Мир природы и человека АООП УО вариант 1

1. Пояснительная записка
Программа учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе АООП для обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель программы – реализация современного взгляда на обучениеестествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план
обеспечение:
– полисенсорности восприятия объектов;
– практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными нарушениямис предметами познания, по возможности в натуральном
виде в естесственных условиях;
– накопления представлений об объектах и явлениях окружающей среды черезвзаимодействие с различными носителями информации; –
закрепления представлений в различных формах и видах деятельности;
– постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых тем.
Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений
и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
- конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого
материала;
- вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой
природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом
формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно
раскрывать причинно-следственныесвязи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной
деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план
обеспечение:
- полисенсорности восприятия объектов;
- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по
возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации:
устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в
совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
- закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с
предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
- постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире:
живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая
направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об
особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных
условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе
человек)», «Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений,
практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и
явлениями.

Общая характеристика учебного предмета
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом
развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
При отборе материалов для примерной рабочей программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об
особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными
нарушениями.

Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности тематического
планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их
новыми сведениями.
С одной стороны, содержание рабочей программы курса «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и
явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные,
временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс «Мир природы и человека» должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов,
как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний.
Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе. В течение этого
времени учитель решает следующие задачи:
- формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
-формирование представлений у обучающихся о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене
времен года.
На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии,
коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации
большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или
природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.
Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и
речевая практика, математика, искусство, технология, а также найти им применение в программе внеурочной деятельности.

Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для I-IV
классов, курс «Мир природы и человека» рассчитан: в 3 классе на 34 ч (34 учебные недели)
Адаптированная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета1ч в неделю в 3 классах соответственно.

Личностные и предметные результаты освоения предмета
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому
помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных
умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир
природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных
умений и навыков:

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий
для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным
рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и
человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - овладение
самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и
стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания
в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить
конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению
общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о
работе и т. д.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими
коммуникативными навыками:
-умением вступать в контакт и работать в группах;
-умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
умение
обращаться за помощью и принимать помощь;
-умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных вида деятельности и быту;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия:
--входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
-самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);
-использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

-самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
-корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
-принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся
с интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательнымучебным действиям:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,
-характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
-находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
-использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
-называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
знать и употреблять названия и
свойства изученных предметов и явлений, их частей;
знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Таким образом, для решения тех или иных задач в каждой теме курса представлены задания на развитие той или иной жизненной
компетенции. Так, в теме «Объекты живой и неживой природы» отрабатываются навыки нахождения ориентировочных компонентов по
дороге в школу, домой. При изучении темы «Человек» отрабатываются навыки коммуникативных компетенций, овладения принятыми
ритуалами взаимодействия и т.д.
Предметные результатыизучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.
Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
-правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
-различать объекты живой и неживой природы;
-выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
-называть наиболее распространѐнных диких и домашних животных своей местности;
-называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие
умения и навыки:
-овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;
-узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

-отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;
чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.

знание правил гигиены органов

Содержание учебного предмета
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на
циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений,
животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь.
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны,
поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость
изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений:
температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый,
направление и сила, на основе наблюдений);солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза),
состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки). Солнце и изменения в
неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с
названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний
сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения,
спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с
сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода.Узнавание и называние объектов неживой природы.

Простейшие признаки объектовнеживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные изаметные свойства
(выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение.Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде,
вокруг которой вкосмосе двигается Земля. Живая природа
РастенияРастения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания,
использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход.
Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные
представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана,
использование человеком.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование
человеком.
Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем
кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания,
питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор
веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное
отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними
животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Человек
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо:
глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук
(мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение
новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима
работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание:
овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и
занятия спортом .

Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки,
учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или
краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в
учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи,
троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность.
Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение
нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег. Безопасное
поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков.
Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными
людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного,
проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники.
Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме
и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в
природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи
по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила
нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила
безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для
уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

Тематическое планирование

№

Тема

1
2
3
4

Сезонные изменения в природе
Неживая природа
Живая природа
Итого

Количество
часов
11
4
19
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».