Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана
обучающимися 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
для
занятий
с
Основными особенностями ребенка школьного возраста являются
любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому
перед школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место
профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во
взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий,
начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей
труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их
социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая
системного знания.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» обеспечивает
знакомство с разнообразием профессий на уровне начального общего образования,
обеспечивает
условия
для
исследования
способностей
обучающихся
применительно к рассматриваемой профессии, расширяет представления учащихся
о социо-культурных особенностях и значении для общества профессий человека.
Направление программы внеурочной деятельности: социальное-педагогическое.
Актуальность курса продиктована следующими открывающимися возможностями
для учащихся: расширить свой кругозор, представления о мире профессий,
исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии,
тренировать различные виды своих способностей.
Общая характеристика
Цель программы: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и
содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе
создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи программы:
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших
школьников;
содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо
профессией;
формировать положительное отношение к труду и людям труда.
При этом средствами данной программы целенаправленно создаются
условия для развития у обучающихся познавательных процессов, речи,
эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной
деятельности.
В основе методики преподавания программы используются разнообразные
методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения за общественной жизнью,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского
характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые
игры, учебные диалоги, драматизация сказок. Для успешного решения задач важны
экскурсии, взаимодействие и сотрудничество с социумом, с родителями
обучающихся, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с
людьми разных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и в
библиотеке, на предприятиях и организациях города, поселка и т.д. Используются
ЦОР для проведения видеоуроков, интерактивных экскурсий, получения новой
информации.
Тематика мероприятий направлена на то, чтобы научить ребёнка
уважительно относиться к своему труду, знать об основных профессиях родного
края и их особенностях. Содержание определяется возрастными особенностями
младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное
с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность
расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать
свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа построена
таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные
виды своих способностей. Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную.
Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Каждое занятие имеет логическую взаимосвязь с другими темами программы.
Новизна рабочей программы состоит в том, что дети знакомятся с профессиями
взрослых людей, что обеспечивает пропедевтику предпрофильной подготовки.
Таким образом, предлагаемый курс может стать первой ступенью в системе работы
школы по переходу на предпофильное и профильное обучение.
Особенности реализации программы:
Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного курса.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
Ценностные ориентации организации деятельности
уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
предполагают
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, родителями, администрацией.
Основные принципы реализации программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого
ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и
ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников,
проверенных практикой;
систематичности и последовательности - знание в программе даются в
определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на
практике.
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип практической направленности;
принцип возрастных и индивидуальных психологических особенностей
обучающихся.
Межпредметные связи на занятиях:
ИЗО - оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при
защите проектов;
Окружающий мир - исследование, связь региональных особенностей
климата с социальной жизнью, особенности и традиции общества,
природные особенности и их влияние на занятия человека и т.д.
Технология - изготовление различных элементов по темам проектов;
Литература - функциональная грамотность, особенности работы с текстом и
поиск информации.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение включает в себя:
Учебный кабинет для группы учащихся, оснащенный компьютером,
необходимой мебелью для учащихся и педагога, МФУ, проектор, выход в
интернет.
Раздаточный материал
Энциклопедии и дополнительная литература, словари.
Методы и технологии
Формы и методы работы: работа с материалом, с источниками массовой
информации, с толковым словарем; изучение литературы; фотосъемки,
видеосъемки.
Формы домашних заданий: нарисовать рисунок по теме; написать сочинение по
плану; составить викторину, кроссворд, ребус и т.п.; подобрать статьи
иллюстративный материал из газет и журналов по теме; выполнить фотоколлаж;
составить выступление по плану; написать стихотворение; создать презентацию,
составить коллаж; записать интервью (по плану, по вопросам заранее
подготовленным), подготовить вопросы для интервью составить рассказ по плану,
подготовить устное выступление, подготовить иллюстрации на тему.
Формы проведения занятий:
экскурсии
беседа
практическая работа
наблюдение
встреча с представителями профессии
коллективные и индивидуальные исследования
подготовка (обучение) к проекту, представление проекта
самостоятельная работа
защита исследовательских работ
консультация
круглый стол
дискуссия
выставка
Технологии,
методики:
поисковая
деятельность,
информационнокоммуникационные технологии, технология педагогических мастерских, здоровье
сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии,
проектные технологии, исследование, проблемно-поисковые.
