СОГЛАСОВАНО Советом родителей Протокол от 31.08.2022 № 2 ПРИНЯТО педагогическим советом МОБУ Зареченская ООШ протокол № 6 от 25.08.2022 СОГЛАСОВАНО Советом обучающихся Протокол от 31.08.2022 № 2 УТВЕРЖДЕНО Директор МОБУ Зареченская ООШ Л.А. Сидоренкова Приказ № 152-О от 31.08.2022 ПОРЯДОК выстраивания индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся категории ребенок-инвалид 1. Общие положения Настоящий Порядок регламентирует основания, порядок и особенности организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся категории ребенок-инвалид в МОБУ Зареченская ООШ (далее - Школа). 1.2. Порядок разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: - Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; - приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - приказами Минобрнауки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 1082 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»; от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»; - постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - СанПиН); - Уставом и локальными актами МОБУ Зареченская ООШ. 1.3. Школа организует и предоставляет специальные условия обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающимся с ОВЗ), 1.1. инвалидностью в целях получения ими качественного образования в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе созданной образовательной среды, специальных педагогических подходов, а также наиболее подходящих для этих лиц методов и способов общения. 1.4. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой и рабочими программами педагогов. Адаптированные образовательные программы (дошкольного, начального общего, основного общего образования) разрабатываются и утверждаются Школой для различных категорий обучающихся с ОВЗ. 1.5. Директор Школы издает приказ о создании специальных условий для обучающегося с ОВЗ. 1.6. Предоставление обучающимся с ОВЗ и инвалидностью специальных условий осуществляется Школой бесплатно. Финансирование расходов на организацию специальных условий осуществляется в пределах норматива финансовых затрат на оказание государственной услуги по предоставлению специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими программы дошкольного, начального общего, основного общего образования. 2. Термины и определения Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ, инвалидностью - условия, способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию обучающихся с ОВЗ, инвалидностью, включающие в себя: использование адаптированных основных образовательных программ; использование специальных приемов и методов обучения и воспитания; использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных компенсирующих и коррекционноразвивающих занятий; обеспечение доступа в здания Школы. Специальные образовательные условия для получения образования конкретным обучающимся Школы, имеющим ограниченные возможности здоровья и (или) инвалидность, определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии Октябрьского муниципального округа и (или) в индивидуальной программе реабилитации инвалида (далее - ИПРА). Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучающийся с инвалидностью - физическое лицо, имеющее значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медикосоциальной экспертизы. Особые образовательные потребности (различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушений развития, а также социальной ситуацией развития) определяют логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. 3. Порядок предоставления обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью специальных условий для получения образования 3.1. Основанием для предоставления специальных образовательных для обучающихся с ОВЗ условий являются: - заявление родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) в соответствии с заключением ПМПК, которое представляется в письменной форме директору Школы (Приложение № 1); - заключение и рекомендации ПМПК по созданию специальных условий для получения образования; - индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (для обучающегося, имеющего инвалидность). 3.2. На заседаниях психолого-педагогического консилиума Школы (далее ППК) осуществляется анализ заключения ПМПК и планируются мероприятия по обеспечению специальных образовательных условий (далее - СОУ). Специалисты ППК оценивают ресурсы Школы по предоставлению СОУ, планируют содержание АООП в части программы коррекционной работы, определяют характер и содержание коррекционной помощи, вырабатывают необходимые рекомендации по обеспечению данных условий. 3.3. С целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории по созданию специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ на заседаниях ППК разрабатывается программа индивидуального сопровождения обучающегося (Приложение № 2), включающая в себя составной частью индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ). 3.4. В соответствии с заключением ПМПК обучающийся с ОВЗ обеспечивается педагогическим сопровождением. Решение о форме предоставляемого сопровождения принимается на ППК Школы. 3.5. Школа организует обязательное комплексное сопровождение обучающегося с ОВЗ. Для этого на плановом консилиуме обсуждается текущая образовательная ситуация по ребенку. Учитель доводит до сведения присутствующих обобщенную информацию о ребенке, которая анализируется, выслушиваются компетентные мнения других членов консилиума. Проводится анализ трудностей и достижений ученика на основании представлений специалистов, результатов диагностики, мониторингов. На заседаниях могут анализироваться причины затруднений обучения ребенка, уровень его развития, результаты освоения коррекционно-развивающих курсов, оптимальность созданных специальных образовательных условий и др. На основании анализа полученных результатов специалисты приходят к общему выводу и рекомендациям. Коллегиальное решение может включать необходимые изменения и уточнения в содержание ИОМ ребенка, а также рекомендации для участников образовательного процесса по обеспечению индивидуально-ориентированного подхода к ребенку. Консилиум может вносить изменения в образовательную траекторию - рекомендовать обучение по индивидуальному учебному плану, перевод на очно-заочную форму обучения, увеличение или сокращение объема посещаемых занятий у специалистов. 