проектов; Литература - функциональная грамотность, особенности работы с текстом и поиск информации. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение включает в себя: Учебный кабинет для группы учащихся, оснащенный компьютером, необходимой мебелью для учащихся и педагога, МФУ, проектор, выход в интернет. Раздаточный материал Энциклопедии и дополнительная литература, словари. Методы и технологии Формы и методы работы: работа с материалом, с источниками массовой информации, с толковым словарем; изучение литературы; фотосъемки, видеосъемки. Формы домашних заданий: нарисовать рисунок по теме; написать сочинение по плану; составить викторину, кроссворд, ребус и т.п.; подобрать статьи иллюстративный материал из газет и журналов по теме; выполнить фотоколлаж; составить выступление по плану; написать стихотворение; создать презентацию, составить коллаж; записать интервью (по плану, по вопросам заранее подготовленным), подготовить вопросы для интервью составить рассказ по плану, подготовить устное выступление, подготовить иллюстрации на тему. Формы проведения занятий: экскурсии беседа практическая работа наблюдение встреча с представителями профессии коллективные и индивидуальные исследования подготовка (обучение) к проекту, представление проекта самостоятельная работа защита исследовательских работ консультация круглый стол дискуссия выставка Технологии, методики: поисковая деятельность, информационнокоммуникационные технологии, технология педагогических мастерских, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, исследование, проблемно-поисковые. Описание места программы «Мир профессий» в учебном плане Программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «Мир профессий» предназначена для обучающихся 5 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, всего в - 34 ч в год. Форма организации детского коллектива - классная. Всего программа содержит 34 часа. Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» предусматривает развитие образовательной среды школы. Программа может быть использована в образовательном учреждении в рамках проведения профориентационной работы, при планировании и реализации социально-значимых проектах классных коллективов, во внеурочной деятельности учителей начальных классов. Планируемые результаты: Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: когнитивные - знания обучающихся о труде, о мире профессий; мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; поведенческие - навыки трудовой деятельности, дисциплинированность, самостоятельность в труде. ответственность, Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков). Критерии успешности прохождения программы Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей. Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей. Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Формы контроля Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. По итогам курса обучающиеся выполняют проектную работу - по теме по выбору: «Кем и каким я хочу стать». «Какие бывают профессии», «Профессии, без которых не обойтись», «Служить Родине - профессия», «От увлечения к профессии». Виды контроля и механизм оценки достижений воспитанников В процессе обучения применяются следующие виды контроля: вводный контроль в начале каждого занятия направлен на повторение и закрепление пройденного, осуществляется в форме устного опроса и в форме выполнения практических занятий; текущий контроль в процессе проведения занятии, направленный на закрепление знаний изучаемой темы; тематический контроль по завершению изучения раздела программы проводится в форме устного опроса или в форме выполнения самостоятельных работ; итоговый контроль по окончании изучения всей темы. Реализация программы внеурочной деятельности подразумевает социальное партнёрство: проведение совместных мероприятий профориентационной направленности с детской библиотекой. взаимодействие с организациями города и поселка с целью проведения экскурсий; профориентационные акции и встречи с работниками, ветеранами труда, студентами, волонтерами. служащими, Содержание учебного курса Название темы № п/п Кол иче ств о Основное содержание темы, термины и понятия Формы организации учебных занятий, Основные виды учебной деятельности Методы, средства, используемые на уроке. час ов Ведение в курс Введение в мир профессий 2 Понятия: труд, профессия, ремесла, плотник, столяр, профессия – работа, мастер своего дела. Рассмотреть следующий материал: Откуда взялись