Мир профессий 1-4 класс

Пояснительная записка
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное
место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем,
внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь
предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет
избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных
детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к
определенному
виду
деятельности:
изобразительной,
музыкальной,
конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но
поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием
личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно
рассматривать
как
подготовительный,
закладывающий
основы
для
профессионального самоопределения в будущем.
Направление программы “Мир профессий” – духовно-нравственное и
социальное.
Новизной данной программы следует считать непрерывность знакомства с
разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу
возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия –
исследовать способности применительно к рассматриваемой профессии.
Актуальность. Основными особенностями младшего школьника является
любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому
перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и
место профориентационной работы. Чтобы обучающийся осознанно сделал свой
выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством
профессий, начиная с ближнего окружения. Ознакомление с миром профессий, их
социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая
системного знания.
Педагогическая целесообразность программы является метод проблемного
обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью
информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность
учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение,
связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют
возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу
возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии.
Цель программы – формирование представлений о значение трудовой
деятельности в жизни человека; уважительного отношения к труду и людям труда,
потребности активно участвовать в общественно-полезном труде.

Задачи программы:
Образовательные:
–расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе
характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре
труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
–расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в
семье и обществе;
–активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с
темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
–воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
–расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание
положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
–воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для
полноценного развития личности.
Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью: Изучение
программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир
профессий» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский
язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология»,
«Музыка», «Окружающий мир».
Описание направления курса внеурочной деятельности

1.
2.
3.
4.

Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» предназначена для
учащихся 1-4 классов. Количество часов в программе -135 часов. Программа
рассчитана на 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2класс-4 классы по 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания программы.
Получение представлений о роли труда и значении его в жизни человека и
общества
Представления о современной инновационной экономике
Опыт уважительного отношения к людям труда
Творческое отношение к труду и жизни

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Мир
профессий» – является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
 Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
2. Познавательные УУД:
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на
основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,
схем);
3. Коммуникативные УУД:
 Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других
 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и
малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Планируемые результаты реализации программы
Первый уровень результатов (1 класс) – приобретение социальных знаний.
Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на
производство, встречи с людьми разных профессий.
Второй уровень результатов (2–3 классы) – формирование ценностного
отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры
(«Почта», «В магазине», «Выпуск классной газеты»).
Третий уровень результатов (4 класс) – получение опыта самостоятельного
общественного действия. Совместное образовательное производство детей и
взрослых.
3. Содержание программы курса внеурочной деятельности «Мир профессий»
определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие
внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с
рассмотрением определенной профессии. Обучающиеся имеют возможность
расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать
свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа
внеурочной деятельности «Мир профессий» построена таким образом, что
представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих
способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих
способностей.
Виды деятельности:
 Игровая деятельность
 Познавательная деятельность
Формы проведения: сюжетно-ролевые игры, беседы с элементами практической
деятельности, дискуссии, конкурсы, викторины, с применением методов ТРИЗ –


технологии, самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию
учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности,
развитию кругозора и системного мышления учащихся.
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано
использовать диагностический инструментарий, представленный в таблице.

Критерии
Когнитивный
знания учащихся
о труде, о мире
профессий

Уровень
сформиров
анности
трудового
сознания

Мотивационноличностный
отношение к
труду, интерес к
профессиям,
желание овладеть
какой-либо
профессионально
й деятельностью

Поведенческий
Навыки трудовой
деятельности,
ответственность,
дисциплинирова

Уровень
трудовой
активности

Показатели

Методики диагностики

1.Знания о
труде.
2.Понимание
значения
труда для
жизни
общества
и каждого
человека.
3.Знания об
основных
профессиях,
их
особенностях.

Тестирование (Тесты
«Зачем нужен труд?»,
«Какая это профессия?»)

