Физическая культура АООП УО вариант 1

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету физическая культура для 1-4 классов разработана в соответствии со следующими документами:
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
22 декабря 2015 г. № 4/15);
Цели рабочей программы по физической культуре
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в качестве задач реализации содержания учебного предмета физическая культура в течение всего срока освоения адаптированной
основной образовательной программы определяет следующие:
1.
Коррекция нарушений физического развития;
2.
Формирование двигательных умений и навыков;
3.
Развитие двигательных способностей в процессе обучения;
4.
Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
5.
Раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной
деятельности;
6.
Формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
7.
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
8.
Поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
9.
Формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
10. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
11. Воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;
Очевидно, что ни одна из перечисленных задач не может быть решена отдельно от остальных. Решение каждой из задач возможно только в
комплексе.

Общая характеристика предмета
Приведенные выше задачи определяют место физической культуры не только в учебном плане, но и в организации
жизнедеятельности школьников, так как непосредственно связаны с сохранением и укреплением их здоровья и развитием возможностей
систем организма ребенка, как наиболее важной составляющей процесса образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями ). Спектр столь широко обозначенных задач, несомненно, может быть решен только всей совокупностью
урочной и внеурочной деятельности, приобретением опыта социального взаимодействия в процессе проведения массовых спортивных
событий, а также участием ребенка в физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.

Место предмета в учебном плане
Учебный предмет физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана. В учебном плане общего
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I–IV классы для 3 класс – 105 часов в год (3 часа в
неделю).

Личностные и предметные результаты освоения физической культуры
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ведущее место отводит личностным результатам, которые включают индивидуально-личностные качества, жизненные и
социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Достижение личностных результатов обеспечивается
содержаниемотдельных учебных предметов и внеурочной
деятельности; овладением доступными видами деятельности;
опытом
социального взаимодействия. В п. 4.2.
Стандарта дан перечень личностных результатов:
1)
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2)
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5)
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6)
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7)
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
8)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Что касается предметных результатов, то они связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и
характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
Согласно п. 4.3. Стандарта предметные результаты освоения АООП по предмету физическая культура должны отражать:
1)
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня утренняя зарядка,
оздоровительные мероприятия, подвижные игры);
2)
первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности;
3)
вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта;
4)
умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок.
Определены уровни предметных результатов, которые являются обязательными для всех учебных предметов: минимальный и
достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся, достаточный – нет.
Предметные результаты по Физической культуре:
Минимальный уровень:
•

представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

•
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
•
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
•
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о
двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчѐт при выполнении общеразвивающих упражнений;
•
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
•

взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх

и эстафетах под руководством учителя;
•
знание правил бережного обращения с инвентарѐм и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в
процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Достаточный уровень:
• практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и
других видов физической культуры;
•
самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
•
владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в
оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);

•
•
•
•
•

выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
подача и выполнение строевых команд, ведение подсчѐта при выполнении общеразвивающих упражнений.
совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
знание спортивных традиций своего народа и других народов
знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в
практической деятельности;

•
знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных
действий под руководством учителя;
•
знание и применение правил бережного обращения с инвентарѐм и оборудованием в повседневной жизни;
•
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно- спортивных мероприятиях.
Предметные результаты являются тем базисом, на который «наращиваются» личностные результаты и жизненные компетенции. В
области физической культуры это триединство технической, физической теоретический подготовленности (сформированность знаний в
области физической культуры) обучающихся.

Содержание предмета
Ключевым ориентиром построения процесса физического воспитания в 1-4 классе является широкое использование подводящих
упражнений для освоения двигательных действий при освоении основного содержания разделов программы.
Содержание рабочей программы отражено в четырех разделах: «Знания о физической
культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные игры».
Каждый первый урок в четверти начинается разделом «Основы знаний». Освоение легкой атлетики предусмотрено в первой и
четвертой четвертях, так как занятия по этому разделу могут проводиться на открытой спортивной площадке, это обеспечивает решение
задач по опосредованному закаливанию учащихся. Раздел «Гимнастика» расположен во второй четверти и начале четвертой, а подвижные
игры осваиваются в третьей четверти.
В течение учебного года на освоение одного комплекса общеразвивающих упражнений (далее - ОРУ) отводится три урока, при этом
необходимо использовать самый разнообразный инвентарь и оборудование.
Коррекционные игры имеют следующую направленность:
• развитие способности ориентирования в пространстве;
• развитие тактильно-кинестетической способности рук;

•формирование способности вести совместные действия с партнером;
• развитие точности движений, активизация психических процессов: восприятия, внимания,
памяти; • развитие мелкой моторики рук; • активизация речевой деятельности.
Основное содержание разделов построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений и навыков: разучивание,
повторение и закрепления техники разучиваемого движения.
Примерной рабочей программой предусмотрены следующие виды работы:
•
беседы,
•
выполнение физических упражнений,
•
тестирование.
При подборе тестов необходимо исходить из задачи комплексной оценки развития двигательных способностей ребенка:
силовых , скоростных, координационных, гибкости и общей выносливости . Поэтому, необходимо отдавать предпочтение таким тестам,
которые наименее зависимы от сформированности двигательного умения. К тестам, результаты которых наименее зависимы от уровня
овладения техникой выполнения можно отнести: кистевую динамометрию (силовые способности), бег с ходу (скоростные или общая
выносливость в зависимости от дистанции), наклон вперед из седа (гибкость) и т.д.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Раздел

Количество часов

1

Легкая атлетика

26

2

Гимнастика

21

3

Подвижные игры

26

4

Гимнастика

12

5

Легкая атлетика

14

6

Подвижные игры

3

Итого

102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».