ИЗО АООП УО вариант 1

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Общая характеристика учебного предмета
В процессе обучения изобразительной деятельности, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей
действительности в продуктах деятельности ребенок с интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его
познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» вместе с предметом «Музыка» составляют предметную область «Искусство».
Основные задачи изучения предмета:
-Воспитание интереса к изобразительному искусству;
-Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
-Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
-Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественноэстетического кругозора;
-Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о
них;
-Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
-Обучение изобразительным техникам и приѐмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
-Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);
-Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной
деятельности;
-Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
--Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
-Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения
результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

Описание места учебного предмета
Учебные предметы предметной области «Искусство», наряду с другими предметами основных образовательных областей «Язык и речевая
практика», «Математика», «Естествознание», «Технологии», «Физическая культура», составляют обязательную часть учебных планов
АООП образования умственно отсталых обучающихся (интеллектуальными нарушениями).
Изучение предметов обязательной части учебного плана для всех образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию
и реализующих адаптированную образовательную программу по ФГОС образования, обучающихся с легкой степенью умственной
отсталости обучающихся (интеллектуальных нарушений) (вариант 1), предусмотрено в учебное (урочное) время. Освоение предмета
«Изобразительное искусство» предусмотрено на первых двух этапах обучения:
на I-ом этапе ― в 1-4 классах;
на II-ом этапе ― в 5 классе.
Согласно учебному плану образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальных нарушений), всего на
изучение на предмет «Изобразительное искусство» отведено по 1 часу в неделю для 3 класса, что составляет 34 часа за учебный год.

Планируемые результаты освоения предмета
Требования к умениям и навыкам:
Обучающиеся должны уметь:
- организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно располагать бумагу и держать карандаши;
- выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, осуществляя выбор по образцу и по названию;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;
- уметь рисовать предметы по подражанию действиям взрослого, по образцу и словесной инструкции, передавая их основные свойства; выражать простые оценочные суждения о своих рисунках и рисунках товарищей; - правила организации рабочего места на уроке.
Обучающиеся должны знать:
-названия всех изображаемых предметов;
-название и назначение инструментов и материалов для изобразительной деятельности.

Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе
ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух
видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ―
введения, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным
опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных
отношений, обучающихся в различных средах.
Личностные результаты обучения в связи с усвоением учебной программы по изобразительному искусству:
-положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
-понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
-адекватные представления о собственных возможностях;
-осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;
-умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»
-проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
-привычка к организованности, порядку, аккуратности;
-стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;
-установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметнопрактической деятельности.
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
-овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
-сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец I-го
этапа обучения (IV класс):
Минимальный уровень:
-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
-знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
-знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка»,
«пятно», «цвет»;
-пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
-знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
-знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и
др.;
-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
-следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности;
планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий, и корректировка хода
практической работы;
-владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
-рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в
рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
-применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
-ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности;
-адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых
оттенков цвета;
-узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
-знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
-знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
-знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
-знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет», объем и др.;

-знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
-знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
-знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
-нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
-следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
-оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
-использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
-рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
рисование по воображению;
-различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
-различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
различение жанров
изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Содержание учебного предмета
Содержание программы представлено в четырех разделах, отражающих направления освоения курса: «Обучение композиционной
деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета
предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы
бумаги: формы прямоугольника, квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола,
парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении).
Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально
или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.
Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением. Расположение изображения посередине, слева,
справа, внизу, вверху листа.
Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении
(большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).
Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе).
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».

Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и
различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путѐм сравнения: овал,
прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов
простой и сложной формы.
Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы.
Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры. Конструирование сложных форм из простых (по образцу
и собственным представлениям).
Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги из большой прямоугольного листа,
маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого
изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по
опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.
Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе (повторение одного элемента на всем протяжении
полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по
вертикали).
Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно).
Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот.
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.
Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов
спектра.
Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.
Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение
предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке,
аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры.
Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством
изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно»
Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и
декоративном рисовании, аппликации.

Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы
и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И.
Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись
игрушек.
Направления работы
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью,
красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Развитие моторики рук: формирование представлений детей о движении руки при изображении, при помощи активных и пассивных
(движение руки ребенка рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения
владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и
ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
-разминание куска пластилина;
-отщипывание кусков от целого куска пластилина;
-размазывание по картону;
-скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, оттягивание;
-примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
-складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
-совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
-расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующем пространственном положении;
-составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
-приемы работы ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям);
-раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями:
внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине, с учѐтом композиции;
-приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея;

-приѐмы отрывания при выполнении отрывной аппликации.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
-рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу; обведение контура по точкам (пунктирам);
-рисование прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных
линии; линий замкнутого контура (круг, овал);
-удерживание карандаша, фломастера в руке под определѐнным наклоном к плоскости поверхности листа;
-осваивание техники правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании;
-рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш;
-завершение изображения, дорисовывание предметов несложных форм (по образцу);
Приемы работы красками:
-примакивание кистью;
-наращивание массы;
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
-правила обведения шаблонов;
-обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм.
Перечень практических работ:
‒ рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на
свободную и заданную тему; декоративное рисование.
‒ лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему;
лепка декоративной композиции;
‒ выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация»)
и фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению;
выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
‒ проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картин художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения
народного и декоративно- прикладного искусства.
Содержание программы во 2 классе продолжается в четырех разделах, отражающих направления освоения курса: «Обучение
композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие
восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций
художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а
выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока. Обучение композиционной деятельности
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать
умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету;
составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно
накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый,
зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и
треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов;
соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять
существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать
рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке;
изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов
и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
Обучение восприятию произведений искусства
Развить у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картине,
сравнить их между собой; называть и дифференцировать цвет. Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего
дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева,Е. Чарушина и др.).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
‒ свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
‒ ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
‒ использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
‒ закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на
карандаш;
‒ рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
‒ понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);

‒ различать и знать названия цветов;
‒ узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Содержание программы в 3 классе продолжается в четырех разделах, отражающих направления освоения курса: «Обучение
композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие
восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин
предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Обучение композиционной деятельности
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец;
определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при
рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой я продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной,
прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной
формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в
рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать
изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Обучение
восприятию произведений искусства
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые
средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года. Основные
требования к званиям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь:
‒ правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
‒ самостоятельно размешать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
‒ ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
‒ правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
‒ делить лист на глаз на две и четыре равные части;
‒ анализировать с помощью учителя строение предмета;
‒ изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

‒ рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
‒ в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы
крупнее дальних, хотя и равных по величине; ‒ различать и называть цвета и их оттенки;
‒ узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами
изобразительного искусства;
‒ анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

Тематическое планирование
№

Тема

1

Дует сильный ветер.

2
3

Деревья склоняются от сильного
ветра.
«Парк осенью»

4

Панорама с бабочками.

5

Ткань для платья с изображением

Количество
Содержание
Характеристика видов деятельности
часов
обучающихся
1
Рассматривание иллюстраций в детских Уметь проводить прямые,
книжках. Рисование лето-осень.
вертикальные,
горизонтальные,
наклонные линии.
1
Изучение и наблюдение за природой. Ориентироваться на плоскости листа
Слепить, нарисовать.
бумаги
1
Рисование листьев и ягод (по образцу). Различать и называть цвета
беседа по картинам об осени (И.
Левитан. «Золотая осень», В. Поленов.
«Золотая осень»)
1
Самостоятельное составление
Уметь передавать в рисунке
симметричных
узоров.
характерные особенности формы
Изобразить бабочек и приклеить предмета, сравнительные размеры,
на рисунок с цветами. Аппликация.
симметрия.
1
Рисование геометрического
Обводить карандашом шаблоны

бабочек и цветов.
6

Необычная бабочка

1

орнамента в квадрате
несложной формы
(построить в квадрате осевые линии).
Аппликация
с
соблюдением Ориентироваться на плоскости листа
симметричности узора.
бумаги.

7

Пейзаж акварелью «по-сырому».

1

8

Преврати пятно в изображение.

1

9

Фигура человека в движении.

1

10

Человек в движении.

1

11

Пейзаж в моно цвете.

1

12

Беседа «Знакомство с работами
Каргопольских мастеров».

1

13

Натюрморт.

