Положение об организации внеурочной деятельности в условиях организации ФГОС НОО для ОВЗ и детей-инвалидов

СОГЛАСОВАНО
Советом родителей
Протокол от 31.08.2022 № 2

ПРИНЯТО
педагогическим советом
МОБУ Зареченская ООШ
протокол № 6 от 25.08.2022

СОГЛАСОВАНО
Советом обучающихся
Протокол от 31.08.2022 № 2

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОБУ Зареченская ООШ
Л.А. Сидоренкова
Приказ № 152-О от 31.08.2022

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации внеурочной деятельности в условиях организации ФГОС НОО для
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
1. Общие положения
1.1. Положение об организации внеурочной деятельности в условиях организации
ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью разработано МОБУ Зареченская
ООШ в соответствии с ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»,
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
1.2. Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность детей с
ОВЗ, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в
общеобразовательном учреждении, отличная от урочной системы обучения.
1.3. Внеурочная деятельность организуется в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей
с ОВЗ.
1.4. Количество часов, отведённое на внеурочную деятельность, определяется
Базисным учебным планом адаптированной основной образовательной программы для
детей с интеллектуальными нарушениями.
1.5. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении предельно допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается
при

определении

объемов

финансирования,

направляемых

адаптированной основной образовательной программы.

на

реализацию

1.6. Руководителем внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении
является заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который организует
деятельность и несёт ответственность за ее результаты.
1.7. Внеурочная деятельность организуется на принципах гуманизма, демократии,
творческого развития личности, свободного выбора каждым ребёнком вида и объема
деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого
обучающегося.
2. Цель и задачи внеурочной деятельности
2.1. Целью внеурочной деятельности является создание условий для достижения
обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования
принимаемой обществом системы ценностей с учётом их возрастных и индивидуальных
особенностей.
2.2. Задачи внеурочной деятельности:
-

обеспечение адаптации обучающегося к школьному обучению;

-

оптимизация

учебной

нагрузки,

учет

возрастных

и

индивидуальных

особенностей, особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
-

улучшение условий для развития обучающегося; содействие развитию
индивидуальности обучающегося;

-

нравственного,

эмоционального,

волевого

компонентов

мировоззрения;

познавательного интереса;
-

потребности

к

самообразованию

и

творчеству;

целеустремленности,

аккуратности;
-

формирование у обучающихся потребности в продуктивной, социальноодобряемой

деятельности,

положительной

«Я-концепции»,

которая

характеризуется: уверенностью в доброжелательном отношении к ним других
людей, убеждённостью в успешном овладении ими тем или иным видом
деятельности, чувством собственной значимости;
-

развитие

личности

обучающихся,

коррекция

нарушений

развития

и

профилактика возникновения вторичных отклонений.
2.3. Внеурочная

деятельность направлена на

реализацию

индивидуальных

потребностей обучающихся школы путем предоставления выбора широкого спектра
занятий, направленных на развитие обучающихся.

3. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности
3.1. Направления и виды внеурочной деятельности определяются МОБУ Зареченская
ООШ (далее - Школа) в соответствии с адаптированной основной образовательной
программой начального общего образования школы для детей с ОВЗ.
3.2. Внеурочная деятельность для детей с интеллектуальными нарушениями
организуется:
по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное;
по

видам:

игровая,

познавательная,

досугово-развлекательная

деятельность

(досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество,
социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность);
техническое

творчество

(трудовая)

деятельность,

спортивно-оздоровительная

деятельность; краеведческая деятельность; проектно-исследовательская деятельность;
в формах: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественнополезные практики, смотры- конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр,
фестивали, игры (сюжетно-ролевые, подвижные и спортивные игры и др.), туристические
походы, творческие мастерские, поисковые исследования, факультативы. В качестве
нетрадиционных форм организации внеурочной деятельности обучающихся могут
выступать: презентации предметов, фактов, явлений, событий; защита проектов; чаепития
и др.
4. Организация внеурочной деятельности
4.1. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
адаптированной основной образовательной программы начального области общего
образования определяет школа.
4.2. На внеурочную деятельность в неделю отводится 5 часов для учащихся с
интеллектуальными нарушениями.
4.3. Внеурочная деятельность может быть организована
- по месту проведения:
- на базе школы;
- с привлечением учреждений дополнительного образования.

