Положение о порядке организации обучения по индивидуальному учебному плану

Принято педагогическим советом
МОБУ Зареченская ООШ
Протокол № 6 от 25.08.2022

Утверждаю
Директор МОБУ Зареченская ООШ
Л.А. Сидоренкова
Приказ от 31.08.2022 № 152-О
ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке организации обучения по индивидуальному учебному плану
I. Общие положения
1.1. Положение «О порядке обучения по индивидуальному учебному плану» (далее
– Положение) разработано МОБУ Зареченская ООШ (далее – учреждение) на
основании Федерального закона от 29.12.2012

№ 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»; приказа Министерства просвещения Российской Федерации
от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»
1.2. С учетом возможностей и потребностей личности общеобразовательные
программы могут осваиваться по индивидуальному учебному плану.
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося.
Обучение по индивидуальному учебному плану есть вид освоения ребенком
общеобразовательных программ начального общего, основного общего образования
самостоятельно, под контролем учителя, с последующей аттестацией.
1.3. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для
учащихся:
1.3.1. с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению
образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также
положением в семье;

1.3.2. с высокой степенью успешности в освоении программ;
1.3.3. с ограниченными возможностями здоровья;
1.3.4. по иным основаниям.
1.4. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены
обучающиеся,

не

ликвидировавшие

в

установленные

сроки

академической

задолженности с момента ее образования.
1.5. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей

и

образовательных

потребностей

конкретного

обучающегося.

Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный
план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по
которым данная задолженность не была ликвидирована.
1.6. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану
определяется

образовательной

индивидуального

учебного

организацией

плана

самостоятельно,

осуществляется

в

а

пределах

реализация
осваиваемой

образовательной программы.
1.7. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
1.8. Главной задачей обучения обучающихся по индивидуальному учебному плану
является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора
оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.
1.9. Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный
год, либо на иной срок, указанный в заявлении учащегося или его родителей (законных
представителей) об обучении по индивидуальному учебному плану.
1.10. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный
учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, практики,
иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации учащихся.
1.11.

При

реализации

образовательных

программ

в

соответствии

с

индивидуальным учебным планом могут использоваться различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии.

1.12. Индивидуальный учебный план, за исключением индивидуального учебного
плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен с 1
класса.
1.13. Индивидуальные учебные планы могут быть предоставлены учащимся 10 –
11-х классов на основании выборов предметов на базовом и профильном уровнях,
одаренным детям и детям с ограниченными возможностями здоровья.
1.14. Индивидуальные учебные планы разрабатываются в соответствии со
спецификой и возможностями учреждения.
1.15. Обучение по индивидуальным учебным планам на дому по медицинским
показаниям осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования и
науки

Российской

Федерации

от

05.09.2013

г.

№

07-1317,

исключающим

дискриминацию в сфере образования и обеспечивающим права каждого человека на
образование.
1.16. Индивидуальные учебные планы начального общего, основного общего
образования разрабатываются учреждением с участием учащихся и их родителей
(законных представителей).
1.17. Учреждение может обращаться за психолого-педагогической и методической
помощью в разработке индивидуальных учебных планов.
1.18. Учащиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе
посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия.
1.19. О правилах обучения по индивидуальному учебному плану, установленных
настоящим Положения, учреждение информирует учащихся.
1.20. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с
настоящим Положением осуществляется на родительских собраниях, при приеме детей
в образовательную организацию. Данное Положение подлежит опубликованию на
официальном

сайте

образовательной

организации

в

информационно-

телекоммуникационной сети «Интернет».
II. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
2.1. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе
обучающихся,

не

ликвидировавших

в

установленные

сроки

академической

задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей
(законных представителей) обучающегося.
2.2. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется
индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося
или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания
образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов,
углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных
образовательных программ и др.).
2.3. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану
принимаются в течение учебного года.
2.4. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило, с
начала учебного года.
2.5. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется
приказом руководителя образовательной организации.
2.6. Индивидуальный учебный план утверждается решением педагогического
совета образовательной организации.
2.7. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется
образовательной организацией, в котором обучается данный обучающийся.
2.8. Лицу, обучающемуся по индивидуальному учебному плану, предоставляется
возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу
из библиотечного фонда образовательной организации, пользоваться предметными
кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать
обучение в образовательной организации в порядке, определенном образовательной
организацией и закрепленном в его Уставе.
2.17. С учетом желания, способностей учащемуся могут быть предоставлены
свободные помещения классно-урочных занятий, изучение отдельных курсов и тем в
форме самообразования и других формах, предусмотренных Федеральным законом от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.18. Образовательная организация с учетом запросов родителей (законных
представителей) обучающихся и обучающихся определяет сроки и уровень реализации
программ. Индивидуальное расписание занятий, перечень программ обучения по
предметам, количество часов, формы и сроки текущего и итогового контроля, педагоги,

ведущие

обучение,

оформляются

приказом

руководителя

образовательной

организации.
2.19. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том
числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия.
2.20.

