Положение о разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающегося

СОГЛАСОВАНО
Советом родителей
Протокол от 31.08.2022 № 2

ПРИНЯТО
педагогическим советом
МОБУ Зареченская ООШ
протокол № 6 от 25.08.2022

СОГЛАСОВАНО
Советом обучающихся
Протокол от 31.08.2022 № 2

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОБУ Зареченская ООШ
Л.А. Сидоренкова
Приказ № 152-О от 31.08.2022

ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке и реализации специальной индивидуальной программы
развития обучающегося
I. Цель и основание разработки и реализации СИПР

1.1. Положение о разработке и реализации специальной индивидуальной
программы развития обучающегося (далее – Положение) разработано в соответствии с
Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации», требованиями АООП образования обучающихся с умеренной умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), Приказом министерства
образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 "Об утверждении федерального
государственного

стандарта

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями", Уставом МОБУ Зареченская ООШ (далее Школа).
1.2. Широкий диапазон особых образовательных потребностей детей с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вызывает необходимость
образования таких обучающихся по индивидуальной программе.
1.3. В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями и с учетом 2 варианта примерной АООП
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями образовательная
организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее
СИПР).
1.4. Основанием разработки для СИПР являются заключение психолого-медикопедагогической комиссии.
1.5. Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных
компетенций,

которые

позволяют

ему

достигать

максимально

возможной

самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его
включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного

расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для
него пределах.
II.

Организация разработки СИПР

2.1. При поступлении ребенка в образовательную организацию специалисты
проводят психолого-педагогическое обследование с целью последующей разработки
СИПР и создания оптимальных условий ее реализации.
2.2. Психолого-педагогическое обследование ребенка включает:
2.2.1. изучение специалистами заключения ПМПК и другой предоставленной на
ребенка документации,
2.2.2. знакомство с семьей ребенка и условиями его обучения/воспитания в семье,
2.2.3. сбор дополнительной информации у специалистов, осуществлявших
психолого-педагогическую работу с ребенком до школы,
2.2.4. проведение первичного психолого-педагогического обследования,
2.2.5. диагностический период в течение первого месяца посещения ребенком
школы.
2.3. На основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка,
проводимого специалистами образовательной организации, составляется психологопедагогическая характеристика ребенка, в которой дается оценка его актуального
состояния развития и определяется зона ближайшего развития обучающегося.
2.4. Структура характеристики включает:
2.4.1. год обучения в образовательной организации;
2.4.2. сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в семье,
отношение к ребенку);
2.4.3. данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
2.4.4. характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка,
наблюдаемых специалистами;
2.4.5. социальные компетенции:
2.4.5.1. базовые учебные действия.
2.4.5.2. коммуникативные возможности (речь и общение).
2.4.5.3. игровая деятельность.
2.4.5.4.

предметно-практическая

деятельность

инструментами, материалами).
2.4.5.5. самообслуживание.
2.4.5.6. бытовая и трудовая деятельность.
2.4.5.7. математические представления.

(действия

с

предметами,

2.4.5.8. представления об окружающем мире (о себе, ближайшем окружении,
природном, растительном, социальном мире).
2.4.6. потребность в уходе и присмотре; необходимый объем помощи со стороны
окружающих;
2.4.7. выводы по итогам оценки.
2.5.

СИПР

разрабатывается

на

основе

адаптированной

основной

общеобразовательной программы (АООП) Организации на один учебный год.
2.6. Разработку и реализацию СИПР осуществляет экспертная группа на основе
анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка. К этой работе
привлекаются родители (законные представители) обучающегося.
2.7. Экспертную группу формирует школа. В состав экспертной группы входят
специалисты (учитель класса, учитель музыки, учитель физкультуры, педагогпсихолог, учитель-дефектолог и др.), работающие с конкретным ребенком.
2.8.

СИПР

утверждается директором на основе решения коллегиального

органа (педагогического совета) школы.
2.9. В соответствие с требованиями ФГОС (п. 2.9.1 приложения ФГОС) структура
СИПР включает: общие сведения – персональные данные ребенка и его родителях;
характеристику ребенка; индивидуальный учебный план; содержание актуальных для
образования конкретного обучающегося учебных предметов, коррекционных занятий
и других программ; условия реализации потребности в уходе и в присмотре (при
необходимости); внеурочную деятельность обучающегося; перечень специалистов,
участвующих в разработке и реализации СИПР; программу сотрудничества
специалистов с семьей обучающегося; перечень необходимых технических средств
общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных
средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР; средства мониторинга и
оценки динамики обучения.
2.10. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях,
заключение ПМПК.
2.11. Индивидуальный учебный план (далее ИУП) устанавливает доступный
объем недельной нагрузки для обучающегося по актуальным учебным предметам,
коррекционным курсам, внеурочной деятельности.
2.12. ИУП разрабатывается на основе учебного плана Организации и включает
индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из
общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных
потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося.

