СОГЛАСОВАНО Советом родителей Протокол от 31.08.2022 № 2 ПРИНЯТО педагогическим советом МОБУ Зареченская ООШ протокол № 6 от 25.08.2022 СОГЛАСОВАНО Советом обучающихся Протокол от 31.08.2022 № 2 УТВЕРЖДЕНО Директор МОБУ Зареченская ООШ Л.А. Сидоренкова Приказ № 152-О от 31.08.2022 ПОЛОЖЕНИЕ об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Общие положения 1.1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 1.2. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья производится в МОБУ Зареченская ООШ (далее – ОО) на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»; приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями); приказа Минобрнауки России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказа Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"; СанПиН 2.4.1.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; СанПиН 2.4.1.3648-20, 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; нормативных актов МКУ «Управление образования» Октябрьского муниципального округа; Устава, Положения об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий, Положения об индивидуальном учебном плане и других локальных нормативных актов ОО. 2. Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ 2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. 2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах: 1) в образовательной организации; 2) вне образовательной организации: по образовательным программам начального общего, основного общего образования - на дому или в медицинских организациях, в форме семейного образования; по образовательным программам дошкольного образования - в форме семейного образования. 2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные программы: - образовательная программа, разработанная и утвержденная ОО; - адаптированная образовательная программа, разработанная и утвержденная ОО; - образовательная программа для ребенка-инвалида, разработанная и утвержденная ОО в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, утвержденной федеральными государственными учреждениями медикосоциальной экспертизы (далее - МСЭ) по результатам проведения МСЭ. Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. 2.4. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Дети с ОВЗ принимаются общеобразовательной программе на обучение по только с адаптированной согласия родителей основной (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. 2.5. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным образовательным программам: начального общего образования срок обучения увеличивается не более чем на два года (до шести лет освоения образовательной программы); основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год. 2.6. В случае обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам в Школы создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных индивидуального технических пользования, средств проведение обучения групповых и коллективного и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание ОО и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. Доступность образовательной среды ОО предполагает: доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и читального мест; 2.7. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в следующих формах: 1) урочной и внеурочной деятельности; 2) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для образовательных программ дошкольного образования дистанционная форма реализации образовательных программ не применяется; 3) сетевой и др. 2.8. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). 2.9. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются: 1) бесплатным двухразовым питанием; 2) бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой. 2.10. За присмотр и уход за детьми-инвалидами родительская плата при обучении по дошкольным образовательным программам не взимается. 2.11. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме государственного выпускного экзамена. 2.12. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по их желанию проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9 классы). 2.13. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам». 2.14. прошедшим Лицам с ОВЗ, получившим основное общее образование, успешно государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9 классы), выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем образовании). 3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной форме 3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 3.2. Класс инклюзивного обучения, отдельный класс для обучающихся с ОВЗ (для школ), группа комбинированной направленности, отдельная группа для обучающихся с ОВЗ (для детских садов) открываются на основании приказа директора ОО и комплектуются на основании заключения ПМПК и заявления родителей (законных представителей) о согласии на обучение ребенка в классе (группе) инклюзивного образования, отдельном классе (группе) для обучающихся с ОВЗ. 3.3. Количество учащихся в классе (группе) определяется исходя из максимального количества детей с ОВЗ в классах (группах) в зависимости от категории учащихся и вариантов программы. Комплектование инклюзивных классов (групп) производится с учетом требований, установленных в приложении 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15. 3.4. При необходимости проводится коррекционная работа детей с ОВЗ. Такая работа осуществляется на основе адаптированной образовательной программы или программы коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной программы общего образования. 3.5. Ребенку с ОВЗ может быть установлен диагностический период, по истечении которого психолого-медико-педагогический консилиум выносит заключение о возможности продолжения обучения такого ребенка по образовательной программе, рекомендованной ПМПК. Данное заключение утверждается решением педагогического совета и доводится до сведения родителей (законных представителей). 3.6. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют педагог- психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. 3.7. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций с письменного согласия родителей (законных представителей). 4. Особенности реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм обучения и осуществляется в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий образовательном процессе ОО при отсутствии медицинских противопоказаний. в