1.Отношение к
труду и людям
труда
2. Интерес к
трудовой и
профессионал
ьной
деятельности.
3. Желание
овладеть
какой-либо
профессией

Наблюдение
Методика «Продолжи
предложение»
Беседа «Кем быть?»

1.Навыки
трудовой
деятельности.
2.Проявление
трудолюбия,
старательност

Наблюдение.
Анализ продуктов
трудовой деятельности.

нность,
самостоятельнос
ть в труде

и.
3.Добросовест
ность,
активность,
ответственнос
ть в учебном
труде.

Итоги учёта знаний, умений, овладения учащимися универсальных учебных
действий подводятся посредством
листов педагогических наблюдений,
опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения
программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих
работ учащихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет
контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины,
творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференци

СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Раздел 1. Профессии, связанные с природой. (10 ч.)
Введение в тему. Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. У
бабушки в деревне. Ловись рыбка. Труженики леса. Хлеб – всему голова.
Профессия овощевод. Знакомьтесь с агронома. Профессия цветовод. Все работы
хороши, выбирай на вкус.
Раздел 2. Профессии наших мам. (8 ч.)
Экскурсия по магазину. Кто работает в библиотеке? Весёлая портняжка.
Расти здоровым. Я в учителя пойду. Кухонный переполох. Причёски такие разные.
Профессии наших мам. Кем быть?
Раздел 3. Профессии наших пап. (8 ч.)
Строим вместе дом. У кого мастерок, у кого молоток. Весёлый мастерок.
Профессия водитель. Осторожно огонь. Я б в спасатели пошёл пусть меня научат.
Профессия шахтёр. Все профессии нужны, все профессии важны.
Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями. (8 ч.)
Куда уходят поезда. Высоко в облаках. Космическое путешествие. Морское
путешествие. На арене цирка. Профессии наших родителей. Кем быть? Каким
быть? Профессиоведческий турнир.
2 класс

Раздел 1. Мир профессий (3 ч.)
Многообразие мира профессий. Исследование «Многообразие рабочих
профессий».
Раздел 2. Профессии, связанные с природой. (5 ч.)
Садовник, дворник. Мастер-цветовод. Знакомьтесь с агрономом. Профессия
флорист. Профессия овощевод.
Раздел 3. Профессии, которые нас охраняют. (10 ч.)
Охранник. Полицейский. Пожарный. Военный. Профессия «Следователь».
Следствие ведут второклассники! Разведчик. Летчик. Водолаз.
Раздел 4. Профессии, которые нас лечат. (8 ч.)
Врач скорой помощи. Детский врач – педиатр. Зубной врач. Кто лечит наши
глаза. ЛОР- 3 волшебные буквы. Врач хирург.
Раздел 5. Профессии в школе. (8 ч.)
Профессия – учитель. Профессия – воспитатель. Как помогает логопед.
Профессия – библиотекарь. Школьная столовая. Почему в кабинете так чисто?
Школьный доктор. Создание странички портфолио – «Труд в почете любой».
3 класс
Раздел 1. Представление о труде взрослых. (7 ч.)
Представление о труде взрослых. Вот у Коли, например, мама – милиционер.
«Мама – лётчик? Что ж такого?» Имеет ли значение пол человека для выбора и
обретения профессии. Оформление странички портфолио «Профессия мамы и
папы».
Раздел 2. Кем работают мои родные? (9 ч.)
Кем работают мои родные? Кем работают(ли) бабушки и дедушки?
Сочинение «Трудовая гордость моей семьи». Исследование трудовой истории моей
семьи. Оформление страницы портфолио. Семейные династии. Оформление фотокартиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии».
Раздел 3. Эволюция профессий. (7 ч.)
Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности
в век прогресса. Как рождаются новые профессии. Исчезают ли профессии? Как
приобрести профессию? «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…»
Раздел 4. Сложности выбора профессии. (11 ч.)
Сложности выбора профессии. Книгу переворошив, намотай себе на ус - все
работы хороши, выбирай на вкус! В.Маяковский «Кем быть?». Сочинение-эссе
«Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?». Подготовка презентации «Все
профессии важны – все профессии нужны!.
4 класс
Раздел 1. В гостях у своего «Я». (9 ч.)
В гостях у своего «Я». Мое «Я» в гостях у других «Я». Великая радость –
работа. «Быть нужным людям…». Сочинение-рассуждение «Самая нужная
профессия». Характер и выбор профессии.
Раздел 2. Правила выбора профессии. (12 ч.)
Правила выбора профессии. Творческий проект «Моя будущая профессия».
Представление о себе и проблема выбора профессии. «Секреты» выбора профессии
(«хочу», «могу», «надо»). Как готовить себя к будущей профессии. Оформление

странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?». Сочинение «… - это
призвание!».
Раздел 3. Профессии без которых не обойтись. (9 ч.)
Профессии, без которых не обойтись. Исследование «Необычная творческая
профессия». Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий».
Раздел 4. Мир профессий (4 ч.)
Проект «Я и мир профессий». Защита «Профессионального портфолио».
Итоговая конференция «Мир профессий».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
В ходе освоения курса внеурочной деятельности достигаются следующие
личностные, метапредметные и предметные результаты.
Данная программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностные:
ценить и принимать общечеловеческие ценности;
•
развитие мотивов учебной деятельности;
•
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
•
овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
Метапредметные:

Широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом,
гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; поиск,
передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания
личного информационного пространства;

Владение базовыми навыками исследовательской деятельности,
выполнения творческих проектов; владение способами и методами освоения новых
инструментальных средств;

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Предметные:

отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений,
стремление преодолевать возникающие затруднения;


осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена
общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их
труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и
события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
2 класс
Личностные:

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.

широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность,
мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к
саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметнопродуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и
логического мышления;

основы информационного мировоззрения – научного взгляда на
область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну
из важнейших областей современной действительности;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным
опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области
информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
Метапредметные:

Владение базовыми навыками исследовательской деятельности,
выполнения творческих проектов; владение способами и методами освоения новых
инструментальных средств;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Предметные:

стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые
способы действия,

преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи
и неудачи, умение сотрудничать;

стремление к соблюдению морально-этических норм общения с
людьми

оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в
овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;


ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных
заданий;

проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать
собственные способы решения;

адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать
причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
3 класс
Личностные:

готовность к повышению своего образовательного уровня и
продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные
знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

основы информационного мировоззрения – научного взгляда на
область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну
из важнейших областей современной действительности;
Метапредметные:

Владение основными общеучебными умениями информационнологического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого
из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор
оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и
сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление
причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и
т.д.,

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах.
Предметные:

стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые
способы действия,

преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи
и неудачи, умение сотрудничать;

стремление к соблюдению морально-этических норм общения с
людьми

оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в
овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных
заданий;

проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать
собственные способы решения;


адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать
причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

владение практически значимыми информационными умениями и
навыками, их применением к решению информатических и неинформатических
задач:

выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки,
дерева, мешка;

проведение полного перебора объектов;

определение значения истинности утверждений для данного объекта;
понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том
числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
4 класс
Личностные:

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным
опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области
информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

основы информационного мировоззрения – научного взгляда на
область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну
из важнейших областей современной действительности;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным
опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области
информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

способность к избирательному отношению к получаемой информации
за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к
информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
Метапредметные:

Владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного
результата,
разбиение
задачи
на
подзадачи,
разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при
помощи фиксированного набора средств;

Прогнозирование – предвосхищение результата; контроль –
интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с
целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в
случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько
качественно им решена учебно-познавательная задача;
Предметные:


рациональное использование распространённых технических средств
информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач
учебного процесса, усовершенствование навыков полученных в начальной школе;

выбор средств информационных технологий для решения
поставленной задачи;

отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки
информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы);

преобразование информации из одной формы представления в другую
без потери её смысла и полноты;