2.13. Содержание образования на основе СИПР включает перечень конкретных
образовательных задач для обучающегося, которые формулируются с учетом его
возможностей и особых образовательных потребностей, а также содержания учебных
предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых
учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности),
представленных в АООП. Задачи образования формулируются в СИПР в качестве
возможных (планируемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один
учебный год.
2.14. СИПР отражает потребности обучающегося в уходе и присмотре в форме
индивидуального

графика

с

указанием

времени,

деятельности

и

лица,

осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных
материалов и средств.
2.15. Области и требования ухода: прием пищи, одевание, раздевание и забота о
внешнем виде, передвижение, совершение гигиенических процедур, соблюдение
санитарных требований, поддержка жизненно важных функций организма, реализация
коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей.
2.16. Области и требования присмотра: обеспечение безопасной среды;
составление четких алгоритмов на случай возникновения разных непредвиденных
ситуаций связанных с безопасностью жизни и здоровья обучающихся; ведение журнала
травм.
2.17. Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом
мероприятий внеурочной деятельности. Его реализация осуществляется в ходе
проведения внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по
интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые
старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и
др., а также на занятиях по разным направлениям внеурочной деятельности.
2.18. СИПР содержит перечень специалистов, участвующих в ее разработке и
реализации. Данный перечень может включать: учителя класса, учителя музыки,
учителя адаптивной физкультуры, педагога-психолога и др.
2.19. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает
перечень направлений сотрудничества, мероприятий и форм сотрудничества школы и
семьи обучающегося, а также частоту и сроки проведения мероприятий.
2.20.

Программа

сотрудничества

специалистов

с

семьей

обучающегося

предусматривает психологическую поддержку семьи, консультации по всем вопросам
оказания психолого-педагогической помощи ребенку; просвещение по вопросам

воспитания

и

обучения

ребенка-инвалида;

участие

родителей

(законных

представителей) в разработке СИПР; согласование требований к ребенку и выбор
единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной
организации и семьи; помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды
дома; выполнение заданий, составленных специалистами школы для занятий с
ребёнком в домашних условиях; участие родителей в работе психолого-медикопедагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку; регулярные
контакты родителей и специалистов в течение всего учебного года и др.
2.21. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального
назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации,
необходимых для реализации СИПР.
2.22. Оценка динамики обучения осуществляется в ходе проведения текущей,
промежуточной и итоговой аттестации. Текущая аттестация проводится в форме
мониторинга в конце каждого полугодия с использованием условных обозначений,
рекомендованных в пр. АООП (2 вариант). Промежуточная аттестация проводится по
итогам учебного года и предполагает описательную форму (характеристика
обучающегося). Итоговая аттестация представляет собой оценку результатов освоения
специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения.
2.23. При разработке и реализации СИПР рекомендуется использование учебнометодического комплекса, размещенного в сети интернет на сайте УМКСИПР.рф.
III.

Организация реализации СИПР

3.1. Реализация СИПР осуществляется экспертной группой, в которую входят те
же специалисты, которые разрабатывали индивидуальную программу развития, и
родителями (законными представителями) обучающегося.
3.2. В соответствии с индивидуальным учебным планом (ИУП) на каждого
обучающегося

специалистами

составляется

расписание

занятий,

планируется

внеурочное время.
3.3. С учетом индивидуальных особенностей ребенка, в случае трудностей
адаптации к пребыванию в условиях группы, при наличии выраженных проблем
поведения (постоянного крика, постоянной вокализации, открытой направленной на
окружающих и предметы агрессии, частой самоагрессии) и необходимости
постоянного присмотра, ребенку может быть установлен индивидуальный график
посещения организации и соответствующее расписание занятий.

3.4. Продолжительность пребывания ребенка в школе, предпочитаемая часть дня,
(например,

утро

или

послеобеденное

время)

устанавливается

психолого-

медикопедагогическим консилиумом (ПМПк) образовательной организации на основе
рекомендаций экспертной группы, с учетом психоэмоционального состоянии ребенка
и его готовности к нахождению и обучению в среде сверстников, а также возможностей
организации обеспечить коррекционную работу и присмотр за ребенком. По мере
коррекции поведенческих проблем время пребывания ребенка в образовательной
организации вообще и в классе (на ступени), в частности, постепенно увеличивается,
дозировано он включается в групповую форму обучения.
3.5. С учетом готовности ребенка к обучению в группе сверстников и содержания
СИПР

выбираются

формы

организации

обучения

(фронтальная,

групповая,

индивидуальная).
3.5.1. Процесс обучения по учебным предметам организуется в форме урока.
Учитель проводит урок для состава всего класса или для группы обучающихся (при
наличии сходных образовательных задач по учебному предмету). Урок может
проводиться в форме индивидуального занятия с обучающимися, не готовыми
обучаться в группе, а также с обучающимися, включенные в СИПР образовательные
задачи которых, существенно отличаются от задач других обучающихся.
3.5.2. Коррекционные курсы реализуются в форме индивидуальных занятий.
3.6. Для проведения уроков по учебным предметам и индивидуальным занятиям
по коррекционным курсам разрабатывают календарно-тематическое планирование,
соответствующее содержанию СИПР.
3.7. Методы, приемы обучения выбираются специалистом самостоятельно, с
учетом особенностей развития ребенка, целей и содержания, включенного в СИПР.
3.8. Оценка освоения СИПР происходит в ходе текущей, промежуточной и
итоговой аттестации обучающегося, которую осуществляет экспертная группа школы.
К анализу результатов обучения привлекаются члены семьи обучающегося. В ходе
аттестации дается согласованная оценка достижений ребёнка в сфере жизненных
компетенций.
3.9. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого обучающегося
составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на
следующий учебный год.
3.10. Организация текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
регулируется соответствующим локальным актом школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».