1

14
15

Натюрморт. Аппликация.
Косовская роспись

1
1

16
17

«Сказочная птица»

2

18

Узор на рукавичке

1

Рассматривание иллюстраций в детских
книжках. Рисунок.
Смешивание основных цветов с
белилами.
Рисунок.
Пастельными
цветами.
Слепить
из
пластилина
фигуры
человечков в движении.
Нарисовать слепленных человечков
дополнить изображение фоном и
сюжетом.
Нарисовать деревья в лесу и лыжника.

Ориентироваться на плоскости листа
бумаги.
Уметь рисовать по представлению

Уметь наблюдать за фигурой человека.

Изображать линию горизонта и по
возможности пользоваться приѐмом
загораживания.
Ориентироваться на плоскости листа
бумаги
Лепка каргопольской
лошадки
Применять приѐмы кистью элементов
из пластилина. Рисунок
декоративных изображений на основе
слепленной лошадки.
народной росписи.
Рисование с натуры натюрморта.
Обводить
карандашом
шаблоны
Изучение формы.
несложной формы. Уметь располагать
предметы спереди, сзади.
Вырезание предметов по шаблону.
Различать и называть цвета.
Декоративное оформление орнаментом Изображать последовательность
шаблона- ваза или тарелка.
повтора в узоре.
Рисование птицы, используя части тела Соединять разные части тела птиц
разных птиц.
придумывая свою сказочную. Уметь
сравнивать изображения. Выделять
особенности .
Беседа об изобразительном искусстве. ориентироваться на плоскости листа
Знакомство с полхов-майданскими бумаги
изделиями. Рисование узора(выкройка
вырезается из бумаги — готовая

форма)
19
20

Симметричный узор по образцу.
«Елка зимой в лесу»

1
1

21

Узор в полосе.
Декоративное рисование.

1

22

Кораблик. Рисование с натуры.

1

23

Беседа по картинам К. Юона «Конец
зимы», «Полдень»
«Мой любимый сказочный герой».

1

Рассматривание основных форм.
Рисование с натуры кораблик, ракета.
Беседа по картинам.

1

Рисование любимого сказочного героя.

Декоративное рисование
оформление поздравительной
открытки к 8 Марта
Сервиз. Аппликация. Создание
орнамента по образцу.

1

Рисование узора в круге - расписная
тарелка (круг - готовая форма).

1

27

Городецкая роспись.

1

28

Самолет.

1

Аппликация узора в полосе из
чередующихся геометрических фигур,
данных учителем.
Рисование с натуры башенки из
элементов строительного материала
Оригами

29

Весна

1

24

25

26

Изучение симметрии
Рассматривание
различных
зимних пейзажей.

Различать и называть цвета
Уметь моделировать Уметь проводить
прямые,
вертикальные,
горизонтальные, наклонные линии.
Декоративное рисование — узор в
Рисование узора в полосе из цветов и
полосе для косынки треугольной формы листочков.
(треугольник — готовая форма).

Беседа по картинам о весне (И.
Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи
прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и
др.).

Обводить карандашом шаблоны
несложной формы
Построение, компановка, соотнесение
пропорций, выбор цветового решения
Изображать линию горизонта и по
возможности пользоваться приѐмом
загораживания.
Различать и называть цвета

Передавать в аппликации форму, общее
пространственное положение, основной
цвет простых предметов.
Обводить карандашом шаблоны
несложной формы
Уметь выполнять последовательно
задание по бумажной пластике.
Рисование с натуры весенней веточки
устанавливать ее сходство с известными
геометрическими формами с помощью
учителя

30

«Деревья весной»

1

31

«Праздник Победы» (праздничный
салют)

1

32

Иллюстрация к сказке «Колобок»

33

Рисование с натуры куста земляники
с цветами.
Лето пейзаж.

34

Передавать в рисунке форму, общее
пространственное положение
Передавать в рисунке форму, общее
пространственное положение

Ориентироваться на плоскости листа
бумаги
Различать и называть цвета

1

Передавать в рисунке форму, общее
пространственное положение

1

Передавать в рисунке форму, общее
пространственное положение
Беседа по картинам на тему
«Разноцветные краски лета» (А.
Куинджи. «Березовая роща», А.
Пластов. «Летом»)

Применять приѐмы кистью элементов
декоративных изображений на основе
народной росписи (Городец, Хохлома).
Ориентироваться на плоскости листа
бумаги
Ориентироваться на плоскости листа
бумаги

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».