решение задач из разных сфер человеческой деятельности с
применением средств информационных технологий;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ Наименование разделов Количество
Электронные
п/п и тем
часов,
(цифровые)
отводимых
образовательные
на освоение ресурсы
тем
Раздел 1. Профессии, связанные с природой. (10 ч.)
1
Введение в тему.
1
Интерактивный
урок РЭШ
2
Путешествие в
мир 1
Интерактивный
профессий
сельского
урок РЭШ
хозяйства

Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

-беседы
- наблюдение
-практические
занятия
- игры
- викторины
- беседы
практические
занятия
- викторины
- эксперимент
- наблюдение
-практические
занятия
- викторины
- игра
- наблюдение
-практические
занятия
- соревнование
- эксперимент
- игра
- наблюдение

Интерактивный

-

3

У бабушки в деревне.

1

Интерактивный
урок РЭШ

4

Ловись рыбка.

1

5

Труженики леса.

1

Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

6

Хлеб – всему голова.

1

7

Профессия овощевод.

1

8

с 1

9

Знакомьтесь
агрономом
Профессия цветовод.

10

Все

работы

1

хороши, 1

Форма проведения
занятий

Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

практические

выбирай на вкус.
Раздел 2. Профессии наших мам. (8 ч.)
11 Экскурсия по магазину. 1

занятия
- игры

Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

- наблюдение
-экскурсия
- викторины
- игра
- соревнование
- эксперимент
беседы
-обсуждение
-практические
занятия
- викторины
- игра
- наблюдение

13

Кто
работает
библиотеке?
Весёлая портняжка.

14

Расти здоровым.

1

15

Я в учителя пойду.

1

Интерактивный
урок РЭШ

16

Кухонный переполох.

1

Интерактивный
урок РЭШ

17

Причёски такие разные.

1

16

Профессии наших мам. 1
Кем быть?

Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

12

в 1

урок РЭШ

1

Раздел 3. Профессии наших пап. (8 ч.)
17 Строим вместе дом.
1

Интерактивный
урок РЭШ

19

У кого мастерок, у кого 1
молоток.
Весёлый мастерок.
1

Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

20

Профессия водитель

1

Интерактивный
урок РЭШ

21

Осторожно огонь.

1

Интерактивный
урок РЭШ

22

Я б в спасатели пошёл 1
пусть меня научат.

Интерактивный
урок РЭШ

23

Профессия шахтёр.

Интерактивный
урок РЭШ

18

1

- беседы
-практические
занятия
- викторины
- игра
-беседы
-обсуждение
-виртуальная
экскурсия
- викторины
- игра
- наблюдение
- соревнование
- эксперимент
- наблюдение
-практические
занятия
-беседы
-обсуждение
-практические
занятия
- игра
- проект
- викторины
-беседы
- игры
- викторины
миниконференция
- игры

24

Все профессии нужны, 1
все профессии важны.

Интерактивный
урок РЭШ

Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями. (8 ч.)
25 Куда уходят поезда.
1
Интерактивный
урок РЭШ

-практические
занятия
-виртуальная
экскурсия
-практические
занятия
- викторины
-беседы
- игры
- викторины
защита
исследовательских
работ

26

Высоко в облаках.

1

Интерактивный
урок РЭШ

27

Космическое
путешествие.

1

Интерактивный
урок РЭШ

28

Морское путешествие

1

Интерактивный
урок РЭШ

- коллективные и
индивидуальные
исследования
экспрессисследование

30

На арене цирка.

1

Интерактивный
урок РЭШ

миниконференция

31

Профессии
родителей.

наших 1

Интерактивный
урок РЭШ

миниконференция
- коллективные и
индивидуальные
исследования

Интерактивный
урок РЭШ

защита
исследовательских
работ

32

Кем быть? Каким
быть?
Профессиоведческий
турнир.

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО 34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2 класс
№ Наименование разделов Количество
п/п и тем
часов,
отводимых на
освоение тем
Раздел 1. Мир профессий (3 ч.)
1
Многообразие
мира 2
профессий.