ремесла. Почему человек трудится? Что человек может сделать своими руками, а что доверить мастеру? Может ли человек обеспечить себя всем необходимым сам? Фронтальная беседа. познавательная деятельность; Проблемная ситуация. обучение проблемноценностной дискуссии; Дискуссия. отбор и сравнение материала по нескольким источникам; Презентация Поисковый метод. работа с дополнительной литературой; Специализация труда. Какие профессии ты знаешь? Зачем нужны заводы, фабрики, комбинаты? Почему нужна специальная организация труда? Произведение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» 1. анализ проблемных ситуаций. Преобразование личного опыта и имеющихся знаний в информационный материал, оформление, подтверждение. Произведение В. Маяковского «Кем быть?». 2. Из истории профессий 2 Проблемная ситуация: почему исчезают профессии? Фронтальная беседа. обучение проблемноценностной дискуссии; Забытые профессии: глашатаи, тапер, шарманщик, продавец пиявок, водонос, развозчик льда, машинистка, телефонистка, извозчик и мн.др. О профессиях , которые устарели, утратили свою необходимость. Поисковая работа в группах. Викторинасоревнование в группах. Инструкция для подготовки минипроекта в группах, разработка опорного плана, требования к оформлению Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов. Поиск информации в интернете, справочниках, доп. литературе. Разнообразие мира профессий Медицински е профессии 4 3 У истоков медицины, или Клятва Гиппократа. Люди в белых халатах. Разнообразие медицинских специальностей. Больница, поликлиника, ФАП, станция скорой помощи, аптека. Спец машины, спец техника. Почему в медицине нужен инженер? Главные помощники врача: медицинская сестра, лаборант, санитар. Профессия фармацевт. Где можно получить такую профессию? Профессии сельской местности. 4 Профессия фермер. Профессия агроном. Профессии животновод, пчеловод, ветеринар. Профессия милиоратор. Специальная техника в профессии. Где можно получить такую профессию? Профессии, связанные с природой 2 Лесничество. Зоологи. Орнитологи. Геологи. Биологи. Другие. Мир юридически х профессий 4 Профессии адвокат, прокурор. Профессии юрист, нотариус. Где можно получить такую профессию? 4 5 6 Экскурсия Викторина. Игра. Инструкция для подготовки минипроекта в группах, разработка опорного плана, требования к оформлению. Интервью у родителей, родственников, знакомых, связанных с этой профессией. Работа в группах Экскурсия Викторина Игра. Проект. Интервью у родителей, родственников, знакомых, связанных с этой профессией. Оформление. Работа в группах Экскурсия Викторина Игра. Проект. Интервью у родителей, родственников, знакомых, связанных с этой профессией. Оформление. Работа в группах Экскурсия Викторина Круглый стол. Инструкция для подготовки минипроекта в группах, разработка опорного плана, требования к оформлению Собирать и оформлять информацию. Учебный проект. Сбор и анализ информации. Учимся брать интервью. Встречи с людьми разных профессий Собирать и оформлять информацию. Учимся брать интервью и оформлять материал. Встречи с людьми разных профессий Собирать и оформлять информацию. Учимся брать интервью и оформлять материал. Поисковая работа с текстом. Собирать и оформлять информацию. Презентация Социальные профессии 4 7 Профессии: воспитатель, учитель, тренер, психолог, социальный педагог, логопед, журналист. Где можно получить такую профессию? Творческие профессии 4 Профессии: художник, поэт, дизайнер, флорист Профессии: композитор, музыкант, актер. режиссер. 8 Работа в группах Экскурсия Викторина Круглый стол. Презентация Работа в группах. Экскурсия Викторина. Фотоколлаж. Учимся брать интервью и оформлять материал. Встречи с людьми разных профессий Собирать и оформлять информацию. Учимся брать интервью и оформлять материал. Поиск информации в Интернете, справочниках, доп.литературе. Учимся собирать информацию и оформлять результат. Где можно получить такую профессию? Интервью у представителей профессии. Кто находится на службе. 3 9 Профессии, которые обеспечивают порядок, безопасность, защиту населения (военные, полиция, пожарные, МЧС служба). Специальная техника (связанные с ней профессии). Где можно получить такую профессию? Работа в группах. Возможна экскурсия Викторина. Фотоколлаж. Поиск информации в Интернете, справочниках, доп.литературе. Учимся собирать информацию и оформлять результат. Интервью у представителей профессии. 10 Профессии, связанные с техникой и транспортом . 