СОГЛАСОВАНО
Советом родителей
Протокол от 31.08.2022 № 2
ПРИНЯТО
педагогическим советом
МОБУ Зареченская ООШ
протокол № 6 от 25.08.2022
СОГЛАСОВАНО
Советом обучающихся
Протокол от 31.08.2022 № 2
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОБУ Зареченская ООШ
Л.А. Сидоренкова
Приказ № 152-О от 31.08.2022
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Общие положения
1.1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных
условий.
1.2. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
производится в МОБУ Зареченская ООШ (далее – ОО) на основании Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»; приказа Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»; приказа Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»; приказа Министерства
просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»; приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 №
1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»; приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; приказа
Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»
(с
изменениями и дополнениями); приказа Минобрнауки России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»; приказа Минобрнауки России от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»; приказа Минобрнауки России от 23.08.2017
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»; приказа
Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения
условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"; СанПиН 2.4.1.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; СанПиН
1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»; СанПиН 2.4.1.3648-20, 1.2.3685-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»; нормативных актов МКУ «Управление
образования»
Октябрьского
муниципального
округа;
Устава,
Положения
об
электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий,
Положения об индивидуальном учебном плане и других локальных нормативных актов
ОО.
2. Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ
2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе
получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной
психолого-медико-педагогической коррекции.
2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1) в образовательной организации;
2) вне образовательной организации:
по образовательным программам начального общего, основного общего
образования - на дому или в медицинских организациях, в форме семейного
образования;
по образовательным программам дошкольного образования - в форме семейного
образования.
2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные
программы:
- образовательная программа, разработанная и утвержденная ОО;
- адаптированная образовательная программа, разработанная и утвержденная ОО;
-
образовательная
программа
для
ребенка-инвалида,
разработанная
и
утвержденная ОО в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида, утвержденной федеральными государственными учреждениями медикосоциальной экспертизы (далее - МСЭ) по результатам проведения МСЭ.
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием
самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные
учебные планы.
2.4. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дети
с ОВЗ принимаются
общеобразовательной
программе
на
обучение по
только
с
адаптированной
согласия
родителей
основной
(законных
представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии.
2.5. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным
образовательным программам: начального общего образования срок обучения
увеличивается не более чем на два года (до шести лет освоения образовательной
программы);
основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один
год.
2.6.
В случае обучения по адаптированным основным общеобразовательным
программам в Школы создаются специальные условия для получения образования
указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов,
специальных
индивидуального
технических
пользования,
средств
проведение
обучения
групповых
и
коллективного
и
индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание ОО и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.
Доступность образовательной среды ОО предполагает:
доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется
образовательная
деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все
основные виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и
читального мест;
2.7. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы
в следующих формах:
1) урочной и внеурочной деятельности;
2) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий. Для образовательных программ дошкольного образования дистанционная
форма реализации образовательных программ не применяется;
3) сетевой и др.
2.8.
Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ
(с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
2.9.
Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются:
1) бесплатным двухразовым питанием;
2) бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной
литературой.
2.10.
За присмотр и уход за детьми-инвалидами родительская плата при
обучении по дошкольным образовательным программам не взимается.
2.11.
Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в
форме государственного выпускного экзамена.
2.12.
Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по
их желанию проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного
государственного экзамена (9 классы).
2.13.
Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не
имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам,
выдается
свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном приказом
Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об
обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с
различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и
среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным
общеобразовательным программам».
2.14.
прошедшим
Лицам с ОВЗ, получившим основное общее образование, успешно
государственную
итоговую
аттестацию
в
форме
основного
государственного экзамена (9 классы), выдаются документы об образовании (аттестаты
об основном общем образовании).
3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и
внеурочной форме
3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с
другими обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах, группах или в
отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
3.2. Класс инклюзивного обучения, отдельный класс для обучающихся с ОВЗ (для
школ), группа комбинированной направленности, отдельная группа для обучающихся с
ОВЗ (для детских садов) открываются на основании приказа директора ОО и
комплектуются на основании заключения ПМПК и заявления родителей (законных
представителей) о согласии на обучение ребенка в классе (группе) инклюзивного
образования, отдельном классе (группе) для обучающихся с ОВЗ.
3.3. Количество учащихся в классе (группе) определяется исходя из максимального
количества детей с ОВЗ в классах (группах) в зависимости от категории учащихся и
вариантов программы.
Комплектование инклюзивных классов (групп) производится с учетом требований,
установленных в приложении 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15.
3.4. При необходимости проводится коррекционная работа детей с ОВЗ. Такая
работа осуществляется на основе адаптированной образовательной программы или
программы коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной
программы общего образования.
3.5. Ребенку с ОВЗ может быть установлен диагностический период, по истечении
которого психолого-медико-педагогический консилиум выносит заключение о
возможности продолжения обучения такого ребенка по образовательной программе,
рекомендованной
ПМПК.
Данное
заключение
утверждается
решением
педагогического совета и доводится до сведения родителей (законных представителей).
3.6. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют
педагог- психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.
3.7. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или
адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по
письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению
образовательных
организаций
с
письменного
согласия
родителей
(законных
представителей).
4. Особенности реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий может осуществляться при реализации образовательных программ в любой
форме обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных
форм обучения и осуществляется в соответствии с Положением об электронном
обучении
и
использовании
дистанционных
образовательных
технологий
образовательном процессе ОО при отсутствии медицинских противопоказаний.
в