Музыка АООП УО вариант 1

Пояснительная записка
Цели образовательно-коррекционной работы учебного предмета «Музыка»
Цель – формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как
неотъемлемой части духовной культуры личности. Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств,
необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к
профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные
представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью;
верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка,
правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах). Задачи учебного предмета «Музыка»:
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными
музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и
привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей,
самостоятельной музыкальной деятельности;
развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в
восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;
развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное
восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух
и др.);
обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовнонравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во
внеурочной деятельности;
формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи,
звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации
потребности в слушании музыкальных произведений в записи.
-

Общая характеристика учебного предмета
«Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей,
мотивации к музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной
деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах
детского оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вырабатываются необходимые умения
музыкального восприятия, музыкально-исполнительские навыки, приобретаются первоначальные сведения о творчестве композиторов,
элементарные представления о теории музыки. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается
специфическими психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности.
Музыкальнообразовательный процесс основан на принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности,
доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью учебный предмет «Музыка» является обязательным учебным предметом предметной
области «Искусство. Учебный предмет «Музыка» проводится в3 классе – 1 час в неделю.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
- положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
- готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной
деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
- готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в
социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
- осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
- адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
- начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
- сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;

- наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- определение содержания знакомых музыкальных произведений;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); - владение
элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него;
- представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании;
- сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро,
умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.

Содержание учебного предмета
При определении содержания учебного предмета «Музыка» необходимо учитывать следующие требования:
- социокультурные требования современного образования;
- приоритет отечественной музыкальной культуры и музыкальных традиций в контексте мировой культуры;
- художественная ценность музыкальных произведений;

- доступность содержания учебного предмета «Музыка» обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); психотерапевтические и психокоррекционные возможности музыкальной деятельности.
Содержание программы по музыке базируется на изучении обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
основ музыкального искусства:
- жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности);
- основные средства музыкальной выразительности;
- формы музыки (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная);
- зависимость формы музыкального произведения от содержания;
- основные виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, музыкальное восприятие.
Основу содержания Программы составляют: произведения отечественной (русской) классической и современной музыкальной
культуры: музыка народная и композиторская; музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному
краю, природе, труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки; основные жанры русских народных песен;
песенность как основная черта русской народной и профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов.
Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему
пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных
представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.
Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от соответствия содержания музыкальных произведений возможностям
восприятия их обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо учитывать наличие образного
содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры
и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая,
профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального
языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных,
звукоподражательных элементов.
В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают: умением
слушать музыку, адекватно реагируя на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; элементарными
представлениями о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; эмоциональной отзывчивостью и
эмоциональным реагированием на произведения различных музыкальных жанров, разных по своему характеру; умением передавать
словами примерное содержание музыкального произведения; умением определять разнообразные по форме и характеру музыкальные
произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия); умением самостоятельно узнавать и называть музыкальные
произведения по вступлению; умением выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; умением

различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); представлениями о сольном и хоровом пении; о различных музыкальных
коллективах (ансамбль, оркестр); представлениями о музыкальных инструментах и их звучании.
Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и
композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал характеризуется смысловой доступностью,
отражает знакомые образы, события и явления, имеет простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы,
соответствующие требованиям организации щадящего голосового режима. Примерная тематика произведений: о природе, труде,
профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров: песни-прибаутки, шуточные песни, игровые песни,
трудовые песни, колыбельные песни и пр.
Для формирования у обучающихся с умственной отсталостью навыка пения осуществляется: обучение певческой установке
(непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы,
устойчивая опора на обе ноги, свободные руки); работа над певческим дыханием (развитие умения бесшумного глубокого, одновременного
вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка
навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при
исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с
различными динамическими оттенками; пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного,
ненапряженного звучания (развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно
выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на
один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения); развитие умения мягкого, напевного,
легкого пения; активизация внимания к единой правильной интонации (развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе
группы и индивидуально); развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и
инструмента; работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства
ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной
артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии; развитие умения
показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания
содержания песни на основе характера ее мелодии и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими
элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие
умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников.
Обучающиеся знакомятся с музыкальными понятиями: высота и длительность звука,музыкальный коллектив (ансамбль, оркестр, хор);
продолжают изучать многообразие музыкальных инструментов (орган, арфа, флейта, виолончель, саксофон, балалайка, другие народные
инструменты) и музыкальной формы (части произведения).У обучающихся формируются элементарные представления о
полифункциональностимузыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, трудовой деятельности); разновидностях маршей
(военный, спортивный, праздничный, траурный) и танца (вальс, полька, танго, полонез, хоровод).Обучающиеся приобретают знания о

музыкальных профессиях, специальностях (композитор, дирижер, музыкант, певец); особенностях творчества композиторов; о составе и
звучании симфонического оркестра, современных творческих объединений; о жанрах музыкальных произведений (опера, балет, соната,
симфония, концерт, квартет, романс, серенада).

Тематическое планирование
№

Тема

Количество часов

1
2
3
4

Средства музыкальной выразительности
Формы музыкальных произведений
Мелодия
Элементы музыкальной грамоты
Итого

8
8
10
8
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».