по времени: в первой или во второй половине дня.
4.4.

Участниками

внеурочной

деятельности

являются

обучающиеся,

педагогические работники.
4.5.

Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями начальных

классов, воспитателями и другими специалистами образовательного учреждения.

4.6.

Обучающиеся участвуют в выборе направлений и форм внеурочной

деятельности.
4.7.

Классный

руководитель

проводит

анкетирование

обучающихся

с

представлением основных направлений внеурочной деятельности, на основании
анкетирования

формируется

общий

заказ

в

параллели

и

индивидуальный

образовательный маршрут обучающегося. На основании заказа заместитель директора
составляет график работы объединений внеурочной деятельности.
4.8.

План внеурочной деятельности является организационным механизмом

реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования и разрабатывается для школы, класса, группы перед началом учебного года.
4.9.

Для обучающихся начальной школы набор направлений и программ

внеурочной деятельности предлагается на классном собрании в августе.
4.10.

В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной

деятельности в кружках. Состав обучающихся может быть переменным.
4.11.

Расписание внеурочной деятельности составляется в начале учебного года

администрацией общеобразовательного учреждения по представлению педагогических
работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха
обучающихся, воспитанников и утверждается директором общеобразовательного
учреждения.
4.12.

Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия

администрации общеобразовательного учреждения и оформляется документально.
4.13.

Длительность

занятий

зависит

от

возраста

и

вида

деятельности.

Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия,
рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 45 минут в день для
обучающихся 1-2-х классов, и не более полутора часов в день – для остальных классов
первой ступени обучения.
5. Разработка Рабочей программы по внеурочной деятельности.

5.1.

Рабочая программа по внеурочной деятельности разрабатывается и

утверждаются школой самостоятельно.
5.2.

Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем,

порядок, содержание изучения и преподавания курса, основывающийся на примерную
или авторскую программу внеурочной деятельности.

5.3.

Цель Рабочей программы – создание условий для развития личности и

создание основ творческого потенциала обучающихся по определенному курсу
внеурочной деятельности.
5.4.

Задачи Рабочей программы:

-

Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

-

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

-

умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;

-

способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

-

формирование социально адекватных способов поведения.

-

- Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

-

воспитание целеустремленности и настойчивости;

-

формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;

-

формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;

-

формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

-

формирование умения решать творческие задачи.

-

формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).
5.5. Функции Рабочей программы:

-

нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном
объеме;

-

целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она
введена в ту или иную образовательную область;

-

определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов
содержания, подлежащих усвоению обучающихся (требования к минимуму

-

содержания), а также степень их трудности;

-

процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения
элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия
обучения;

-

оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты
контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
5.6. Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть различных типов:
- комплексные;

- тематические;
- ориентированные на достижение результатов;
- по конкретным видам внеурочной деятельности;
- индивидуальные.

6. Технология разработки Рабочей программы
6.1. Разработка Рабочих программ относится к компетенции школы и реализуется им
самостоятельно. Возможно использование авторских программ.
6.2. Рабочие программы составляются на уровень обучения.
6.3. Рабочая программа составляется учителем по определенному курсу на один
учебный год или сроком действия до четырех лет.
6.4. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один является структурным
элементом образовательной программы, второй хранится у учителя.
6.5. При составлении, принятии и утверждении Рабочей программы должно быть
обеспечено ее соответствие следующим документам:
- федеральному государственному образовательному стандарту;
- авторской

программе,

прошедшей

экспертизу

и

апробацию;

-основной

образовательной программе школы.
6.6.

Рабочая

программа

является

основой

для

создания

разработчиком

календарно- тематического планирования на каждый учебный год.
6.7.

Рабочая программа является обязательным документом для

административного контроля полного освоения содержания курса учащимися и
достижения ими планируемых результатов на уровнях воспитания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».