Описание места программы «Мир профессий» в учебном плане
Программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности
«Мир профессий» предназначена для обучающихся 5 классов, с учётом реализации
её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального
просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, всего в - 34 ч в год.
Форма организации детского коллектива - классная.
Всего программа содержит 34 часа.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» предусматривает развитие
образовательной среды школы. Программа может быть использована в
образовательном учреждении в рамках проведения профориентационной работы,
при планировании и реализации социально-значимых проектах классных
коллективов, во внеурочной деятельности учителей начальных классов.
Планируемые результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать специальными
знаниями, умениями и навыками.
К ним относятся:
когнитивные - знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям,
желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
поведенческие - навыки трудовой деятельности,
дисциплинированность, самостоятельность в труде.
ответственность,
Метапредметными результатами программы является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи
с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков).
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика). Средством формирования этих действий служит организация
работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты
проведения уроков).
Критерии успешности прохождения программы
Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое
описание профессии, определить способности, которые необходимы данной
профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.
Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое
описание профессии, но недостаточно точно определяет способности,
которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе
заданий для проверки этих способностей.
Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не
определяет способности, которые необходимы для данной профессии.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания,
письменного выражения своего отношения к теме.
По итогам курса обучающиеся выполняют проектную работу - по теме по
выбору: «Кем и каким я хочу стать». «Какие бывают профессии»,
«Профессии, без которых не обойтись», «Служить Родине - профессия», «От
увлечения к профессии».
Виды контроля и механизм оценки достижений воспитанников
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
вводный контроль в начале каждого занятия направлен на повторение и
закрепление пройденного, осуществляется в форме устного опроса и в форме
выполнения практических занятий;
текущий контроль в процессе проведения занятии, направленный на
закрепление знаний изучаемой темы;
тематический контроль по завершению изучения раздела программы
проводится в форме устного опроса или в форме выполнения
самостоятельных работ;
итоговый контроль по окончании изучения всей темы.
Реализация программы внеурочной деятельности подразумевает социальное
партнёрство:
проведение совместных мероприятий профориентационной направленности
с детской библиотекой.
взаимодействие с организациями города и поселка с целью проведения
экскурсий;
профориентационные акции и встречи с работниками,
ветеранами труда, студентами, волонтерами.
служащими,
Содержание учебного курса
Название
темы
№ п/п
Кол
иче
ств
о
Основное содержание
темы, термины и понятия
Формы
организации
учебных занятий,
Основные виды
учебной деятельности
Методы, средства,
используемые на
уроке.
час
ов
Ведение в курс
Введение в
мир
профессий
2
Понятия: труд, профессия, ремесла,
плотник, столяр, профессия –
работа, мастер своего дела.
Рассмотреть следующий материал:
Откуда взялись ремесла. Почему
человек трудится? Что человек
может сделать своими руками, а что
доверить мастеру?
Может ли человек обеспечить себя
всем необходимым сам?
Фронтальная
беседа.
познавательная
деятельность;
Проблемная
ситуация.
обучение проблемноценностной дискуссии;
Дискуссия.
отбор и сравнение
материала по
нескольким
источникам;
Презентация
Поисковый метод.
работа с
дополнительной
литературой;
Специализация труда.
Какие профессии ты знаешь?
Зачем нужны заводы, фабрики,
комбинаты? Почему нужна
специальная организация труда?
Произведение Дж. Родари «Чем
пахнут ремесла?»
1.
анализ проблемных
ситуаций.
Преобразование
личного опыта и
имеющихся знаний в
информационный
материал, оформление,
подтверждение.
Произведение В. Маяковского «Кем
быть?».
2.
Из истории
профессий
2
Проблемная ситуация: почему
исчезают профессии?
Фронтальная
беседа.
обучение проблемноценностной дискуссии;
Забытые профессии: глашатаи,
тапер, шарманщик, продавец пиявок,
водонос, развозчик льда,
машинистка, телефонистка,
извозчик и мн.др.
О профессиях , которые устарели,
утратили свою необходимость.
Поисковая работа
в группах.
Викторинасоревнование в
группах.
Инструкция для
подготовки минипроекта в
группах,
разработка
опорного плана,
требования к
оформлению
Просмотр и
обсуждение учебных
фильмов, презентаций,
роликов.
Поиск информации в
интернете,
справочниках, доп.