2 Летчик, водитель транспорта, водитель пассажирского транспорта, машинист, капитан морского суда и др. Произведения художественной литературы на тему. Где можно профессию? Профессии сферы услуг 2 получить такую Почему возникла сфера услуг? Почему говорят «золотые руки»? Профессии: парикмахер, продавец, мастер по ремонту (авто, бытовой техники и т.д.), другие профессии этой сферы. 11 Пословицы и поговорки на тему труда, мастерство, трудолюбие. Где можно профессию? получить такую Работа в группах. Решение проблемной ситуации. Фотоколлаж. Ролевая познавательная игра. обучение проблемноценностной дискуссии; Решение проблемной ситуации Играинсценировка. Фотоколлажи. Интервью с представителями профессии, запись видео. Возможна экскурсия. Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов. Формирование умения публичного Презентация проектов. Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов. Учимся собирать информацию и оформлять результат. Учимся собирать информацию и оформлять результат (проект). Итоговые занятия 12 Проектные выступления 2 Представление мини-проектов. Выступление учащихся. Выставка коллажей. Выставка. 13 Уроквикторина 1 ИТОГО 34 Создание папки «Ярмарка профессий». Викторина «Мир профессий» выступления. Викторина. Работа в командах. Командная работа Тематическое планирование № урока в/д Название темы Формы организации занятия внеурочной деятельности Раздел 1. Введение в курс 1 Введение в мир профессий Урок-дискуссия. Проблемно-поисковая ситуация. 2 Введение в мир профессий Урок-игра. 3 Из истории профессий Проблемно-познавательный урок. 4 Из истории профессий Урок-викторина. деятельности Обучение проектной Раздел 2. Разнообразие мира профессий 5 Медицинские профессии Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов 6 Медицинские профессии Урок-экскурсия 7 Медицинские профессии Урок-игра 8 Медицинские профессии Урок-викторина. деятельности 9 Профессии местности Обучение проектной сельской Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов 10 Профессии местности сельской Урок-экскурсия 11 Профессии местности сельской КТД (коллективно-творческое дело) 12 Профессии местности сельской Урок-викторина. деятельности 13 Профессии, природой связанные с Проблемно-ценностная дискуссия 14 Профессии, природой связанные с Урок-викторина. деятельности 15 Мир профессий юридических Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов 16 Мир профессий юридических Урок-экскурсия 17 Мир профессий юридических Сюжетноролевая продуктивная игра 18 Мир профессий юридических Урок-викторина. деятельности 19 Социальные профессии Проблемно-познавательный урок 20 Социальные профессии Урок-викторина. деятельности Обучение проектной 21 Социальные профессии Урок-викторина. деятельности Обучение проектной 22 Социальные профессии Урок-экскурсия 23 Творческие профессии Проблемно-познавательный урок Обучение Обучение Обучение проектной проектной проектной 24 Творческие профессии Урок-экскурсия 25 Творческие профессии Урок-игра 26 Кто находится на службе Проблемно-познавательный урок 27 Кто находится на службе Урок-викторина. деятельности 28 Кто находится на службе Урок-экскурсия 29 Профессии, техникой связанные с Проблемно-познавательный урок 30 Профессии, техникой связанные с Урок-экскурсия Обучение проектной Раздел 3. Итоговые занятия 31 Проектные выступления Урок-конференция 32 Проектные выступления Урок-конференция 33 Проектные выступления Урок-конференция 34 Урок-викторина Интеллектуальный Командная Подведение итогов марафон работа. Всего 34 ч. Методическая литература 1. Журкова А.Я., Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: учеб, пособие / А.Я.Журкова, С.Н.Чистякова. - М.: ВАКО, 2015. - 105с. 2. Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва «Просвещение». 2014. - 211с. 3. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.: ИПИ РАО, 2010. 4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: «Знание», 2001. 5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: «Инноватор», 1997. 6. Горбунова М.В. 1000 профессий традиционных, новых, редких: краткий энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. 7. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростовна-Дону: «Феникс», 2013. 8. Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003. 9. Лопатина А. и Скребцова М. Секреты Мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах. - М.: «Амрита - Русь», 2011. 10. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996. 11. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.