Электронные
Форма проведения
(цифровые)
занятий
образовательные
ресурсы
Интерактивный
урок РЭШ

-беседы
- наблюдение

2

Исследование
1
«Многообразие рабочих
профессий».

Интерактивный
урок РЭШ

Раздел 2. Профессии, связанные с природой. (5 ч.)
3
Садовник, дворник.
1
Интерактивный
урок РЭШ
4

Мастер-цветовод.

1

5

Профессия флорист.

1

6

Знакомьтесь
с 1
агрономом
Профессия овощевод.
1

7

Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

Раздел 3. Профессии, которые нас охраняют. (10 ч.)
8
Охранник.
1
Интерактивный
урок РЭШ
9
Полицейский.
1
Интерактивный
урок РЭШ
10 Пожарный.
1
Интерактивный
урок РЭШ
11

Военный.

1

12

2

14

Профессия
«Следователь».
Следствие
второклассники!
Разведчик.

15

Летчик.

1

Интерактивный
урок РЭШ

16

Водолаз

1

Интерактивный
урок РЭШ

13

ведут 1
1

Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

Раздел 4. Профессии, которые нас лечат. (8 ч.)
17 Врач скорой помощи.
1
Интерактивный
урок РЭШ
16 Детский врач – педиатр. 1
Интерактивный
урок РЭШ

-практические
занятия
- игры
- викторины
- беседы
практические
занятия
- викторины
- эксперимент
- наблюдение
-практические
занятия
- викторины
- игра
- наблюдение
-практические
занятия
- соревнование
- эксперимент
- игра
- наблюдение
практические
занятия
- игры
- наблюдение
-экскурсия
- викторины
- игра
- соревнование
- эксперимент
-беседа
-практические
занятия
- викторины
- игра
- наблюдение
- беседы
-практические
занятия
- викторины
- игра
-беседы
-обсуждение
-виртуальная
экскурсия

17

Зубной врач.

1

Интерактивный
урок РЭШ

18

Кто лечит наши глаза.

1

19

ЛОРбуквы

Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

20

Врач-хирург.

1

Интерактивный
урок РЭШ

21

Врач-кардиолог

1

Интерактивный
урок РЭШ

22

Санитарный врач

1

Интерактивный
урок РЭШ

3

волшебные 1

Раздел 5. Профессии в школе. (8 ч.)
23 Профессия – учитель.
1

24

Профессия
воспитатель.

25

Как помогает логопед.

26

Профессия
библиотекарь.

27

Школьная столовая.

Интерактивный
урок РЭШ

- викторины
- игра
- наблюдение
- соревнование
- эксперимент
- наблюдение
-практические
занятия
-беседы
-обсуждение
-практические
занятия
- игра
- проект
- викторины
-беседы
- игры
- викторины
миниконференция
- игры
-практические
занятия
-виртуальная
экскурсия
-практические
занятия
- викторины
-беседы
- игры
- викторины
защита
исследовательских
работ

– 1

Интерактивный
урок РЭШ

1

Интерактивный
урок РЭШ

– 1

Интерактивный
урок РЭШ

1

Интерактивный
урок РЭШ

28

Почему в кабинете так 1
чисто?

Интерактивный
урок РЭШ

- коллективные и
индивидуальные
исследования
экспрессисследование

30

Школьный доктор.

Интерактивный
урок РЭШ

миниконференция
- коллективные и
индивидуальные
исследования

1

31

Создание
странички 1
портфолио – «Труд в
почете любой».

Интерактивный
урок РЭШ

миниконференция
защита
исследовательских
работ

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО 34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3 класс
№
п/п

Наименование разделов и Количество
Электронные
тем
часов,
(цифровые)
отводимых на образовательные
освоение тем
ресурсы
Раздел 1. Представление о труде взрослых. (7 ч.)
1
Представление о труде 2
Интерактивный
взрослых.
урок РЭШ
2
Вот у Коли, например, 1
Интерактивный
мама – милиционер.
урок РЭШ

3

«Мама – лётчик? Что ж 1
такого?»