Промежуточная

и

итоговая

государственная

аттестация,

перевод

обучающегося осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
III. Требования к индивидуальному учебному плану начального общего
образования
3.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы
начального общего образования индивидуальный учебный план начального общего
образования предусматривает:
3.1.1. учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
3.1.2. иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и
возможностей образовательной организации).
3.2. Для проведения данных занятий используются учебные часы согласно части
базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса (в 1
классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть
отсутствует).
3.3. Индивидуализация содержания основной общеобразовательной программы
начального общего образования может быть осуществлена за счет внеурочной
деятельности.
3.4. В индивидуальный учебный план начального общего образования входят
следующие обязательные предметные области: филология, родной язык и литературное
чтение на родном языке, математика и информатика, обществознание и естествознание
(окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство,
технология, физическая культура.
3.5. По выбору родителей (законных представителей) обучающихся изучаются
основы православной культуры, основы мировых религиозных культур, основы
светской этики.

3.6. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2
904 часов и более 3 345 часов.
3.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего
образования составляет четыре года. Индивидуальный учебный план может
предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения.
Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы начального
общего образования составляет не более 1 года.
3.8. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть
увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей

детей

(в

соответствии

с

рекомендациями

психолого-медико-

педагогической комиссии).
IV. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего
образования
4.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы
основного общего образования индивидуальный учебный план основного общего
образования может предусматривать:
4.1.1. увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов
обязательной части;
4.1.2. введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе
этнокультурные;
4.1.3. организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся;
4.1.4. иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и
возможностей образовательной организации).
4.2. Необходимые часы выделяются за счет части базисного учебного плана
основного

общего

образования,

формируемой

участниками

образовательного

процесса.
4.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят
следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

4.3.1. филология (русский язык, литература, иностранный язык);
4.3.2. общественно-научные предметы (история, обществознание, география);
4.3.3. математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
4.3.4. естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);
4.3.5. искусство (изобразительное искусство, музыка);
4.3.6. технология (технология);
4.3.7.

физическая

культура

и

основы

безопасности

жизнедеятельности

(физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
4.4. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5 267 часов и
более 6 020 часов.
4.5. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего
образования составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может предусматривать
уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое
уменьшение

срока

освоения

образовательной

программы

основного

общего

образования составляет не более 1 года.

V. Необходимые условия для реализации учебного плана
5.1. Для составления индивидуального учебного плана следует:
5.1.1. включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом
уровне (обязательная часть федерального компонента);
5.1.2. в учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на
базовом уровне (из части, формируемой участниками образовательных отношений);
5.1.3. включить в учебный план региональный компонент.
VI. Контроль исполнения индивидуального учебного плана
6.1. Образовательная
общеобразовательных

организация

программ

осуществляет контроль

учащимися,

перешедшими

на

за освоением
обучение

по

индивидуальному учебному плану.
6.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся,
переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляются в

соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся образовательной организации.
VII. Государственная итоговая аттестация обучающихся
7.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся, переведенных на
обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляется в соответствии с
действующим законодательством.
7.2. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не
имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший
индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения
государственной

итоговой

аттестации

по

соответствующим

образовательным

программам.
VIII. Заключительные положения.
8.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы
учреждения в соответствии с индивидуальным учебным планом осуществляется
исходя из расходных обязательств на основе муниципального задания по оказанию
муниципальных образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов.
8.2. Материально-техническое оснащение образовательной деятельности в
Учреждении должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных
планов учащихся.
8.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу
с момента его утверждения.
8.4. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь
изданными

нормативными актами муниципального, регионального, федерального

органов управления образованием только решением педагогического совета.
8.5. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом
совете образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое
утверждается приказом руководителя образовательной организации. После принятия
новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».