Чтение АООП УО вариант 1

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Чтение является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся,
формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель обучения чтению детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью
реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

Общая характеристика учебного предмета
Для чтения подобраны произведения народного творчества, классиков русской литературы, зарубежной литературы, доступные понимаю
статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя
разбираться в содержании прочитанного.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их
кругозора, воспитания нравственных качеств. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым
дети с нарушением интеллекта в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание
прочитанного.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению
причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным
пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса,
обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности
текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с годовым учебным планом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), курс чтение рассчитан: в 3 классе – на 136 ч. (34
учебные недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение чтения в 3 классе, определено недельным учебным планом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 1-4 классов и составляет 4 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения предмета
Минимальный уровень:
-осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
- пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
- чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с
соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
- чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
- определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
- чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
- пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
- выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Содержание учебного предмета
Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие
рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных
праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем
мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг
другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.

Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и «про себя». Формирование умения
самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор
соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя.
Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в
книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.

Тематическое планирование
№

Тема
Здравствуй, школа!
Осень наступила…
Учимся трудиться
Ребятам о зверятах
Чудесный мир сказок
Зимушка – зима
Так нельзя, а так можно
Весна в окно стучится
Весѐлые истории
Родина любимая
Здравствуй, лето!
Итого

Количество
часов
10
13
14
14
10
22
10
20
7
8
8
136


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».