Имеет ли значение пол 1
человека для выбора и
обретения профессии
5
Оформление
странички 2
портфолио
«Профессия
мамы и папы».
Раздел 2. Кем работают мои родные? (9 ч.)
6
Кем
работают
мои 1
родные?
7
Кем
работают(ли) 1
бабушки и дедушки?
4

Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

- наблюдение
-практические
занятия

Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

- викторины
- игра
- наблюдение
-практические
занятия
- соревнование
- эксперимент
- игра
- наблюдение
- практические
занятия
- игры
- наблюдение
-экскурсия
- викторины
- игра

Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

11

Семейные династии.

12

Оформление
картиночной

Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

9
10

1

фото- 2
странички

-беседы
- наблюдение
-практические
занятия
- игры
- викторины
- беседы
- практические
занятия
- викторины
- эксперимент

Интерактивный
урок РЭШ

Сочинение
«Трудовая 1
гордость моей семьи».
Исследование
трудовой 1
истории моей семьи.
Оформление
страницы 2
портфолио.

8

Форма
проведения
занятий

портфолио
по
теме:
«Семейные династии».
Раздел 3. Эволюция профессий. (7 ч.)
13 Эволюция профессий – 1
как меняются условия
труда
и
трудовые
обязанности
в
век
прогресса.
14 Как рождаются новые 2
профессии.

Интерактивный
урок РЭШ

- соревнование
- эксперимент

Интерактивный
урок РЭШ

-беседа
-практические
занятия
- викторины
- игра
- наблюдение
- беседы
-практические
занятия
- викторины
- игра

15

Исчезают ли профессии?

1

Интерактивный
урок РЭШ

16

Как
приобрести 1
профессию? «

Интерактивный
урок РЭШ

«Я бы в летчики пошел – 2
пусть меня научат…»
Раздел 4. Сложности выбора профессии. (11 ч.)
16 Сложности
выбора 2
профессии
17

17

18
19

20

Книгу
переворошив,
намотай себе на ус - все
работы хороши, выбирай
на вкус!
В.Маяковский
«Кем
быть?».
Сочинение-эссе
«Какой
профессией я смог(ла) бы
овладеть?».
Подготовка презентации
«Все профессии важны –
все профессии нужны!.

Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

2

Интерактивный
урок РЭШ

2

Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

2

2

Защита
творческих 1
проектов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 34
ПО ПРОГРАММЕ
21

4 класс
№ Наименование разделов Количество
п/п и тем
часов,
отводимых
на освоение
тем

Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

-беседы
-обсуждение
-виртуальная
экскурсия
- викторины
- игра
- наблюдение
- соревнование
- эксперимент
- наблюдение
-практические
занятия
-беседы
-обсуждение
-практические
занятия
- проект

Электронные
Форма проведения
(цифровые)
занятий
образовательные
ресурсы

Раздел 1. В гостях у своего «Я». (9 ч.)
1

В гостях у своего «Я».

2

Мое «Я» в гостях у 2
других «Я».

Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

3

Великая
работа.

Интерактивный
урок РЭШ

радость

2

– 1

«Быть
нужным 1
людям…».
5
Сочинение-рассуждение 2
«Самая
нужная
профессия».
6
Характер
и
выбор 1
профессии.
Раздел 2. Правила выбора профессии. (12 ч.)
4

7

Правила
профессии.

выбора 1

Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

Творческий проект «Моя 2
Интерактивный
будущая профессия».
урок РЭШ
9
Представление о себе и 1
Интерактивный
проблема
выбора
урок РЭШ
профессии.
10 «Секреты»
выбора 2
Интерактивный
профессии
(«хочу»,
урок РЭШ
«могу», «надо»)
11 Как готовить себя к 2
Интерактивный
будущей профессии.
урок РЭШ
12 Оформление странички 3
Интерактивный
портфолио «Кем быть?»,
урок РЭШ
«Каким быть?».
13 Сочинение «… - это 1
Интерактивный
призвание!».
урок РЭШ
Раздел 3. Профессии без которых не обойтись. (9 ч.)
8

14

Профессии, без которых 3
не обойтись.