литературе.
Разнообразие мира профессий
Медицински
е профессии
4
3
У истоков медицины, или Клятва
Гиппократа.
Люди в белых халатах.
Разнообразие медицинских
специальностей.
Больница, поликлиника, ФАП,
станция скорой помощи, аптека.
Спец машины, спец техника.
Почему в медицине нужен инженер?
Главные помощники врача:
медицинская сестра, лаборант,
санитар.
Профессия фармацевт.
Где можно получить такую
профессию?
Профессии
сельской
местности.
4
Профессия фермер.
Профессия агроном.
Профессии животновод, пчеловод,
ветеринар.
Профессия милиоратор.
Специальная техника в профессии.
Где можно получить такую
профессию?
Профессии,
связанные с
природой
2
Лесничество. Зоологи. Орнитологи.
Геологи. Биологи. Другие.
Мир
юридически
х
профессий
4
Профессии адвокат, прокурор.
Профессии юрист, нотариус.
Где можно получить такую
профессию?
4
5
6
Экскурсия
Викторина.
Игра.
Инструкция для
подготовки минипроекта в
группах,
разработка
опорного плана,
требования к
оформлению.
Интервью у
родителей,
родственников,
знакомых,
связанных с этой
профессией.
Работа в группах
Экскурсия
Викторина
Игра.
Проект.
Интервью у
родителей,
родственников,
знакомых,
связанных с этой
профессией.
Оформление.
Работа в группах
Экскурсия
Викторина
Игра.
Проект.
Интервью у
родителей,
родственников,
знакомых,
связанных с этой
профессией.
Оформление.
Работа в группах
Экскурсия
Викторина
Круглый стол.
Инструкция для
подготовки минипроекта в группах,
разработка опорного
плана, требования к
оформлению
Собирать и оформлять
информацию.
Учебный проект.
Сбор и анализ
информации.
Учимся брать
интервью.
Встречи с людьми
разных профессий
Собирать и оформлять
информацию.
Учимся брать интервью
и оформлять материал.
Встречи с людьми
разных профессий
Собирать и оформлять
информацию.
Учимся брать интервью
и оформлять материал.
Поисковая работа с
текстом.
Собирать и оформлять
информацию.
Презентация
Социальные
профессии
4
7
Профессии: воспитатель, учитель,
тренер, психолог, социальный
педагог, логопед, журналист.
Где можно получить такую
профессию?
Творческие
профессии
4
Профессии: художник, поэт,
дизайнер, флорист
Профессии: композитор, музыкант,
актер. режиссер.
8
Работа в группах
Экскурсия
Викторина
Круглый стол.
Презентация
Работа в группах.
Экскурсия
Викторина.
Фотоколлаж.
Учимся брать интервью
и оформлять материал.
Встречи с людьми
разных профессий
Собирать и оформлять
информацию.
Учимся брать интервью
и оформлять материал.
Поиск информации в
Интернете,
справочниках,
доп.литературе.
Учимся собирать
информацию и
оформлять результат.
Где можно получить такую
профессию?
Интервью у
представителей
профессии.
Кто
находится на
службе.
3
9
Профессии, которые обеспечивают
порядок,
безопасность,
защиту
населения
(военные,
полиция,
пожарные, МЧС служба).
Специальная техника (связанные с
ней профессии).
Где
можно
получить
такую
профессию?
Работа в группах.
Возможна
экскурсия
Викторина.
Фотоколлаж.
Поиск информации в
Интернете,
справочниках,
доп.литературе.
Учимся собирать
информацию и
оформлять результат.
Интервью у
представителей
профессии.
10
Профессии,
связанные с
техникой и
транспортом
.
2
Летчик, водитель
транспорта,
водитель пассажирского транспорта,
машинист, капитан морского суда и
др.
Произведения
художественной
литературы на тему.
Где
можно
профессию?
Профессии
сферы услуг
2
получить
такую
Почему возникла сфера услуг?
Почему говорят «золотые руки»?
Профессии: парикмахер, продавец,
мастер по ремонту (авто, бытовой
техники и т.д.), другие профессии
этой сферы.
11
Пословицы и поговорки на тему
труда, мастерство, трудолюбие.
Где
можно
профессию?
получить
такую
Работа в группах.
Решение
проблемной
ситуации.
Фотоколлаж.
Ролевая
познавательная
игра.
