Русский язык АООП УО вариант 1

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации
обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно
связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном
обществе.

Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом
литературного чтения: - овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование
текстовой информации); - овладение техникой чтения, приѐмами понимания и анализа текстов; - овладение умениями, навыками различных
видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»: приобретение и систематизация знаний о языке;
- овладение орфографией и пунктуацией;

- раскрытие воспитательного потенциала русского языка; - развитие чувства языка.
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово,
предложение, словосочетание);
- формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
- овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- развитие навыков устной коммуникации;
- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с годовым учебным планом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), курс русского языка рассчитан:

в 3 классе – на 102 ч. (34 учебные недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение русского языка в 3 классе, определено
недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 1-4 классов и
составляет 3 часа в неделю.

Результаты освоения предмета
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области
«Русский язык» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В рабочей программе для 1-4 классов
определены планируемые личностные и предметные результаты освоения АООП, которые представлены в разделе «Планируемые
результаты освоения учебного предмета». Примерная рабочая программа по предмету «Русский язык» обеспечивает достижение
планируемых личностных и предметных результатов освоения АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и к результатам освоения АООП.
структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения
АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки. Определенные рабочей программой для 1-4 классов планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные
особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе
целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета. Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с
умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе, следует рассматривать как возможные
личностные результаты
В

освоения учебного предмета, и использовать их как ориентиры при разработке учителем собственной рабочей программы с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык
и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе с тем, как особо указывается в АООП, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к
получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв;
- ударных и безударных согласных звуков;

- оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
- выделение из текста предложений на заданную тему;
- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30- 35 слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и
признаков предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в
конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения; выделение темы текста (о чѐм идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по
смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

Содержание учебного предмета
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный
звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий: «слово»,
«предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух
некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на
плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к
усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов,
относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных
предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению

и т. д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных
навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметнопрактической
деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
Обучение грамоте
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение
последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов. Образование и
чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов,
закрытых трѐхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и
чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале
предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок,
чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве
листа в тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного
разбора с учителем. Усвоение приѐмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений,
написание которых не расходится с их произношением.

Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения;
раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами
сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного
намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и
предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех
предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Практические грамматические упражнения и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие.
Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ѐ, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что?
расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительноласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сѐл и деревень, улиц,
географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова-друзья» и «Слова-враги»).
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что
делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название
признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного
расположении предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в
середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнѐзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова,
подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление
предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление

предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение
предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста».
Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление
небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.

6. Тематическое планирование
№

Тема
Повторение
Звуки и буквы
Слово
Предложение
Повторение
Итого

Количество
часов
7
43
31
14
7
102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».