Интерактивный
урок РЭШ

15

Исследование
3
«Необычная творческая
профессия».
Исследование
«Мои 3
земляки
в
мире

Интерактивный
урок РЭШ

16

Интерактивный
урок РЭШ

-беседы
- наблюдение
-практические
занятия
- игры
- викторины
- беседы
практические
занятия
- викторины
- эксперимент
- наблюдение
-практические
занятия
- викторины
- игра
- наблюдение
-практические
занятия
-проект
- игра
- наблюдение
практические
занятия
- игры
- наблюдение
-экскурсия
- викторины
- игра
- соревнование
- эксперимент
-беседа
-практические
занятия
защита
исследовательских
работ
защита
исследовательских

творческих профессий».
Раздел 4. Мир профессий (4 ч.)
17 Проект «Я и мир 1
профессий».
16 Защита
2
«Профессионального
портфолио
17 Итоговая конференция 1
«Мир профессий».

работ
Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ
Интерактивный
урок РЭШ

-проект
защита
исследовательских
работ
- викторины
- игра
- наблюдение

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО 34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Используемая литература:
1. Багрова О.Е., Федоркина Н.Г. Введение в мир профессий. Классные часы, игры,
конкурсы. 1-4 классы: Волгоград, 2009 г.
2. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на Дону, издательство ИПК и
ПРО,2008 г
3. Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной
И.В. /: Москва, «Гардарика» 1998г.
4. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф.,
Ярославль, «Академия развития» 1996г.
5. Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э.: Ярославль, «Академия
развития» 1996г.
6. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей.
Винокурова Н.: Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
7. Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог»:
Издательский дом «Первое сентября», 2004г.
Методические рекомендации
Приложение 1
Тест «Зачем нужен труд»
1.Можно ли прожить всю жизнь не трудясь? Как ты к этому относишься?
а) не знаю, не задумывался – 2 балла
б) можно, но это неинтересно – 3 балла
в) можно, и это интересно, можно делать все что хочешь – 1 балл
2. Зачем люди трудятся?
а) чтобы получать деньги – 2 балла
б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла
в) не знаю – 1 балл
3.Ты хотел бы, чтобы твоя работа была:
а) интересной и полезной людям – 3 балла

б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла
в) я об этом еще не думал – 1 балл
4. Кого можно назвать трудолюбивым человеком?
а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла
б) того, кто трудится с любовью – 3 балла
в) не знаю – 1 балл
Высокий уровень – 12 баллов
Средний уровень – 8-11 баллов
Низкий уровень – 7 и менее баллов

Приложение 2
Тест «Какая это профессия?»
1.Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными
работами?
 художник
 оформитель
 маляр – 1 балл
2.Чем занимается хлебороб?
 печет хлеб
 выращивает хлеб – 1 балл
 сеет зерно
3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?
 строитель
 чертежник
 архитектор – 1
4. Представитель какой профессии лечит животных?
 врач
 животновод
 ветеринар – 1 балл
5. Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители
этих профессий?
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Высокий уровень – 20 и более баллов
Средний уровень – 15-19 баллов
Низкий уровень – 14 и менее баллов

Приложение 3
Методика незаконченных предложений

1.Каждый человек должен трудиться, потому что…
2. Труд должен приносить…
3. Я хотел (а) бы выбрать профессию …
4. Моя будущая работа требует…
Высокий уровень. Учащийся понимает, что труд должен приносить пользу людям,
чувство удовлетворения себе. У учащегося имеются определенные
профессиональные интересы, он знает, какие качества необходимо развивать в
себе, чтобы овладеть выбранной профессией.
Средний уровень. Учащийся представляет трудовую деятельность как средство
достижения материального благополучия. У учащегося имеются определенные
профессиональные интересы, но он не задумывается о том, какие качества
необходимо развивать в себе, чтобы овладеть выбранной профессией.
Низкий уровень. У учащегося отсутствуют представления о значении труда для
него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные
интересы.