обучение проблемноценностной дискуссии;
Решение
проблемной
ситуации
Играинсценировка.
Фотоколлажи.
Интервью с
представителями
профессии, запись
видео.
Возможна
экскурсия.
Просмотр и
обсуждение учебных
фильмов, презентаций,
роликов.
Формирование
умения
публичного
Презентация проектов.
Просмотр и
обсуждение учебных
фильмов, презентаций,
роликов.
Учимся собирать
информацию и
оформлять результат.
Учимся собирать
информацию и
оформлять результат
(проект).
Итоговые занятия
12
Проектные
выступления
2
Представление мини-проектов.
Выступление учащихся.
Выставка коллажей.
Выставка.
13
Уроквикторина
1
ИТОГО
34
Создание
папки
«Ярмарка
профессий».
Викторина «Мир профессий»
выступления.
Викторина.
Работа в
командах.
Командная работа
Тематическое планирование
№
урока
в/д
Название темы
Формы
организации
занятия внеурочной деятельности
Раздел 1. Введение в курс
1
Введение в мир профессий
Урок-дискуссия.
Проблемно-поисковая ситуация.
2
Введение в мир профессий
Урок-игра.
3
Из истории профессий
Проблемно-познавательный урок.
4
Из истории профессий
Урок-викторина.
деятельности
Обучение
проектной
Раздел 2. Разнообразие мира профессий
5
Медицинские профессии
Проблемно-ценностная дискуссия с участием
внешних экспертов
6
Медицинские профессии
Урок-экскурсия
7
Медицинские профессии
Урок-игра
8
Медицинские профессии
Урок-викторина.
деятельности
9
Профессии
местности
Обучение
проектной
сельской Проблемно-ценностная дискуссия с участием
внешних экспертов
10
Профессии
местности
сельской Урок-экскурсия
11
Профессии
местности
сельской КТД (коллективно-творческое дело)
12
Профессии
местности
сельской Урок-викторина.
деятельности
13
Профессии,
природой
связанные
с Проблемно-ценностная дискуссия
14
Профессии,
природой
связанные
с Урок-викторина.
деятельности
15
Мир
профессий
юридических Проблемно-ценностная дискуссия с участием
внешних экспертов
16
Мир
профессий
юридических Урок-экскурсия
17
Мир
профессий
юридических Сюжетноролевая продуктивная игра
18
Мир
профессий
юридических Урок-викторина.
деятельности
19
Социальные профессии
Проблемно-познавательный урок
20
Социальные профессии
Урок-викторина.
деятельности
Обучение
проектной
21
Социальные профессии
Урок-викторина.
деятельности
Обучение
проектной
22
Социальные профессии
Урок-экскурсия
23
Творческие профессии
Проблемно-познавательный урок
Обучение
Обучение
Обучение
проектной
проектной
проектной
24
Творческие профессии
Урок-экскурсия
25
Творческие профессии
Урок-игра
26
Кто находится на службе
Проблемно-познавательный урок
27
Кто находится на службе
Урок-викторина.
деятельности
28
Кто находится на службе
Урок-экскурсия
29
Профессии,
техникой
связанные
с Проблемно-познавательный урок
30
Профессии,
техникой
связанные
с Урок-экскурсия
Обучение
проектной
Раздел 3. Итоговые занятия
31
Проектные выступления
Урок-конференция
32
Проектные выступления
Урок-конференция
33
Проектные выступления
Урок-конференция
34
Урок-викторина
Интеллектуальный
Командная
Подведение итогов
марафон
работа.
Всего 34 ч.
Методическая литература
1. Журкова А.Я., Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального
самоопределения школьников на различных возрастных этапах: учеб,
пособие / А.Я.Журкова, С.Н.Чистякова. - М.: ВАКО, 2015. - 105с.
2. Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва «Просвещение».
2014. - 211с.
3. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного
образования. - М.: ИПИ РАО, 2010.
4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.:
«Знание», 2001.
5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.:
«Инноватор», 1997.
6. Горбунова М.В. 1000 профессий традиционных, новых, редких: краткий
энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.
7. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростовна-Дону: «Феникс», 2013.
8. Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.
9. Лопатина А. и Скребцова М. Секреты Мастерства. 62 урока о профессиях и
мастерах. - М.: «Амрита - Русь», 2011.
10. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.:
Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК»,
1996.
11. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд. «Институт
практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.