3.6. Школа определяет способ организации образовательного процесса в зависимости от наличия количества обучающихся ОВЗ, возможностей школы, кадрового потенциала, а также на основании заключения ПМПК и иных документов, представленных родителями (законными представителями) обучающихся. Образование обучающихся с ОВЗ в Школе может быть организовано: - путем организации совместной образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ и обучающихся, не имеющих таких ограничений, в одном классе (дошкольной группе) Школы, реализующем основную общеобразовательную программу, если это не препятствует успешному освоению основных общеобразовательных программ всеми учащимися; - посредством проведения индивидуальных занятий и консультаций для обучающихся с ОВЗ; - для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому по индивидуальному учебному плану. Порядок регламентации и оформления отношений школы и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по общеобразовательным программам на дому определяется Положением о порядке организации обучения по индивидуальному учебному плану по основным, адаптированным основным общеобразовательным программам в Школе. 3.7. В целях корректировки созданных специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ в Школе проводится мониторинг образовательного процесса в рамках внутренней системы оценки качества образования. 3.8. Школа обеспечивает участие всех лиц с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных внеучебных мероприятиях Школы. 4. Особенности итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ 4.1. Итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии с законодательством РФ в двух формах: - в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) или единого государственного экзамена (ЕГЭ); - в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). 4.2. Форму прохождения государственной итоговой аттестации выбирают родители (законные представители) обучающегося с ОВЗ. 4.3. Школа обеспечивает создание специальных условий прохождения итоговой аттестации на основании соответствующего заключения ПМПК, а для обучающихся-инвалидов - без такового заключения, на основании документа об инвалидности в соответствии с установленным законом порядком. К государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования допускаются обучающиеся с ОВЗ, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, а также имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана. 4.5. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучавшимся по индивидуальным учебным планам и не освоившим образовательную программу общего образования, выдается свидетельство об окончании школы, в котором указываются учебные предметы по годам обучения, программы которых освоены. Категории обучающихся, которым выдается свидетельство об окончании образовательного учреждения, и порядок выдачи свидетельства определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанным категориям обучающихся, не прошедшим государственную итоговую аттестацию или получившим на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, предоставляется право прохождения повторной государственной итоговой аттестации в форме, порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Министерства просвещения РФ. 5. Делопроизводство по обучающимся, нуждающимся в специальных условиях для получения образования 5.1. Школа осуществляет хранение и ведение документов, отражающих реализацию ИОМ в рамках АООП для обучающихся с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, назначая ответственное лицо из числа педагогических работников. 5.2. Ответственное лицо ведет банк данных — список детей с ОВЗ, детейинвалидов по единой форме (Приложение № 3). 5.3. Документы обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью хранятся отдельно в специально созданных папках независимо от личных дел обучающихся. 5.4. Содержание папок обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов: - копия заявления родителей (законных представителей) на предоставление специальных условий для обучения, - копия паспорта родителя/законного представителя; - копия свидетельства о рождении, - копия справки МСЭ об инвалидности, - копия ИПР/ИПРА - копия заключения ПМПК - индивидуальный образовательный маршрут обучающегося копия протокола заседания ППК Школы. 4.4. Приложение № 1 Директору МОБУ Зареченская ООШ от ________________________________ ____________________________________ ФИО родителя (законного представителя) ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу предоставить моему ребенку ФИО, дата рождения обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, специальные условия обучения и воспитания в образовательной организации на основании: заключения ПМПК от ___________________________________________________________, индивидуальной программы реабилитации инвалида от___________№_____________________ в 20___ - 20____ учебном году. С условием подтверждения/изменения/уточнения образовательного маршрута (нужное подчеркнуть) ребенка ознакомлен и согласен. Дата Подпись Приложение № 2 Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы ___________________________________________________________ (Ф.И.О. обучающегося) _______класса МОБУ Зареченская ООШ на 20 _____ - 20____ учебный год Специалист Основное направление Конкретны Планируемые результаты коррекционноразвивающей е задачи Режим и коррекционноразвивающ работы на период КРР на форм ы ей работы период работ ы Педагог- психолог ФИО Учительдефектолог ФИО Классный руководитель ФИО Учитель ФИО Председатель ППК МОБУ Зареченская ООШ _____________ / ФИО СОГЛАСОВАНО: Родитель/законный представитель обучающегося ________________ / _______________ « ___ » _______ Приложение № 3 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Зареченская основная общеобразовательная школа Октябрьского муниципального округа» Список обучающихся с ОВЗ и/или детей-инвалидов № п./п ФИО Дата рождения Обучающийся имеет статус ребенок-инвалид Данные справки МСЭ, Данные заключения ПМПК (при подтверждающие статус наличии) ребенок-инвалид № На срок до № Дата Вариант проведения справки АООП протокола мониторинга Ответственный: ФИО, должность, телефон Обучающийся с ОВЗ Данные заключения ПМПК № протокола Дата Вариант АООП проведения мониторинга Классный руководитель (телефон)