Приложение 4
Анкета для выявления трудового сознания младших школьников.
1. Для чего нужно трудиться?
1. Какова цель труда?
2. Какие ты знаешь профессии?
3. Какие профессии самые нужные людям?
4. Какие профессии самые сложные?
5. Какой труд сложнее: умственный или физический?
6. Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?
7. Нужно ли любить свою профессию?
8. Что нужно, чтобы стать профессионалом, хорошим специалистом?
9. Какие учебные предметы ты любишь больше других?
10. Как ты учишься?
11. Твое любимое занятие в школе и дома.
12. Какое поручение тебе хотелось бы выполнить?
13. Что читаешь?
14. Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?
15. Считаешь ли ты полезным тот труд, который тебе приходится делать?
Приложение 5
Загадки о профессиях

Кто по рельсам – по путям

Поезда приводит к нам? (Машинист)

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр).

Пускай лекарства пить невкусно,
Пускай чуть-чуть болят уколы,
Ты к ней придешь больной и
грустный,
Уйдешь – здоровый и веселый.
(Медсестра или врач)

Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук. (Сапожник).

Целый день плясунья наша
Рада по полу плясать.
Где попляшет, где помашет,
Ни соринки не видать.
(Половая щетка)

На работе день деньской
Управляет он рукой
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)

Он охотно пыль вдыхает, не болеет,
ни чихает.
(Пылесос)
Приложение 6

Игра «Определить профессию»
Задание первое. Определить профессию по пантомиме.
Ученик класса «изображает» несколько профессий, а другие учащиеся отгадывают.
Задание второе. Кто кем работает? Образовать женский род от названия
следующих профессий:
Повар – повариха
Певец – певица
Портной – портниха
Продавец – продавщица
Пианист – пианистка
Поэт – поэтесса
Писатель – писательница
Плотник – …
Пекари – …
Школьник – школьница
Ученик – ученица.
Задание третье. Закончить фразу.
Трактор водит… (тракторист),

Электричку – … (машинист),
Стены выкрасил … (маляр),
Доску выстругал … (столяр),
В доме свет провел … (монтер),
В шахте трудиться … (шахтер),
В жаркой кузнице – … (кузнец),
Все кто знает – … молодец)!
Приложение 7

Конкурс «Пословицы о труде»
Данный конкурс состоит из четырех заданий.
В первом задании команды должны вспомнить как можно больше пословиц.
1. Без дела жить – только небо коптить.
2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
3. Без труда нет и плода.
4. Было бы терпенье будет и уменье.
5. Всякий человек в деле познается.
6. Дело мастера боится.
7. Делу – время, потехи – час.
8. Долог день до вечера, коли делать нечего.
9. Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
10. Не говори – не умею, а говори научусь!
11. Под лежачий камень вода не течет.
12. Пролениться – и хлеба лишиться.
13. Судят не, по словам, а по делам.
14. Терпенье и труд все перетрут.
15. Труд человека кормит, а лень портит.
16. Умелые руки не знают скуки.
17. Что сделано наспех, то и сделано на смех.

Во втором задании необходимо закончить пословицу. Например: Труд человека
кормит, а … (лень портит).
Какая команда вспомнит большее количество пословиц.
Задание 1-й команде.
Какова пряха … (такова и рубаха).
Скоро сказка сказывается … (да не скоро дело делается).
Мало хотеть … (надо уметь).

Задание 2-й команде.
Маленькое дело … лучше большого безделья).

Глаза страшатся, а … (руки делают).
Терпенье и труд … (все перетрут).

Ведущий. В третьем задании необходимо «оживить» пословицу.
Командам на выбор предоставляется пословица. Участники команд должны без
слов в любой форме передать ее смысл.

Ведущий. И наконец, четвертое задание – «Пословица в рисунке». Нужно сложить
в слова первые буквы изображенных на картинках предметов и прочитать
пословицу за минуту.

Ответ: Тише едешь – дальше будешь.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».