СОГЛАСОВАНО Советом родителей Протокол от 31.08.2022 № 2 ПРИНЯТО педагогическим советом МОБУ Зареченская ООШ протокол № 6 от 25.08.2022 СОГЛАСОВАНО Советом обучающихся Протокол от 31.08.2022 № 2 УТВЕРЖДЕНО Директор МОБУ Зареченская ООШ Л.А. Сидоренкова Приказ № 152-О от 31.08.2022 ПОЛОЖЕНИЕ о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 1. Общие 1.1. положения Положение о форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Положение) разработано МОБУ Зареченская ООШ (далее – Школа) в целях проверки соответствия знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требованиям программ, глубины и прочности полученных знаний, умения их применять в практической деятельности, необходимой для социальной адаптации и интеграции данной категории детей в общество; обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения учащимися общеобразовательных метапредметных и программ, личностных позволяющий результатов, а вести оценку предметных, также результатов освоения коррекционно- развивающей области. 1.2. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Федеральным Законом от 26.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказом Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программ», совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», Уставом школы, настоящим Положением. 1.3. Настоящее Положение регулирует периодичность, порядок и формы проведения итоговой и промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости учащихся с ОВЗ. 1.4. основные Школа разрабатывает общеобразовательные и программы утверждает адаптированные для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других учащихся с ОВЗ, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 1.5. Адаптированные образовательные программы разрабатываются на основе основных образовательных программ и реализуются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования для учащихся с ОВЗ. 1.6. Для детей с умственной отсталостью адаптированная основная общеобразовательная программа не предполагает освоение уровня основного общего образования, установленного федеральными образовательными стандартами начального и основного общего образования (образование не является цензовым). 1.7. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, адаптированной для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. 1.8. Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с адаптированной образовательной программой. 1.9. результатов Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения освоения учебных предметов, курсов, дисциплин предусмотренных адаптированной образовательной программой. 1.10. Промежуточная аттестация проводится со второго класса. (модулей), 1.11. Система оценки достижения учащимися с ОВЗ планируемых результатов освоения АОП предусматривает оценку достижения учащимися с ОВЗ планируемых результатов предметных, метапредметных, личностных, коррекционной работы в соответствии с адаптированной образовательной программой (раздел «Система оценивания образовательных результатов»). 1.12. Основными принципами контрольно-оценочной деятельности является: критериальность и самооценка, гибкость и вариативность. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими. 2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости учащихся с ОВЗ 2.1. Выставляемые оценки учащимся с ОВЗ не могут быть приравнены к оценкам учащихся не имеющих таких ограничений в виду значительной неоднородности состава учащихся по степени ограничений возможностей здоровья в одном классе. 2.2. Оценка также играет роль стимулирующего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом. 2.3. Текущий контроль успеваемости учащихся с ОВЗ проводится в течение учебного периода в целях: - контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных адаптированной образовательной программой; - оценки соответствия результатов освоения адаптированных образовательных программ требованиям соответствующего ФГОС; -проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогом с целью возможного совершенствования образовательной деятельности; 2.4. Текущий контроль осуществляется педагогом, реализующим соответствующую часть образовательной программы. 2.5. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогом с учетом адаптированной образовательной программы. 2.6. Формами текущего контроля являются: - письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, самостоятельные, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, диагностические, тестовые, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое; - устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа, беседы, собеседования и другое; - комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок. - иные формы контроля могут предусматриваться адаптированной образовательной программой. Фиксация 2.7. результатов текущего контроля осуществляется по пятибалльной системе в соответствии с критериями оценивания по предметам. Текущий контроль успеваемости учащихся первого класса в течение 2.8. учебного года осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего 2.9. контроля успеваемости определяются педагогом в соответствии с адаптированной образовательной программой и могут включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности учащегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении учащегося. 2.10. Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом. 2.11. В промежуточной аттестации учащихся, находящихся на лечении в санатории, стационаре, учитываются отметки, полученные в учебном заведении при лечебном учреждении. 2.12. Результаты текущего контроля фиксируются в электронном журнале. 2.13. Педагоги доводят до сведения родителей (законных представителей) информацию о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный журнал), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. 2.14. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости, учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 2.15. Четвертные (полугодовые) отметки успеваемости выставляются учащимся на основе текущих отметок успеваемости как среднее арифметическое с учётом результатов диагностических, выставленных в классный журнал. комплексных, тестовых, контрольных, 2.16. Отметка за четверть учащимся 2-9 классов выставляется при наличии 2.16. 3-х и более текущих отметок. Обучение детей с умеренной степенью умственной отсталости, сложным 2.17. дефектом делится на несколько образовательных этапов, целью каждого из которых является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить. 3. Оценка метапредметных и личностных результатов 3.1. Оценка достижения учащимися с ОВЗ метапредметных результатов организуется в соответствии с адаптированной образовательной программой (раздел «Система оценивания образовательных результатов»). 3.2. Оценка метапредметных УУД включают в себя как внутреннюю оценку, так и внешнюю. 3.3. Метапредметные результаты являются предметом итоговой оценки в составе итоговых работ 4 класса. Но отслеживать и оценивать формирование метапредметных универсальных учебных действий позволяет мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. Результаты мониторинга позволяют сделать выводы об уровне сформированности каждого универсального учебного действия и о динамике продвижения учащегося или класса в целом. 3.4. Мониторинг организуется на основе диагностических методов по этапам: 3.4.1. Входная диагностика - оценка уровня сохранности универсальных учебных действий, необходимых для качественного усвоения программного материала. Входная диагностика проводится в начале учебного года (сентябрь). 3.4.2. Текущая диагностика - систематический анализ процесса формирования УУД. Учитель оценивает надежность сформированности способов действий, выявляет динамику развития учащихся, намечает пути повышения успешности обучения отдельных учащихся. 3.4.3. Промежуточная диагностика - оценка уровня сформированности универсальных учебных действий, необходимых для продолжения обучения в следующем классе. 3.4.4. Итоговая диагностика - оценка уровня сформированности универсальных учебных действий, необходимых для продолжения обучения на уровне основного общего образования. 3.5. Оценка уровня освоения учебных программ и сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий учащихся с ОВЗ 5-9 классов осуществляется на материалах комплексных диагностических работ. 3.6. Оценка личностных результатов осуществляется на основе психологопедагогических методик. 3.7. Личностные результаты выпускников в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке. 3.8. Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений. 4. Оценка достижения учащимися планируемых результатов освоения программы коррекционной работы 4.1. Оценка результатов освоения учащимися с ОВЗ программы коррекционной работы осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. 4.2. Оценка результатов освоения учащимися с ОВЗ программы коррекционной работы опирается на следующие принципы: - дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ; - динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей учащихся с ОВЗ; - единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АОП, что сможет обеспечить объективность оценки. 4.3. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения учащимися с ОВЗ программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики учащихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития. 4.4. Оценка результатов освоения учащимися с ОВЗ программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. В целях оценки результатов освоения учащимися с ОВЗ программы коррекционной работы используются три формы мониторинга: стартовая, текущая и финишная диагностика. 4.5. Стартовая диагностика выявляет исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебнопознавательную деятельность и повседневную жизнь. 4.6. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения учащегося, позволяя судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) учащихся в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. 4.7. Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения по уровням), выступает оценка достижений учащегося в соответствии с планируемыми результатами освоения учащимися программы коррекционной работы. 4.8. Для оценки результатов освоения учащимися программы коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений ППк. Задачей специалистов является выработка общей оценки достижений учащегося. 4.9. Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения учащимися программы коррекционной работы также учитывается мнение родителей (законных представителей). 4.10. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы учащийся в случае согласия родителей (законных представителей) направляется на расширенное психолого-медико- педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы. 4.11. Результаты освоения учащимися программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. 4.12. Результаты освоения учащимися с ОВЗ предметных, метапредметных и личностных результатов фиксируются в индивидуальной карте развития учащегося. 5. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся с ОВЗ 5.1. Оценивать достижения учащимся с ОВЗ планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у учащегося с ОВЗ может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна. 5.2. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся с ОВЗ включают: - особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ; - привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для учащихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); - присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; - адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с ОВЗ: • упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; • упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; • в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; - при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); - при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); - увеличение времени на выполнение заданий; - возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; - недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. 