ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ педагогическим советом Директор МОБУ Зареченская ООШ МОБУ Зареченская ООШ Л.А. Сидоренкова Протокол № 4 от 23.05.2023 Приказ № 114-О от 23.05.2023 ПОЛОЖЕНИЕ о безотметочном обучении обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант 2) 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение о безотметочном обучении обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», требованиями АООП образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), Приказом министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 "Об утверждении федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями", Уставом МОБУ Зареченская ООШ (далее -Школа). 1.2. Настоящее Положение определяет специфику образовательной деятельности в классах для обучающихся умственнойотсталостью множественными с умеренной, (интеллектуальными нарушениями. Обучение тяжелой нарушениями), данной категории и глубокой тяжелыми и обучающихся осуществляется по безотметочному принципу. Положение рассматривается на Педагогическом совете школы, имеющем право вносить в него свои изменения и дополнения, утверждается приказом директора школы. 1.3. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма количественного выражения результата оценочной деятельности. 1.4. Целью безотметочного обучения для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями является поиск подхода к оцениванию, который будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебной деятельности, повышению учебной мотивации. 1. 5. Основные принципы безотметочного обучения: - дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий; - гибкость и вариантивность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения); - естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для обучающихся условиях, снижающих стресс и напряжение). 2. Оценка знаний, умений обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 2. 1.Содержательная оценка знаний и умений при безотметочном обучении предусматривает выявление индивидуальной динамики уровня освоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. 2.2. Результат продвижения обучающихся определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи. 2.3. Отметка в ее цифровом выражении не выставляется. Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития осуществляется в форме наблюдения по критерию относительной успешности (продвижение в уровне обученности и воспитанности относительно Отслеживается прежних собственных достижений). продвижение обучающихся относительно самих себя, без сравнения результатов со сверстниками. Результат продвижения обучающихся определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи, участия в делах, уровня адаптации и коммуникативные навыки. Текущая аттестация обучающихся, осваивающих СИПР, осуществляется на безотметочной основе в виде словесной характеристики. Промежуточная аттестация включает в себя оценку уровня и качества обучения за определенный промежуток времени (полугодие, год). Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия и представлена в виде информационной справки на обучающегося. 2.4. С целью отслеживания результативности обучения обучающихся учителя заполняют педагогические наблюдения, составленные согласно программам обучения по каждому предмету. Предметные результаты фиксируются в конце полугодия и в конце года по пятибалльной шкале. 0 - 1 – навык не сформирован 2 - 4 – навык сформирован частично (балл зависит от степени самостоятельности выполнения) 5 - навык сформирован Система фиксации результатов отражает взаимодействие следующих компонентов: ⁃ что обучающийся знает и умеет на конец учебного года; - что из полученных знаний и умений применяет на практике; ⁃ насколько активно, адекватно и самостоятельно их применяет. Сформированность личностных результатов определяется в конце учебного года по пятибалльной шкале: 0 - 1 – навык не сформирован 2 - 4 - навык сформирован частично (балл зависит от степени самостоятельности выполнения) 5 - навык сформирован. На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося. 2.5. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников; своеобразие психических процессов. 3. Перевод обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями 3.1. Обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями не могут быть оставлены на повторное обучение в одном и том же классе. В случае не усвоения учеником какого-либо образовательного курса или трудового обучения его дальнейшее обучение максимально индивидуализируется или предлагаются гибкие организационные формы занятий, соответствующие требованиям образовательной программы. Решение о переводе принимается на педагогическом совете. 4. Ведение документации 4.1. Учитель на каждого обучающегося заводит Дневник индивидуального сопровождения, в котором отражается вся динамика развития; составляет рабочие программы согласно учебному плану для данной категории детей (вариант 2). 4.2. Контроль за ведением документации учителями осуществляет заместитель директора по УВР. 4.3. Администрация школы в своей деятельности использует по необходимости материалы учителей и обучающихся для создания целостной картины реализации обучения в школе.