5.3. При оценке образовательных достижений учащихся необходимо принимать во внимание их индивидуальные особенности в интеллектуальном развитии, состоянии эмоционально-волевой сферы. 5.4. Учащимся с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более легкий вариант заданий. При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. 5.5. К учащимся с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работы и т.п.). В случае стремления ученика преодолеть отставание, как исключение, можно оценивать отдельные работы более высоким баллом. 6. Содержание, и порядок проведения промежуточной аттестации 6.1. Целями проведения промежуточной аттестации являются: 6.2. объективное установление фактического уровня освоения адаптированной образовательной программы и достижения результатов освоения адаптированной образовательной программы; 6.3. соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС; 6.4. оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им адаптированной индивидуальные потребности образовательной учащегося в программы осуществлении и учитывать образовательной деятельности, 6.5. оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы. 6.6. промежуточная аттестация в МОБУ ГСОШ проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися адаптированной образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств. 6.7. Промежуточная аттестация проводится во 2-х – 9-х классах в конце каждого учебного года учителями в сроки, установленные календарным учебным графиком школы. 6.8. Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных и полугодовых отметок как среднее арифметическое результатов четвертных, полугодовых отметок. Округление результата проводится в сторону результатов за последнюю четверть, полугодие. 7. Порядок перевода учащихся в следующий класс 7.1. Учащиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть адаптированной образовательной программы, переводятся в следующий класс. 7.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) адаптированной образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 7.3. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. 7.4. Школа создает условия учащемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. 7.5. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые школой, в установленный данным пунктом срок с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни учащегося. 7.6. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй раз, в школе создается комиссия. 7.7. Учащиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 7.8. Учащиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность с момента ее образования, по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение. Обучение которых проходит по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, либо на обучение по индивидуальному учебному плану. 7.9. Школа информирует родителей учащегося о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения, учащегося в письменной форме. 8. Особенности проведения промежуточной аттестации экстернов 8.1. Промежуточная аттестация экстернов проводится в соответствии с настоящим положением в сроки и в формах, предусмотренных адаптированной образовательной программой, в порядке, установленном настоящим положением. 8.2. По заявлению экстерна школа вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации. 8.3. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию в школе, (его законные представители), имеют право на получение информации о сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления экстернатом в школу. 8.4. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию (его законные представители) должен подать заявление о зачислении его экстерном в школу не позднее, чем за две недели до начала проведения соответствующей промежуточной аттестации. В ином случае гражданин к проведению промежуточной аттестации в указанный срок не допускается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.2 настоящего положения. 9. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ 9.1. Государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) проводится в целях определения программ соответствия основного результатов общего освоения образования учащимися образовательных соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. 9.2. К государственной итоговой аттестации допускаются учащиеся в полном объеме успешно освоившие образовательные программы основного общего образования и не имеющие академической задолженности. 9.3. Результатом освоения образовательных программ учащихся с ОВЗ является итоговая промежуточная аттестация на каждом уровне образования. 9.4. Учащимся с различными формами умственной отсталости, не имеющим начального общего, основного общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, не проходят государственную итоговую аттестацию. 9.5. По успешному завершению освоения лицами с различными формами умственной отсталости адаптированных основных образовательных программ выдается свидетельство об обучении. 9.6. Свидетельство не является документом об образовании, поскольку учащиеся с умственной отсталостью по адаптированным основным общеобразовательным программам не проходят государственной итоговой аттестации. В тоже время свидетельство дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта. 9.7. Свидетельство выдается выпускникам в связи с завершением ими обучения не позднее десяти дней после издания распорядительного акта об отчислении выпускников из школы. 9.8. Для учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов, обучающихся по образовательным программам основного или среднего общего образования, Государственная итоговая аттестация проводится в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов. 9.9. Для учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся по образовательным программам основного общего образования ГИА по отдельным учебным предметам по их желанию проводится в форме ОГЭ.